Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию образовательного процесса. Основной задачей образовательной системы является создание условий для качественного образования. Внедрение алгоритмизации материала является важной предпосылкой повышения этого качества. Глубокое осознание орфографического правила дает возможность определить основные направления в работе с ним на уроках русского языка в школе [1, 84].
Особый интерес сегодня представляет алгоритмизация орфографического правила, которая стала одним из ведущих способов повышения грамотности: «Над проблемой определения эффективных методов и приемов изучения орфографических правил в средней школе работало не одно поколение ученых, методистов, школьных учителей, которые предложили: и схематическое изображение сути правил орфографии, включая наглядность, а также «опорные сигналы»; и анализ на основе наблюдения над
языковым материалом; и учет опознавательных признаков орфограмм;
и рассказы на орфографическую тему (в разных жанрах); и использование так называемых алгоритмов» [2, 170].
Целью данной работы является изучение содержания и схем по теме «Слитное/раздельное написание НЕ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть материал школьных учебников по русскому языку;
- изучить приемы, способы изучения правописания слов разных частей речи с НЕ;
- провести сопоставление способов изложения материала в разных школьных учебниках, оценить эффективность.
Объектом данного исследования выступает нормы правописания слов с НЕ. Предметом – принципы и приемы изучения написаний с НЕ с разными частями речи в среднем звене.
В работе в процессе исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза, а также контекстуальный анализ учебников русского языка для 5-7 классов. Теоретической базой исследования стали следующие источники:
- Теория и методика обучения русскому языку: конспекты лекций, планы практических занятий, контрольные работы, тесты (Н. А. Артёменко);
- Методика преподавания русского языка в средней школе (Под ред. Е. И. Литневской);
- Методика преподавания русского языка в школе (под ред. М. Т. Баранова).
Материалом исследования стали разделы учебников русского языка для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, посвященные слитному/раздельному написанию с НЕ.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Раздел 1. Теоретические аспекты проблематики и приемов усвоения написания слов с НЕ
1.1 Аспекты изучения орфографии в школе
Целью изучения орфографии в школе является формирование орфографической грамотности. В школе формируется относительная орфографическая грамотность — умение применять изученные в школьном курсе русского языка правила и безошибочно писать словарные слова, включенные в школьный учебник. Помимо относительной грамотности, выделяют абсолютную грамотность — умение пользоваться всеми правилами орфографии и писать безошибочно любые словарные слова. Многие лингвисты и методисты, например Л. В. Щерба и М. В. Панов, отмечали, что эта цель практически недостижима и что абсолютно грамотных людей нет: в русском языке огромное количество сложных правил и исключений из них, а также словарных слов, в том числе и малоупотребительных, и человек не в состоянии знать их все, но человек грамотный задумывается над написанием слов, осознанно применяет особо сложные правила, пользуется справочником и орфографическим словарем. Искусство грамотности как раз и состоит в том, чтобы понимать, где может быть допущена ошибка (вообще или конкретно этим человеком), и избежать ее путем проверки, употребления правила или, в крайнем случае, неупотребления этого слова. Чтобы употребить правило или применить проверку, человек должен понимать, чтó он должен проверять. [3, 475]
Путь формирования орфографической грамотности лежит от знаний к умениям и навыкам, то есть основной метод изучения орфографии — догматический. Некоторые методисты отмечают, что целью обучения орфографии является выработка навыка, то есть автоматизированного, а не пропускаемого через сознание написания слов и их форм.
Навык может быть выработан только в том случае, если написание слова не требует анализа грамматической формы, семантики слова или контекста его употребления, однако многие правила построены именно на таком анализе. Таково, например, и правило правописания НЕ с разными частями речи.
Методика обучения орфографии базируется на следующих принципах:
— изучение орфографии в тесной связи с изучением фонетики, морфемики, морфологии и синтаксиса;
— сопоставление различных явлений (звук и буква, фонема в сильной и слабой позиции);
— структурно-семантический принцип (опора на знание состава и значения морфем в слове).
Изучение орфографии невозможно без опоры на знания и умения, полученные в процессе изучения всех разделов науки о языке. [3, 476]
Слитное, раздельное и дефисное написания – один из разделов орфографии. Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Морфемы в пределах одного слова пишутся преимущественно слитно или через дефис, слова отделены друг от друга пробелами (ср.: по моему мнению и по-моему). Исключение составляют отрицательные и неопределенные местоимения, употребленные с предлогами (не с кем) и некоторые наречия (в обнимку). [3, 479]
Орфография является самостоятельным разделом науки о языке, но, в отличие от других разделов, она по традиции изучается рассредоточенно: орфографические понятия и правила распределены по другим разделам и включены во все разделы как в начальной школе, так и в 5–7 классах основной школы.
Изучение орфографии базируется на следующих принципах:
− русская орфография связана со всем языком – с его звуковой стороной (с фонетикой), со структурой слова (с морфемикой), с формообразованием (с морфологией), с позицией слова в предложении (с синтаксисом). Изучение морфологии – с грамматическими категориями, определяющими выбор орфограмм, синтаксиса – с членами и нечленами предложений.
− опора на опознавательные признаки орфограмм. Данный принцип предполагает, что в процессе изучения той или иной орфографической нормы соответствующие опознавательные приметы применения правил необходимо называть и учить детей пользоваться этими знаниями в своей письменной речи (т.е. необходимо наличие особых условий, которые сигнализируют о возможной орфографической проблеме). Л.Г.Ларионова считает, что «выбор
слитного или раздельного написания не мотивируется морфологическим статусом не ‒ частицы или не ‒ приставки, но чтобы установить это в конкретном тексте, учитываются признаки не ‒ частицы и не ‒ приставки». [1, 86].
− принцип сопоставления звуков слабой позиции со звуками сильной позиции в определенной морфеме (данный принцип опирается на фонематический принцип русской орфографии);
− сопоставление семантики слова и структуры слова, сопоставление части речи и члена предложения (данный принцип опирается на лексико-морфологический принцип русской орфографии). [22, 61]
1.2. Приемы подачи материала и типы упражнений
Школьный учебник — это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются: информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В учебнике даются знания, представленные в виде определенной системы и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных трансформационных умений. При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, воспитывают в учащемся творческую работоспособность и инициативность в последующей трудовой жизни.
В учебнике дается трактовка языковых явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются упражнения на закрепление знаний, формирование языковых, правописных и речевых умений. Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание языковых понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них не только материалистического мировоззрения, но и воспитанию высоких моральных качеств. Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ларионова Л. Г. Основные направления в работе с орфографическим правилом в средней школе// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения, 2015. – с.83-88.
2. Ларионова Л. Г. Об изучении орфографических правил средней школе: история и современность // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2021. Т.25, №4. – с.164-178
3. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
4. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
5. Надточий Е. Д. Алгоритмы в обучении орфографии современного русского языка// Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». – 2012. - Том 25 (64) №1. Часть №2. С.304-307.
6. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010. – 317 с.
7. Русский язык. 5 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 2 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева; под науч. ред. акад. РАО А.А. Леонтьева. – Изд. 4-е, перераб. – М.: Баласс, 2015. – 240 с.
8. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
9. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / С. И. Львова, В. В. Львов. – 9-е изд. перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 167с.
10. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012. – 335 с.
11. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
12. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов. – 9-е изд. перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 205с.
13. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2019. – 317 с
14. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013. – 233 с.
15. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов. – 8-е изд. перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 156с.
16. Русский язык.: учебник для 6 класса основной школы / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева; под науч. ред. акад. РАО А.А. Леонтьева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2008. – 288 с.
17. Русский язык.: учебник для 7 класса основной школы / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева; под науч. ред. акад. РАО А.А. Леонтьева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2009. – 288 с.
18. Русский язык: 5 класс: методическое пособие к учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. — М.: Дрофа, 2019. — 260 с.
19. Русский язык: учебник для 5 класса для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева и др.; под ред. Е.А.Быстровой. –4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 288 с.
20. Русский язык: учебник для 6 класса для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова и др.; под ред. Е.А.Быстровой. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 210с.
21. Русский язык: учебник для 7 класса для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова и др.; под ред. Е.А.Быстровой. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 304 с.
22. Теория и методика обучения русскому языку: конспекты лекций, планы практических занятий, контрольные работы, тесты : учебно-методический комплекс; авт.-сост. Н. А. Артёменко; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – 284 с.