Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современные тенденции развития футбола требуют в процессе базовой подготовки юных футболистов постоянного совершенствования их технического мастерства. Практика показывает, что достигнуть этого в большей степени можно посредством совершенствования специальных координационных способностей.
Двигательная активность детей и подростков выступает в качестве важнейшего фактора, обеспечивающего реализацию генетической программы возрастного развития. Большинство из них испытывает в современных условиях недостаток естественной двигательной активности. Восполнение этого дефицита использованием различных форм занятий физическими упражнениями должно быть правильно организовано, основываться на знании закономерностей возрастного развития ребенка. Задерживающее влияние на процессы роста и биологического созревания может оказывать не только недостаточная, но и избыточная физическая активность. Следовательно, необходимо знать ее оптимальные дозы, которые по мере роста организма не остаются постоянными [10, 26].
Футбол с полным основанием можно отнести к тем видам спорта, где к игрокам предъявляются повышенные требования по координированному проявлению физических качеств и выполнению технико-тактических действий в постоянно меняющихся игровых ситуациях. И от того, насколько уверенно и точно футболист выполняет технические приемы в конкретном игровом моменте, зависит командный успех. При всем многообразии технико-тактических действий, выполняемых в соревновательной деятельности, основными, определяющими конечный результат – выигранный матч, являются передачи мяча и удары по воротам. На протяжении многолетнего процесса занятий футболом происходит совершенствование выполнения отдельных элементов технико-тактических действий, которое строится на достаточно высоком уровне развития технической подготовки, заложенной на начальном этапе обучения [24, с. 57].
Есть все основания полагать, что методика подготовки футболистов во внеурочное время, направленная, прежде всего, на тщательную отработку определенных технических навыков и тактических умений, концентрированное развитие специальных физических способностей, вместе с тем не создает нужных условий для совершенствования психомоторных способностей, лежащих в основе формирования координационных способностей в специфической двигательной деятельности.
Процесс совершенствования координационных способностей у футболистов органически связан с решением задач технико-тактической подготовки, развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности [17].
Специалисты отмечают, что важнейшим критерием, обуславливающим в будущем высокие результаты в футболе и, тем самым, определяющим перспективность юных спортсменов, является соответствующий уровень разных координационных способностей (В.Л Ботяев, 2014, В.И. Лях, Садовски Е., 2012; Б.Я. Цирик, 2013).
Обратим внимание на то, что в последние годы появились первые работы, авторы которых пытаются обосновать тесты для диагностики ведущих координационных способностей футболистов в целях их использования в процессах отбора и секции для занятий футболом [2, 8, 13, 24].
Следует подчеркнуть, что такого типа работ выполнено пока очень мало. Кроме того, многие рекомендованные и используемые в практике тесты оценивают скорее «общую ловкость», «координацию движений» или фрагментарные элементы координационной сферы футболистов.
Проблема исследования: Выявить эффективные методы развития координационных способностей и определить уровень развития координационных способностей у футболистов 12–13 лет.
Многие исследователи считают, что наиболее эффективно развиваются координационные способности в условиях отсутствия утомления. Вместе с тем, соревновательная деятельность футболистов предусматривает выполнение специализированных двигательных действий высокой координационной сложности в самых различных функциональных состояниях (от устойчивого до тяжелого проявления утомления) и при различных условиях внешней среды (от комфортных до исключительно сложных) [1, 3, 9].
Цель исследования: Изучить методику развития и оценивания координационных способностей у юных футболистов 12-13 лет.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей у футболистов 12-13 лет.
Предмет исследования: координационные способности футболистов 12-13 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы развития координационных способностей.
2. Выявить эффективные средства и методы развития координационных способностей у футболистов 12-13 лет.
3. Определить уровень развития координационных способностей у футболистов 12-13 лет.
Для решения указанных задач в работе использовались методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; педагогическое тестирование, методы математической обработки данных.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1 Теоретические основы развития координационных способностей у футболистов 12-13 лет
1.1. Характеристика координационных способностей
Физические качества – это врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, которая получает свое полное проявление в целесообразной двигательной активности. Основные физические качества включают мышечную силу, скорость, выносливость, гибкость и ловкость [25, с. 278].
Двигательные способности – индивидуальные способности человека, определяющие уровень его двигательных возможностей. Основой двигательных способностей человека являются физические качества, а формой проявления – двигательные навыки и способности. Двигательные способности включают силу, скорость, скоростно-силовые, моторно-координационные способности, общую и специальную выносливость [25, с. 289].
Двигательные способности того или иного человека развиваются по-своему. Различное развитие способностей основано на иерархии различных врожденных (наследственных) анатомических и физиологических склонностей.
Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры уже давно используется термин «ловкость». С середины 70-х годов для их обозначения все чаще используется термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не идентичны по содержанию.
Необходимо различать абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели двигательных способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития определенных двигательных способностей без учета их влияния друг на друга. Относительные показатели позволяют судить о появлении двигательных способностей с учетом этого явления.
Например, абсолютные (явные) показатели включают скорость бега, длину прыжка, поднятый вес, пройденное расстояние и т.д. Относительными (скрытыми) показателями способностей являются, например, показатели силы человека относительно его массы, выносливости при беге на длинные дистанции с учетом скорости, показатели координационных способностей по отношению к скорости или скоростно-силовым возможностям конкретного индивида.
Существует довольно много абсолютных и относительных показателей двигательных способностей. Учителя физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели физических способностей детей и юных спортсменов. Это поможет им выявить явные и скрытые двигательные возможности в подготовке своих учеников, увидеть, что именно недостаточно развито – координационные или обусловливающие способности, и в соответствии с этим внедрять и корректировать ход учебного процесса.
Двигательные способности делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие. Специальные двигательные способности относятся к однородным группам интегральных двигательных действий: бег, акробатические и гимнастические упражнения на снарядах, метательные двигательные действия, спортивные игры. Так различают специальную выносливость для бега на короткие, средние и длинные дистанции, говорят о выносливости баскетболиста, тяжелоатлета и т.д. Координационные, силовые и скоростные способности также ведут себя по-разному в зависимости от того, в каких двигательных действиях они проявляются [16, с. 189].
«Ловкость» – это способность человека быстро, точно, эффективно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия и успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях [19, с. 134].
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Антипов, А. В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14 летних футболистов в период полового созревания [Текст] / А. В. Антипов. – М.: Физическая культура и спорт, 2002. – 145 с.
2. Антипов, А. В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе [Текст] / А. В. Антипов, В. П. Губа, С. Ю. Тюленьков. – М.: 2008. – 150 с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. Для пед. ин-тов / [Текст] – Под ред. Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 2010. – 287 с.
4. Ботяев, В.Л. Исследование вариативности развития координационных способностей у спортсменов различных специализаций, возраста и квалификации / В.Л. Ботяев // Наука в Олимпийском спорте. – 2012. – №1. – С. 68-74.
5. Ботяев, В.Л. Координационные способности как критерий отбора и оценки технических возможностей юного спортсмена / В.Л. Ботяев // «Олимпийский спорт и спорт для всех»: материалы XVIII Междунар. науч. конгресса. Т.1. – Алматы, 2014. – С. 362-366.
6. Ботяев, В.Л. Специфика проявления и контроль координационных способностей в сложно-координационных видах спорта / В.Л. Ботяев // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 2. – С. 21-23.
7. Ботяев, В.Л. Взаимосвязь и динамика проявления координационных способностей как фактор актуализации системы спортивного отбора / В.Л. Ботяев, Е.В. Павлова // Вестник спортивной науки. – 2008. – № 2. – С. 23 -25.
8. Ботяев, B.JI. Теоретическое обоснование и отбор тестов для оценки координационных способностей спортсменов, специализирующихся в сложно-координационных видах спорта / B.Л. Ботяев, В.В. Апокин, В.А. Стрельцов // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 4. – С. 71-76.
9. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст] / Л. В. Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 296 с.
10. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов; - М.: Издательский центр. Академия, 2000. – 288 с.
11. Годик, М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М.А. Годик, А.П. Скородумова. – М.: Советский спорт, 2010. – 336 с.
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: АРКТИ, 2010. – 185 с.
13. Губа, В. П. Прогнозирование двигательных способностей и основ ранней ориентации в спорте [Текст] / В. П. Губа, Р. Н. Дорохов, В. А. Быков, А. А. Солонкин. – М.: Олимпия Пресс, 2007. – 158 с.
14. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету физическая культура [Текст] / Ю. Д. Железняк. – М.: Академия, 2006. – 272 с.
15. Козловский, В. И. Подготовка футболистов [Текст] / В.И. Козловский. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 173 с.
16. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. – М: Советский спорт, 2004. – 464 с.
17. Лях, В.И., Садовски Е. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовке в спорте / В.И. Лях, Е. Садовски // Теория и практика физической культуры. – 1999 – № 5 – С. 24.
18. Максименко, А. М. Основы теории и методики физической культуры [Текст] / А. М. Максименко. – М.: Типография 4-й филиал, 2001. – 320 с.
19. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 160 с.
20. Монаков, Г. В. Подготовка футболистов [Текст] / Г. В. Монаков. – М.: Советский спорт, 2007, – 288 с.
21. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. – 2013 – № 1 – с. 219-226.
22. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст] / М. Р. Сапин. – М.: Академия, 2005. – 432 с.
23. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики / В.С. Селиванов. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 176 с.
24. Тюленьков, С. Ю. Футбол в зале; система подготовки / С. Ю. Тюленьков, А. А. Федоров. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 86 с.
25. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: 2000. – 430 с.
26. Цирик, Б. Я. Футбол [Текст] / Б. Я. Цирик, Ю. С. Лукашин. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 294 с.
27. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 160 c.