Фрагмент для ознакомления
2
Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Общение сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учеба, труд, игра, социальная ориентация и т. д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а часто без специального обучения не происходит вообще. Это объясняется рядом причин: отсутствие речевой инициативы и выраженная недостаточность речемыслительных средств способствуют возникновению у детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций. Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания, несомненно, должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений формирование правильной устной речи детей.
Недостаточная сформированность коммуникативных навыков детей с ОВЗ отрицательно влияет на развитие личности ребенка, его межличностных отношений и затрудняет установление контактов с окружающими, отрицательно влияя на социализацию, тогда как современная педагогика и психология ставят перед собой цель создания условий успешной социализации ребенка с ОВЗ, что и делает данную работу актуальной.
Данные выводы определяют цель работы: изучить нарушения навыком коммуникации у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: нарушение коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по развитию коммуникативных умений у детей с ОВЗ.
Изучить современное состояние проблемы нарушения коммуникативных навыков в специальной литературе.
Выявить особенности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Определить нарушения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Представить обзор методов формирования коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования: изучение и анализ специальной литературы по теме исследования.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст] / М. К. Акимова; под ред. М. К. Акимова. – СПб.: Питер, 2015. – 304 с.
2. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2002. – № 5. – С. 40–45.
3. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР [Текст] / Н. Л. Белопольская. – М.: УРАО, 1999. – 146 с.
4. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации [Текст] / Б. С. Бондаренко. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 300 с.
5. Бутко, Г. А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Г. А. Бутко // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 44–51.
6. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер. – М.: Педагогика, 1988. – 172 с.
7. Волкова, А. И. Психология общения [Текст]: учеб. пособие / А. И. Волкова. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
8. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 416 с.
10. Гросс, К. Душевная жизнь ребенка [Текст] / К. Гросс. – Киев: Киевское Фребелевское общество, 1916. – 242 с.
11. Демиденко, О. П. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие / О. П. Демиденко. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 261 с.
12. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры [Текст] / В. А. Дрязгунова. - М.: Просвещение, 1981. – 78 с.
13. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2014. – 80 с.
14. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / А. В Запорожец; под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М.: Просвещение, 1996. – 351 с.
15. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие: хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – 168 с.
16. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
17. Катаева, А. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 200 с.
18. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
19. Кулигина, Е. А. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации [Текст] / Е. А. Кулигина, Е. В. Кислякова // Практический журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2010. – № 5. – С. 61.
20. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития [Текст] / В. В. Лебединский. – М.: Педагогика, 2015. – 306 с.
21. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 320 с.
22. Лисина, М. И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, Т. Д. Сарториус; под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2000. – 169 с.
23. Луговых, Н. Н. О некоторых аспектах работы с дошкольниками с ЗПР [Текст] / Н. Н. Луговых // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 76–77.
24. Луковцева, А. К. Психология и педагогика. Курс лекций [Текст] / А. К. Луковцева. – М.: КДУ, 2008. – 192 с.
25. Новакова, К. Соотношение разных форм мыслительной деятельности как диагностический показатель нарушения умственного развития [Текст] / К. Новакова // Дефектология. – 1983. – № 4. – С. 39–45.
26. Переслени, Л. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Л. И. Переслеи, Е. М. Мастюкова // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 30–34.
27. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Воспитание дошкольника, 2005. – 197 с.
28. Прохоров, А. М. Большой энциклопедический словарь [Текст] / А. М. Прохоров; под ред. А. М. Прохоров – 2-е изд. – М.: Норинт, 2004. – 1600 с.
29. Рапанцевич, Е. С. Психолого-педагогический словарь [Текст] / Е. С. Рапацевич. – Минск: Современная шк., 2006. – 319 с.
30. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст]: пособие для воспитателей / под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
31. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
32. Сибгатулина, Г. Ю. Игровые приемы и ситуации при урочной форме занятий [Текст] / Г. Ю. Сибгатулина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. – 2016. – № 3 – С. 228–230.
33. Слепович, Е. С. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. С. Слепович, А. М. Поляков, Т. И. Гаврилко. – Минск: Высш. шк., 2012. – 215 c.
34. Соколова, Е. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Соколова. – М.: Сфера, 2009. – 318 с.
35. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду старшие группы [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 98 с.
36. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 180 с.
37. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С. А. Шмаков. – М.: Новая шк., 1994. – 239 с.
38. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.