Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что проблема развития речи учащихся на современном этапе приобретает большое значение. Это связано с целым рядом причин, обусловленных изменением социально-культурного состояния общества, негативно отразившемся на формировании языковой культуры подрастающего поколения. Возникшая тенденция к упрощению речи, частое использование жаргонизмов и вульгаризмов, неоправданная замена русских слов иностранными, потеря интереса к родному языку и культуре выдвигают на первый план необходимость обращения к вопросам, связанным с переосмыслением проблемы развития речевых навыков. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, высших эмоций личности. Литература является одним из тех предметов, на примере которых школьники знакомятся с образцовыми текстами. Слушая произведения в актерском исполнении, учащиеся перенимают лучшие образцы изложения мысли.
За время обучения в 5-м – 11-м классе школьники должны освоить навык оформления письменных высказываний, чему в значительной мере способствуют художественные произведения. По какой бы программе ни занимались учащиеся, везде предусмотрено время для обучения сочинению на литературную тему. Многие ученые-методисты и учителя-практики отмечают серьезные недостатки сочинений современных школьников: ориентацию пишущего на краткий пересказ содержания текста произведения, сопровождаемый некоторыми расхожими комментариями, оценками характеров и поведения героев. Данные обстоятельства актуализируют настоящее исследование. В публикациях разных лет проблемы методики обучения сочинениям поднимали Л.С. Айзерман, В.А. Борисова, Н.И. Жинкин, Т.С. Зепалова, Н.В. Колокольцев, Т.А. Ладыженская, В.Г. Маранцман, М.Я. Мишлимович, В.А. Никольский, М.А. Рыбникова, И.В. Сосновская и др.
Объект исследования – организация процесса обучения школьников на уроках литературы.
Предмет исследования – использование на уроках методики обучения сочинению на литературную тему.
Цель исследования – теоретически обосновать и подтвердить опытно-эмпирическим путем эффективность использования на уроках методики обучения школьников сочинению на литературную тему.
Задачи исследования:
1) осветить отражение проблемы обучения школьников сочинению на литературную тему в трудах литературоведов XIX – XXI веков;
2) осуществить обзор методического опыта по обучению школьников сочинению на литературную тему;
3) выявить уровень сформированности умения школьников писать сочинение на литературную тему;
4) описать систему работы, направленную на обучение школьников сочинению на литературную тему, проанализировать результаты.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы по теме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент, качественная и количественная оценка полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации сведений о решение проблемы обучения сочинению школьников на литературную тему, отраженной в научных источниках по литературоведению и методике. Обобщенный материал может быть полезен при подготовке к семинарским занятиям по методике преподавания литературы в школе.
Практическая значимость исследования заключается в описании системы работы учителя по обучению школьников сочинению на литературную тему. Представленная информация может быть полезна молодым педагогам, осуществляющим профессиональную деятельность в 5-м классе.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ
1.1 Отражение проблемы обучения школьников сочинению на литературную тему в трудах литературоведов XIX – XXI веков
Современное состояние общества, ориентированное на технократическое развитие, заставляет каждого человека совершенствовать собственные знания в различных сферах, в том числе и в гуманитарной. Именно она позволяет людям осуществлять адекватный диалог в диаде «Я –Другой», что приобретает особую актуальность в условиях многополярного мира. В массовой образовательной практике гуманитарная область научного знания представлена несколькими предметными областями, одной из которых является литература. Литературное образование дает возможность вступать в диалог с великими мастерами художественного слова, благодаря чему становится понятным, как устроен окружающий мир, а через это знание – прийти к пониманию самого себя, осознать свое место в социуме. Вполне очевидно, насколько значима роль литературного образования в развитии личности [15].
За время изучения предмета школьники многократно убеждаются в том, что пьеса, роман, повесть, рассказ, стихотворение, созданные признанными мастерами слова, представляют собой картину мироздания в целом, которая погружает читателя в неизмеримые глубины, где отыскиваются ответы на ключевые вопросы цивилизации и каждого человека в отдельности. Литературное произведение побуждает самостоятельно искать в тексте собственные смыслы. По сути дела, главное, что требуется при прочтении – это самоопределение по отношению к прочитанному. Учащийся может обозначить собственную позицию разными способами, в том числе путем написания сочинения. О роли творческой работы в обучении школьников размышляли выдающиеся литературоведы XIX – XXI веков, предлагая разные подходы в формировании навыка писать сочинения на литературную тему.
Обратимся к публикациям, в которых осмысляется данный вопрос. Статья Л.В. Новаковской посвящена анализу концепций литературоведа, языковеда, философа А.А. Потебни. Не только художественные произведения, но и особенности ознакомления с ними стали поводом для публикации в 1862 году серии статей в «Журнале Министерства народного просвещения». Изложенные идеи вскоре вошли в отдельную книгу «Мысль и язык»: автор последовательно доказал, что речь в любой форме, будь то устная или письменная, сама становится творческим процессом, в котором человек выражает себя так же, как художник в произведении искусства.
В других публикациях А.А. Потебня обращался к педагогам-словесникам, нацеливая учителей на понимание «самого главного в литературном творчестве – психологических основ его художественности, вынуждал присматриваться к поэтике и образности. Этим самым актуализировались главные вопросы литературы – её специфика, суть, функции, природа влияния» [12, с. 17]. Идеи ученого оказали влияние на преподавание литературы. Для современной теории и практики литературного образования плодотворными и перспективными являются мысли А.А. Потебни о чтении как творчестве, восприятии художественного произведения, о литературном произведении, об эстетическом принципе изучения литературы.
Важный вклад в развитие научных представлений по искомой теме внес Н.Д. Тамарченко, потомственный литературовед (отец, дядя и родной брат тоже занимались аналогичной деятельностью). Логично предположить, что литературоведческая среда была для него органичной. По наблюдению С.П. Лавлинского, Н.Д. Тамарченко можно отнести к одному из первых отечественных литературоведов-теоретиков, которые стали кардинально менять содержание литературного образования. Потребность в преобразованиях обусловлена консервативностью советской методики: школьники считали излишним ознакомление с художественными произведениями, так как от подростков требовалось изложить позицию того или иного критика.
Неприятие догматов выразилось в формальном подходе к написанию сочинений. Отечественный литературовед обнаружил «неизбежное расхождение между непосредственным читательским восприятием художественного произведения и той интерпретацией его, которая навязывается учебной, а отчасти и научной литературой и, как правило, предлагается учителем в качестве заранее известного ему итога изучения» [7, с. 119]. Разрушение устаревшего подхода к литературному образованию, комментирует С.П. Лавлинский, выразилось в создании авторской программы, в которой использовался компаративистский, историко- и жанрово-типологический подходы в отличие от прежних – тематического и формально-хронологического.
Например, в учебники 5-х – 7-х классов были включены яркие образцы авантюрной литературы: «Хоббит» Р.Р. Толкина и «Путешествие Нильса» С. Лагерлёф, «Затерянный мир» К. Дойля и «Остров сокровищ» Р. Стивенсона, «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Таинственный остров» Ж. Верна. Программа Н.Д. Тамарченко, разработанная в 90-е годы, когда литература сохраняла сильное влияние советского времени, казалась революционной: «Когда учителя, проводившие занятия по программе, показывали творческие работы учеников, он был по-настоящему счастлив: программа, несмотря на чиновничьи препоны, превращала урок литературы в осмысленное культурное пространство диалога ответственных читателей» [7, с. 126].
Литературовед был глубоко убежден в том, что «нормальное сочинение готовится и пишется просто и естественно» [17, с. 23]. Ученику, настаивал Н.Д. Тамарченко, необходим только первоисточник: «для того чтобы хорошо написать сочинение, нужно знать текст» [17, с. 23]. Остальное – позиции литературных критиков, исследования современников – служит лишь дополнением. При необходимости школьник, равно как и педагог, могут обратиться к источникам подобного типа: «Не отказ от сочинений нужен современной российской школе, а принципиально иной подход к преподаванию литературы. Подход, основанный на умении учителя самостоятельно и квалифицированно анализировать художественные тексты» [17, с. 23].