Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Многие страны в настоящее время сталкиваются с нехваткой денег для финансирования своих расходов, включая инвестиции для обеспечения экономического роста как на государственном, так и на частном уровнях. Для решения этой проблемы используются внешние средства, которые приводят к образованию внешнего долга страны. Государственный внешний долг может возникнуть из-за дефицита бюджета на различных уровнях, в том числе государственных предприятий, которые не в состоянии покрыть запланированные расходы и программы на текущий период или не имеют достаточных резервных средств для обеспечения незапланированных расходов. Частный внешний долг связан с потерями предприятий, предприятий, банков, домашних хозяйств или инвестиционной деятельности.
Государственный долг - одна из самых острых проблем для любой страны мира, особенно для России. В современном мире трудно назвать государство, которое не прибегало бы к государственным заимствованиям. Государственный долг никоим образом не считается негативным явлением, включая даже развитые страны, которые не стремятся к его абсолютному погашению. Долги возникают, когда расточительная доля национального бюджета превышает доходы, так что возникает дефицит государственного бюджета, другими словами, государственные долги.
Вопросами государственного долга занимались многие известные ученые. В работах Вавилова А., Трофимова Г., Хейфеца Б., Шенаева В. и др. широко исследуются особенности стабилизации государственного долга в России. Однако многочисленные проблемы появления правительственных обязательств и результативность управления ими, в условиях нестабильности экономики, продолжают быть дискуссионными и мало изученными вопросами.
Цель исследования - изучить и проанализировать структуру, динамику, и выполнить сравнительный анализ государственный долг России в период с 2008 по 2020 гг.
Задачи исследования:
1) изучить структуру и форму государственного долга РФ;
2) выполнить сравнительный анализ государственного долга России.
Объект исследования – государственный долг России.
Предмет исследования – сравнительный анализ государственного долга.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1 Структура и форма государственного долга РФ
1.1 Формы, структура и виды государственного долга
Болдырев Б.Г. писал: «Государственный долг – это сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок» [2].
Государственный долг, в свою очередь, разветвляется на внешний и внутренний.
Внутренний долг - это долговые обязательства государства, прежде всего, перед населением и предприятиями страны. Другими словами, государственные органы имеют долги перед физическими и юридическими лицами. Долговые обязательства могут принимать следующие формы:
1. Государственные облигации, выпущенные путем выпуска ценных бумаг.
2. Кредиты, полученные государством. 3. Другие долговые обязательства [7].
Рассмотрев основные компоненты, из которых формируется внутренний долг, перейдем к анализу статистической информации о долге.
Внешний долг - это обязательство перед зарубежными странами, включая предприятия и физических лиц. Внешний долг государства формируется в иностранной валюте и широко используется в мировой практике. Общий объем государственного внешнего долга Российской Федерации включает в себя:
1. Номинальная сумма задолженности по государственным бумагам России в иностранной валюте.
2. Сумма основного долга по кредитам, полученным Россией, и обязательствам, выраженным в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (облигации), взятые в рамках государственных гарантий Российской Федерации.
3. Объем обязательств по государственным гарантиям России, выраженных в иностранной валюте [5].
Сложность оценки государственного долга заключается в том, что в международном праве не существует единого метода расчета: каждая страна использует разные методы. Однако в традиционном смысле государственный долг - это сумма средств, привлеченных государством, необходимых для покрытия дефицита бюджета. В Маастрихтском договоре под долгом понимается "номинальная стоимость общего валового долга, оставшегося на конец года, консолидированная между секторами общего управления и внутри них".
Кредиторы государства могут быть:
1. Иностранные юридические и физические лица (по штату). Еврооблигации).
2. Граждане страны и отечественные юридические лица (покупка государственных облигаций в национальной валюте, в России - покупка ОФЗ).
3. Государственные учреждения других стран и международные финансовые организации (через государственные закупки, еврооблигации или прямые займы).
При расчете государственного долга не учитываются обязательства других стран и юридических лиц перед этим государством (неоплаченные налоги и штрафы). Другими словами, государственный долг не уменьшается на сумму дебиторской задолженности. Рассмотрим некоторую путаницу понятий. Существует внутренний государственный долг и внешний государственный долг. Первый включает кредиты, поддерживаемые государством. А внешний долг страны состоит из обязательств перед иностранными кредиторами: не только перед правительствами, но и перед жителями других стран, а также перед международными фондами (например, МВФ).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145- ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
2. Официальный сайт Министерства финансов РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru
3. Официальный сайт Центрального банка РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru
4. Аксененко Я. С., Оганесян Г. С., Пустовая А.В., Харченко Д. С. Основные проблемы управления государственным долгом РФ // Научно-практические исследования. 2020. № 8-3 (31). С. 4-6.
5. Балашев Н.Б., Животникова Ю.А. Сравнительная характеристика бюджетных систем России и Германии. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. № 1-1. С. 87-94.
6. Безновская В.В., Коваленко Н.В., Кузнецова Е.В. Денежно-кредитное регулирование инновационного развития экономики России // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2018. – №4 (18). – С. 13.
7. Головнин М. А. Денежно-кредитная политика России и стран центральной и восточной Европы в условиях финансовой глобализации / М. А. Головнин. — Спб.: Альт, 2018. — 437 с
8. Дурманов И. И. Современное состояние государственного долга России: аналитический обзор / И. И. Дурманов, И. В. Кирова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 1-1(83). – С. 87-91.
9. Кечайкина Е.М., Бояркина Л.М. Правовое регулирование государственного (муниципального) внешнего долга как института обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. – 2020. – Том 10. – № 3А. – С. 12-19.
10. Кирова И.В., Ростова Д.В. Эффективное развитие российской экономики: препятствия и пути их преодоления // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – №9. – С. 100-107
11. Кучугура В. С. Государственный долг России: внутренний и внешний / В. С. Кучугура, А. С. Касьяненко, А. П. Делиева // Мировая экономика: вчера, сегодня, завтра : материалы IV Международной научно-практической конференции учащейся молодежи, Донецк, 16 ноября 2021 года. – Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2021. – С. 127-132.
12. Макаров М. С. Оценка динамики внешнего государственного долга РФ за период 2013-2019 гг. // Синергия Наук. 2019. № 36. С. 142-145.
13. Стулова А. Н., Ляскин Г.Г. Факторы, влияющие на внешний государственный долг в Российской Федерации // Экономические исследования и разработки. 2019. № 1. С. 132-137.
14. Титова О.В., Шмуклер В.Ю. Оценка платежеспособности Российской Федерации по внутреннему длгу на 2016г. Инновационная экономика и право.2017.№1 (б). С.53-58