Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном, постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными). Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.
Исследованием учебной деятельности в целом и ее мотивацией в частности занимались ведущие отечественные психологи и педагоги: В.Г. Асеев, Ю.К. Бабанский, М.И Божович, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, В.А. Крутецкий, И.С. Кон, А.А. Люблинская, А.С. Макаренко, А.К. Маркова, Т.А. Матис, М.В. Матюхина, А.Б. Орлов, В.Г. Степанов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и многие другие[5, 6, 17, 24, 53].
От мотивации и мотивов зависит качество деятельности и поведение человека. Важность решения проблемы мотивации учебной деятельности определяется тем, что она является необходимой составляющей эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно негативное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости школьников. Диагностика и коррекция мотивации учения, как основа решения проблемы мотивации учения, является насущной задачей педагогов в сфере образования и учителей. Большие возможности для этого дает внеурочная деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования[44].
Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.
В практике начального образования наблюдается противоречие между необходимостью формировать мотивацию к учению во всех формах работы и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования мотивации учения во внеурочной деятельности. Это обусловило актуальность темы и постановку проблемы, которая заключается в выявлении педагогических условий.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие мотивов учебной деятельности у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности..
Объект: внеурочная деятельность как средство развития мотивов учебной деятельности у учащихся начальной школы.
Предмет: процесс развитие мотивов учебной деятельности у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что внеурочная деятельность является эффективной формой формирования мотивации к обучению младших школьников.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования мотивации к обучению младших школьников во внеурочной деятельности.
2. Выявить мотивы учебной деятельности у младших школьников.
3. Разработать и реализовать программу внеурочной деятельности.
4. Проанализировать результаты проведенного эксперимента.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение за деятельностью обучающихся, опытноэкспериментальная работа, ее количественный и качественный анализ.
База исследования: МБОУ № 123
Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации программы по формированию мотивации к обучению младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1 Сущность понятия «мотивы» к учебной деятельности в психолого-педагогической литературе
Основой успешной учебной деятельности каждого ребенка является высокий уровень мотивации к этому виду деятельности. С давнего времени большое значение как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики придавалось мотивации как ведущему фактору любой деятельности. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Демокрита и Платона. Они изучали потребность в качестве основы для получения знаний, опыта, считали ее главной движущей силой. Были сделаны попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Иными словами, уже в те далекие времена ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее развития и механизмы действия.
Мотивация (от латинского глагола moveo - двигаю) - это широкий спектр явлений, которые мотивируют людей к деятельности. Первым, кто использовал этот термин, был А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910).
В современном мире существует огромное количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие явления, как потребность, нужда, мотив, мотивация, интересы, склонности, что часто затрудняет однозначное понимание этого термина.
Мотивация (в широком смысле) - это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, желания, эмоции, отношения, идеалы и т. д.
Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.
В отечественной литературе такие известные психологи, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский - одни из первых, кто начал изучать вопрос о формировании произвольной мотивации. Неоценимый вклад в развитие мотивации образовательной деятельности внесли Л.И. Божович, А.К. Маркова. Однако до середины 60-х годов двадцатого века психологические исследования были сосредоточены на изучении когнитивных процессов. Основным научным развитием отечественных психологов в области проблем мотивации является теория активного происхождения человеческой мотивационной сферы, «отцом» которой является А.Н. Леонтьев.
Согласно этой концепции, объясняется происхождение и динамика человеческой мотивационной сферы. Она показывает, как может измениться система действий, как изменяется ее иерархия, как возникают и исчезают определенные виды деятельности и операций, какие изменения происходят с действиями. В соответствии с характером развития деятельности можно получить законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение новых потребностей, мотивов и целей для них.
Каждая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В качестве первоначального и окончательного пунктов объяснения в первом случае являются психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае они говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. д., а во втором - о стимулах, которые исходят из нынешней ситуации.
В современных условиях промышленной, культурной и социальной активности человека значительно возрастает роль деятельности, инициативы принимать самостоятельные решения и организации условий для принятия важных решений. Поэтому огромную роль играет учитель, и одной из главных задач учителя является систематическое усиление образовательной мотивации школьников, поскольку оно определяет успех когнитивных процессов, улучшает работу школьников, облегчает запоминание и ассимиляцию нового учебного материала.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алферов, А. Д. Психология развития школьников/ А.Д. Алшеров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 384 с.
2. Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов. – Москва : Просвещение,2010. – 152 с.
3. Бабина, Н. Ф.Технология: методика обучения и воспитания учебное пособие. Часть 1 [Электронный ресурс]. – Москва : Директ-Медиа, 2015. - 300 с.
4. Бакулина, Е. М. Как потрогать качество?/ Е.М. Бакулина // Школьный психолог. – 2009. –№5. – С.40
5. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: / Л.И. Божович.–Москва :Академия, 2010. –256 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 400 с.
7. Брагуца, А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагуца // Начальная школа. –
2011. – 53-56 с.
8. Броневицкий, Г. Г. Психологические основы обучения: учебное пособие / Г.Г.Броневицкий. – Н. Новгород, 2009 – 245 с.
9. Волков, Б. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – Москва: Владос, 2010. – 344 с.
10. Воронина, С. А. Современный учитель: личность и деятельность: С.А. Воронина. – Москва: Директ – Медиа, 2014. – 192 с.
11. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо. – Москва: Просвещение, 2014 – 446с.
12. Горохова, Ю. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности / Ю.В. Горохова, И.В. Горохова // Молодой ученый. – 2017. – №3. –540543 с.
13. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. – Москва: Просвещение, 2015.
14. Долгова, В. И. Исследование учебной мотивации младших школьников/ В.И. Долгова // Научно-методический электронный журнал. – 2015. – 1-5 с.
15. Ермолаева, М. В. Психолого-педагогическая практика в системе образования/М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. – Москва:Просвещение, 2013.– 336 с.
16. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков.– Москва: Просвещение, 2011. – 486 с. – Москва: ИКД Март, 2009. – 106 с.
21. Крившенко, Л. П. Педагогика: учебник и практикум / Л.П. Крившенко, Л. В. Юркина. – Москва: Проспект, 2017. – 238 с.
22. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. –Москва: Эксмо, 2009.–176с.
23. Мазуренко, С. В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://region56.ucoz.ru/load/
24. Мураль, И. П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников / И.П. Мураль// Начальная школа. – 2010. – №12.– 48-49 с.
25. Некрасова, Г. Н. Совершенствование технологической подготовки и художественного образования в школе и вузе: сборник научно-методических трудов / Г.Н. Некрасова. – Киров : Изд-во Вятского гос. гуманитарного ун-та, 2009. – 134 с.
26. Некрасова, Г. Н. Уроки технологии вначальных классах с компьютерной поддержкой:методическое пособие / Г.Н.
27. Потемкина О. Ф. Как сделать урок интересным для учителя и учеников: методические рекомендации / О.Ф. Потемкина. – Москва: Просвещение, 2009 – 86 с.
28. Примерные программы начального общего образования: В 2ч. Ч.1.- 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2009. – 317с.
29. Родионова, Е. Л. Практика школьного воспитания / Е. Л. Родионова. –Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010.
30. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности / С.И. Сабельникова.– Москва: Просвещение, 2011.
31. Сизганова, Е. Ю.Дидактика начальной школы: учебнометодическое пособие / Е.Ю. Сизганова.– Москва: Просвещение, 2017. – 186 с.
32. Стожарова, М. Ю. Формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников / М.Ю. Стожарова, А.Ф. Катиркина // Начальная школа. – 2012. – №2. – 45-47 с.
33. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей:популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 227 с.
34. Ушакова, О. Б. ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности:[Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.edc.samara.ru/files/august/pro_sek/gor_sek
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).
36. Чернова, С. С. Обучение и воспитание: методики и практика / С.С. Чернова.– Новосибирск: ЦРНС, 2014. – 266 с.
37. Шаповалов, В. В. О познавателном интересе и приемах его активизации / В.В. Шаповалов // Начальная школа. – 2009.– №7.– 26-29 с.
38. Шмалькова, Л. В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова.– Москва: Просвещение, 2011
39. Щукина, Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И.Щукина. – Москва: Просвещение, 2013.–97 с.
40. Юздова, Л. П. Проблемы современного образования: теория и практика / Л.П. Юздова. –Челябинск: Цицеро, 2014. –93 с.
41. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – Москва: Просвещение, 2009– 124 с.