Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы наблюдается широкая дифференциация образовательной системы, создается целый спектр различных развивающих технологий. Каждая развивающаяся система только тогда эффективна, если в ней осуществляется учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, поэтому становится актуальной проблема изучения и коррекции задержанного психического развития у детей. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. В их число входят изменяющие условия обучения, предъявляющие более высокие требования к интеллектуальному личностному развитию и к степени сформированности познавательной сферы в целом. Недостаточность сформированности данных процессов является главной причиной трудностей, возникающих у детей при переходе из начальной школы в среднюю [23].
Задержка психического развития – синдром временного отставания развития психики в целом или определённых её функций (моторных, сенсорных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Причиной отставания являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном или в раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы и её основного отдела – головного мозга.
Чаще задержка психического развития выявляется с началом обучения ребёнка в подготовительной группе детского сада или в начальной школе, особенно в возрасте 7-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности [4].
Тема «Психологические особенности младших школьников с задержкой психического развития», обусловлена тем, что, по мнению многих психологов данный контингент детей обучаем и отставание в развитии является одной из причин трудностей в обучении, испытываемых детьми с задержкой психического развития и приводит не только к нарушению наглядного отражения внешнего мира, но и разрушает основу для формирования всех психических процессов, которые строятся на базе наглядно – действенного отражения действительности. Установлено, что дети с задержкой психического развития испытывают значительные трудности в проявление себя, повышен уровень тревожности чаще испытывают опасения и страхи, эмоциональное неблагополучие, острее реагируют на сообщение о неудаче, хуже работают в стрессовой ситуации, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагируют весьма напряженно.
Цель исследования: изучить на теоретическом уровне психологические особенности младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: психологические особенности младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: младшие школьники с ЗПР.
Задачи исследования :
1. Рассмотреть теоретические основы задержки психического развития как психологического явления.
2. Изучить и проанализировать эмоционально- волевую сферу младших школьников с ЗПР.
3. Изучить и проанализировать психологические особенности познавательной сферы младших школьников с ЗПР.
В своей работе мы использовали следующие методы: анализ научно-методической литературы по теме исследования, а также общенаучные методы: анализ, синтез обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1 Задержка психического развития как психологическое явление
1.1. Задержка психического развития как одна из форм дизонтогенеза
ЗПР – это особый вид дизоонтогенеза. ЗПР парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций. В отличии от олигофрении, это недоразвитие носит временной характер и может компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. При ЗПР нарушается эмоционально-волевая и познавательная сферы. Обнаруживается ЗПР при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, недоразвитии мыслительных операций, снижении познавательной активности и преобразовании игровых интересов. Термин ЗПР был введен Сухаревой в начале 80-х годов. Термин «задержка» подчеркивает временной характер отставание, т.е. несоответствие реального возраста ребенка паспортному возрасту. И вместе с тем, временной характер нарушения, т.к. оно преодолевается.
Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример - инфантилизм). Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции [24].
Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости
Изучение детей с ЗПР началось в конце 50-хгодов XXв. Этим занимались Власова, Певзнер, Лебединская и др. Они выявили среди неуспевающих младших школьников учащихся, не успеваемость и особенности поведения которых давали основания считать их умственно отсталыми. Эти ученики были объединены в особую группу. В ходе дальнейших исследований Власова и Певзнер разделили этих детей на две категории:
1) Дети с психо-физическим инфантилизмом (это дети с нарушенным темпом развития в лобной области коры головного мозга, ее связей с другими областями коры и подкорки. Эти дети уступают своим сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются).
2) Дети с психическим инфантилизмом (это дети с функциональными расстройствами психической деятельности, которое часто является следствием мозговой травмы. Этим детям свойственна слабость нервных процессов (церебро-астенические состояния, например повышенная истощаемость), хотя глубоких нарушений познавательной сферы у них нет. ЗПР – это парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций. Термин ЗПР был введен Сухаревой в начале 80-х годов [7].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб, пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили; Подред. Л. С. Цветковой. -2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
2. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога/ Н.В. Бабкина. - М.: Школьная Пресса, 2006 - 80 с.
3. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 154 с. : ил. - (Школа развития). - Библиогр.: с. 152-153.
4. Власова ,Т.А, Певзенр, М.С. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Сфера, 2000.
5. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования
детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики :учебно-метод. пособие / Г. А. Волкова. – М. : СЕЮ ; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
6. Выготский, Л. С.. Избранные психологические исследования [Текст] : Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / [Под ред. и со вступ. статьей, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия]. - Москва : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
7. Гудкова, Т. В. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Т. В. Гудкова ; Но-восиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2007. - 188 с.
8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко и др. ; под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ, 2001. - 224 с.
9. Запятая, О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников/ О.В. Запятая. – Волгоград: Учитель, 2012. – 182 с
10. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. для студентов дефектол. фак. и ун-тов /С. Д. Забрамная. – М. : Просвещение ; Владос, 1995. – 112 с.
11. Красильникова, А. А. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / А. А. Красильникова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 16 (358). - С. 61-63.
12. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. - М., 1993.
13.Лебединская, К.С. Задержка психического развития и ее причины // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. -М., 1985.- с.29-37.
14. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М., 1993.
15. Методики диагностики эмоциональной сферы : психолог. практикум / сост. О. В. Барканова. – Красноярск : Литера-принт, 2009. – 237 с.
16. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 640 с.
17. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина ; Моск. психолого-социальный ин-т. - Москва : Флинта : МПСИ, 2008. - 376 с.
18. Основы специальной психологии / Сост. Акименко А.К., Бурмистрова Е.Д.,Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Еремина Т.В., Колчина А.Г., Кухарчук О.В., Лысогорская М.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова А.В., Шипова Л.В.,Польская Н.А., Трошина Н.В. Учебное пособие / Саратов, 2013.
19. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии : изучение и психокоррекция : учебное пособие для вузов по направлению «Педагогика» : доп. УМО вузов РФ / В. Г. Алямовская, Е. Н. Васильева, Е. Е. Дмитриева и др. ; под ред. У. В. Уль-енковой. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 304 с.
20. Психология детей с задержкой психического развития : изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 432 с.
21. Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия : учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии : рек. УМО вузов РФ / сост. О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 432 с.
22. Психология младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие / Л.В. Шипова. – Саратов, 2019. – 70 с.
23. Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства : в 2 кн. : сборник научных трудов / под ред. Е. Ю. Куликовой ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2007. Кн. 2 : . Ч. 1. - 2007. - 114 с.
24.Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - т.2. - М. - 1959. - 406 с.
25.Экгардт, А. Н. Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития / А. Н. Экгардт. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 51 (341). - С. 400-403.