Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире насчитывается 29 государств с федеративным устройством. Наиболее известны из них Австрия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Россия, США, Швейцария, Российская Федерация. Каждая федерация по-своему уникальна и неповторима. Это разнообразие связано с тем, что становление и развитие федеративного государственного устройства проходили в разных исторических, политических, социальных и экономических условиях, к тому же идея федеративного государства не обладает таким универсальным характером, как, например, идеи естественных прав человека, демократии или разделения властей. Последние, появившись за много лет до принятия первых конституций, и поныне сохраняют свое неизменное и повсеместное действие.
По мнению немецких конституционалистов, каждая федерация может быть федерацией лишь на собственный, национальный лад . В отдельно взятом федеративном государстве используются специфические методы распределения предметов ведения и полномочий, что делает это государство неповторимым в той же мере, в какой неповторима любая отдельно взятая человеческая личность. Таким образом, не существует некоей универсальной модели федерации, к которой мог бы прибегнуть законодатель страны, конструируя ее федеративное устройство и оформляя его в конституции. При этом ФРГ, наряду с Российской Федерацией, несмотря на все различия между ними, немецкие конституционалисты все же относят к так называемым «классическим образцам» федеративных государств.
Однако уникальность каждого федеративного государства вовсе не препятствует теоретическому осмыслению проблем федерализма. Точно так же, как для биологии важно установление существенных признаков человека, которые отличают его от других организмов нашей планеты, так и для конституционного права большое значение имеет определение существенных признаков федерации, которые отличают ее от других форм государственного устройства, то есть тех признаков, без которых государство не может быть названо федерацией. Но вместе с тем такое исследование должно быть неразрывно связано с изучением национальной специфики отдельного федеративного государства.
Исходя из этого, цель данной курсовой работы заключается в исследовании федеративного устройства.
В соответствии с данной целью необходимо представить задачи курсовой работы:
- выделить понятие федеративного устройства;
- рассмотреть основные принципы современных федеративных отношений;
- выделить признаки федеративного устройства;
- обозначить модели федерации;
- рассмотреть особенности распределения компетенции в сфере законодательной и исполнительной власти между федерацией и субъектами федерации в России;
- рассмотреть особенности распределения компетенции в сфере судебной власти между федерацией и субъектами федерации в России.
Объектом курсовой работы является изучение общественных отношений, которые складываются в процессе формирования федеративного устройства.
Предметом курсовой работы выступает совокупность средств и методов правового регламентирования, которые сформировались в процессе изучения выше обозначенных отношений.
В процессе работы применялись, такие методы исследования как анализ, синтез, моделирование, аналогия, дедукция, и обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
1.1 Понятие и признаки федеративного устройства
Понятия «федерализм» и «федеративное устройство» зачастую используются как синонимы. Тем не менее, эти термины соотносятся как общее и частное. Федерализм выступает определением более широким и содержательным. Смысловая нагрузка термина «федерализм» не ограничивается лишь трансформацией государственной области, а охватывает всю общественную систему целиком: «...федерализм... может существовать без федерации, но невозможно существование федерации без федерализма» . Федерализм определен способностью самоуправляющихся образований более результативно представлять, охранять и легитимировать общие интересы. Свое выражение федерализм находит как в государственных, так и в общественных институтах, например таких как: профсоюзы, общественные движения и прочие.
Профессор Д. Элейзер, анализируя федерализм как родовое понятие, вычленял такие его разновидности, как непосредственно федерация, конфедерация, федерализм как система противостоящих отношений между мощными федеративным государством и федерируемым в его состав другим государством (к примеру США и Пуэрто-Рико), ассоциированная государственность, квазифедеративные образования - унии, лиги (к примеру государства АСЕАН), кондоминиумы, конституционная регионализация (например, Италия), конституционное самоуправление (например, Япония) .
Федеративное устройство выступает как наиболее законодательно регламентированной формой федерализма, так и наиболее освоенной юридической доктриной. Создана система признаков, которые характеризуют федеративное устройство государства. Одной из наиболее сущностных особенностей федерации выступает политическая и юридическая возможность принятия участия регионов в осуществлении и выполнении общегосударственных вопросов.
Федерализм и федеративное устройство не отрицают государственный суверенитет, однако оказывают значительное влияние на его формирование и осуществление суверенной воли и суверенной власти. Федеративное устройство предполагает «равновесие федеральной и местных властей, при котором федерированные части сохраняют особое, своеобразное самостоятельное участие в правительственной организации общефедерального суверенитета» . Полномочия и правовой статус субъектов федерации не могут быть модифицированы федеральными органами в одностороннем порядке, так как на основании идеи федерализма субъекты представлены как изначальные хранители полномочий, которые легли в основу полномочий федерации.
Часть 5 ст. 66 Конституции РФ отмечает, что статус субъекта РФ может быть трансформирован по согласию как РФ, так и субъекта РФ на основании федерального конституционного закона. Субъекты РФ являются государственными образованиями России. Параллельно с этим, статус границ субъектов РФ существенно отличается от статуса границ иных суверенных стран .
В федеративном государстве, если сравнивать с унитарным государством, присутствует двойственность источника формирования воли: основным признаком как федеративного государства, а также субъекта федерации выступает присутствие у субъекта федерации определенного права на формирование общефедеральной воли (как вместе с иными субъектами федерации, так и самостоятельно). С помощью использования этого права субъекты федерации участвуют в определенного рода правоотношениях, называемых федеративными . Правовед Н.А. Филиппова в своей научной работе указывает, что в федеративном государстве суверенная воля формируется в процессе консолидации непосредственно воли народа, с одной стороны, а также воли субъектов федерации - с иной» . В федеративном государстве «общая воля» создается из двойного источника: из совмещения пунктов - волеизъявления граждан и субъектов федерации.
Субъекты федерации инкорпорированы в исполнительную и законодательную федеральную власть . Основным признаком субъекта федерации, по которому можно осуществить отграничение субъекта федерации от законодательной автономии, выступает участие местной власти в создании общей власти. Подобное позволяет отмечать наличие у субъекта федерации определенных прав во взаимоотношениях с федерацией, которые в общей сложности и образуют его юридический статус как субъекта государственной власти .
Определение России как федеративного государства уточняется в конституционных нормах о суверенитете РФ, верховенстве российской Конституции и законов на всей территории РФ и прочее (ст. 4), о составе равноправных субъектов РФ и основах федеративного устройства (ст. 5), о единстве гражданства РФ (ст. 6), органах государственной власти РФ и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации (ст. 11).
Главнейшими для понимания базовых основ конституционного строя выступают положения, представленные в ст. 5 Конституции РФ:
Российская Федерация включает в свой состав республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа - равноправных субъектов РФ.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Таким образом, в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ дана структурная характеристика Российской Федерации как федеративного государства. Разнообразие форм составляющих Федерацию образований - результат исторического развития России, особенностей ее национального состава.
1.2 Основные принципы современных федеративных отношений в России
Конституционные принципы федеративного устройства, применяющиеся в качестве научной концепции, так и в виде обособленной системы юридических положений, находят свое выражение соответственно в научно-доктринальном и легальном (нормативном) измерениях.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.01.1997. - № 1. - Ст. 1.
Научная и учебная литература
3. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015. С. 617.
4. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2018. С. 163.
5. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. - М.: Юстицинформ, 2015. - 188 с.
6. Гайдук В.В. Федеративное государство: конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. М.: Палеотип, 2004. С. 52.
7. Гуляков А.Д. Федерализм: механизм возникновения и основные направления развития. Историко-государствоведческое исследование: монография. М.: РИОР: ИНФРА, 2020. С. 353.
8. Добрынин Н.М. Российский федерализм и федерация: конъюнкция смыслов и реалий // Российский юридический журнал. 2020. № 2.
9. Ежукова О.А. Модель федеративного устройства России в контексте мировой практики федеративных отношений // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 9. С. 46 - 54.
10. Емельянов А.С. Развитие налогового федерализма в контексте формирования федеральных территорий // Финансовое право. 2022. N 1. С. 23 - 26.
11. Забелина М.В. Конституционно-правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 3.
12. Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. М.: Логос, 2005. С. 241.
13. Коновалова Л.Г. Разделение властей с четко обозначенными и реальными полномочиями парламента как признак парламентаризма // Российский юридический журнал. 2017. № 3. С. 39 - 54.
14. Конституции зарубежных государств / сост. проф. В.В. Маклаков. М., 2003. С. 440.
15. Конституции зарубежных государств: учебное пособие / сост. проф. В.В. Маклаков. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2018. С. 382 – 385.
16. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / отв. ред. Б.А. Страшун. 3-е изд. М.: БЕК, 2000. С. 419 - 423.
17. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. чл.-кор. РАН, проф. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2006. С. 139.
18. Конюхова И.А. Государственный суверенитет Российской Федерации и вопросы суверенности ее субъектов // Субъекты Российской Федерации: законодательство, организация власти и управления. 2000. № 6.
19. Нарутто С.В. Единство и многообразие российского федерализма // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 60.
20. Правосудие в современном мире: монография / В.И. Анишина, В.Ю. Артемов, А.К. Большова и др.; под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 704 с.
21. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. 4-е изд. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. дата обращения 29.03.2022.
22. Саленко А.В. Конституционные основы германского федерализма // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 6. С. 71 - 79.
23. Семеновский И.Д. О некоторых особенностях государственно-территориального устройства современных федеративных государств // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 2. С. 40.
24. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 69.
25. Филиппова Н.А. Представительство субъектов Российской Федерации: доктринальные основы и особенности конституционно-правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2011. С. 15.
26. Хессе К. Основы конституционного строя ФРГ. М., 1981. С. 276 - 277.
27. Хрестоматия по конституционному праву: учебное пособие. Т. III: Конституционное регулирование территориальной организации власти. Конституционно-правовое регулирование способов и порядка формирования государственных органов. Конституционные основы системы и статуса государственных органов / сост. Н.А. Богданова, Д.Г. Шустров. СПб.: Изд. дом «Алеф-Пресс», 2014. С. 202.
28. Чиркин В.Е. Конституционная терминология: монография / В.Е. Чиркин; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015. С. 235.
29. Чичерин Б.Н. Общее государственное право / под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2006. С. 192.
30. Шайхеев Т.И. Статья: Российский федерализм: особенности конституционной модели и проблемы ее практической реализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 6. С. 3 - 8.
31. Шарифов М.Ш. Влияние этнократизма на обеспечение государственного суверенитета и федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 24 - 32.
32. Элейзер Д. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5. С. 106.
33. Ященко А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1912. С. 319 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 29.03.2022.
Судебная практика
34. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 14. - Ст. 1549.
35. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 апреля 1999 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 3 части первой статьи 232, части четвертой статьи 248 и части первой статьи 258 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросами Иркутского районного суда Иркутской области и Советского районного суда города Нижний Новгород» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 17. - Ст. 2205.