Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы требуют оказания помощи со стороны общества. Социальная защита возможна через организованную социальную работу, поскольку семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и бесчеловечный смысл происходящих процессов, оценивая процессы, которые разрушают и создают для семьи.
В условиях современного демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями. Из статистики известно, что около 20% всех детей в стране воспитываются в многодетных семьях, поэтому очень важно понимать как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание в ней нормальных условий жизни для родителей и детей поможет решить демографическую проблему в нашей стране.
В настоящее время наблюдается неуклонное снижение доли многодетных семей в населении России. Это также совпадает с тенденцией к малодетности, бездетности, при отсутствии определенной системы социальной поддержки многодетных семей.
Говоря о научной проработке проблемы многодетности как объекта социальной работы, следует отметить, что в целом в современной отечественной периодике большое внимание уделяется многодетным семьям. В частности, проанализированные нами публикации можно разделить на посвященные правовому статусу семьи - это законодательные акты, программы поддержки и т. д.; раскрывающие проблемы многодетной семьи - это публикации авторов Л. Прокофьевой и Е. Куприяновой, Н. Ф. Дивицина, Е.А. Тюгашев, К. Феофанов и другие; статистика взята с сайта Росстата; Большая часть публикаций и работ посвящена социальной работе с многодетными семьями, среди них такие авторы, как А. Госпорян и М. Новикова, В.Н. Гуров, И. Осипова, П. Павленко, Е.И. Холостова, Т. Шеляг.
Цель курсовой работы – изучить особенности социальной работы с многодетными семьями.
Задачи исследования:
Изучить понятие и категории многодетных семей;
Проанализировать динамику многодетности в России;
Оценить государственную семейную политику в контексте поддержки многодетных семей;
Рассмотреть проблемы многодетных семей;
Проанализировать социальную работу с многодетными семьями;
Охарактеризовать методы социальной работы с многодетной семьей.
Объект исследования – многодетные семьи.
Предмет исследования – особенности социальной работы с многодетными семьями.
Методы исследования: при написании работы были использованы следующие методы исследований: теоретические обобщения и формирование выводов, анализ современного состояния проблемы, наглядное изображение теоретических и практических основ исследования, логического обобщения а также специальные методы исследования теоретического характера: обзор литературы и обобщение полученной информации, системный анализ и интерпретация данных; количественный и качественный анализ результатов.
Структура курсовой работы. Работа обусловлена целями и задачами исследования, структурно состоит из введения, двух глав, выводов и списка использованных источников. Общий объем работы страниц машинописного текста.
1. Теоретические основы изучения специфики социальной работы с многодетными семьями
1.1 Многодетная семья как объект социальной работы (понятия проблемы)
Семья, с какой бы точки зрения на нее ни смотрели. Такое многослойное социальное образование, что оно является одним из объектов различных наук. Он сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в изучение социологии, политики и права, труда, культуры и т. д.
Семья - это небольшая группа, основанная на браке и (или) кровном родстве, членов которой связывает общая жизнь, взаимные обязанности и эмоциональная близость. Брак понимается как исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, санкционируемая и регулируемая обществом, порождающая взаимные обязательства и ответственность перед детьми .
Семья также называется социальным институтом, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть их повседневной жизни: половые отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть домашнего ухода. , образовательные и медицинские услуги, особенно в отношении детей и пожилых людей. Семья, кроме того, является сильнейшим источником эмоциональных реакций, которые в благоприятном случае обеспечивают человеку поддержку, принятие, отдых.
Рассмотрим подробнее многодетные семьи.
Многодетные семьи, которые в прошлом были наиболее распространены в России (в начале ХХ века в европейской части страны в каждой семье было в среднем 8 детей), теперь стабильно составляют очень незначительную долю от общего числа детей количество семей. Причем, часто многодетность не запланирована, а случайна (рождение близнецов или рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности по состоянию здоровья женщины прибегнуть к аборту) .
В настоящее время статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы ее социальной поддержки определяются Федеральным законом «О государственной поддержке многодетной семьи». Этот закон гласит, что многодетная семья - это семья, имеющая троих и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а дневных студентов средних специальных или высших учебных заведений - до окончания учебы. Учитываются также дети, проходящие обязательную военную службу, но не более, чем до достижения ими двадцати трех лет.
При регистрации в многодетную семью входят дети, находящиеся под опекой (попечительством).
При регистрации в составе многодетной семьи не учитываются, рис. 1.1.
Рис. 1.1 – Регистрация многодетной семьи
Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей. Среди семей, имеющих в своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных резко возросла за счет недостаточно высоких заработков родителей, из-за невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, за счет платного образования и появления платных медицинских услуг.
Все многодетные семьи можно разделить на четыре категории, таблиця 1.1.
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, особенно связанную с большими семьями: дети из таких семей по сравнению со своими сверстниками из преобладающих малых семей часто демонстрируют низкую самооценку, у них неадекватные представления о своей значимости, что может отрицательно сказаться на них. вся их последующая судьба. К тому же характерные для многодетных семей небольшие промежутки в рождении детей приводят к постоянному присутствию большого количества маленьких братьев и сестер. Это объективная закономерность, прослеживающаяся в различных типах многодетных семей вне зависимости от имущественного и образовательного статуса родителей .
Фактически, это лишь небольшая часть проблем, с которыми сталкиваются большие семьи; эта тема обсуждается более подробно в следующем абзаце.
Таким образом, многодетная семья - семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах
1.2 Характеристики социальной работы с многодетными семьями
Современная семья переживает непростой этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Меняются типы семейных отношений, меняется система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это связано с объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономии
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. Учебное пособие. 2019.
2. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Учебное пособие./ Многодетная семья и ее социальная защита - М., 2016.
3. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2019.
4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства . - М.: Издательский центр «Академия», 2020
5. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка. Диагностика и коррекция. - М.: Академический проект, 2018.
6. Осипова, И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии // Отечественный журнал социальной работы. - 2019. - № 3. - с. 56-65.
7. Павленок, П.Д. Системный подход в социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. - 2019. - № 2. - с. 8-16.
8. Першикова, В.В. Социальный патронаж семьи: помощь родителям и детям / ВВ Першикова // Отечественный журнал социальной работы. - 2018. - № 1. - с. 69-72.
9. Попеное, Д. Как восстановить нуклеарную семью в современном обществе // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2020. - № 3. - с. 101-106.
10. Прокофьева Л.М. и др. Анализ социально-демографического положения многодетных семей. Доклад на II Всероссийской конференции «Многодетная семья в современной России» // http://www.demographia.ru/
11. Семейное воспитание: Хрестоматия: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. П.А. Лебедев. - М.: издательский центр «Академия», 2020. - 408с.
12. Семья в России - 2022 // http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_69/Main.htm
13. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина - М.: ИНФРА-М. - 2020. - 427 с.
14. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2018. - 596 с.