Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Транспорт одна из отраслей народного хозяйства и одного из необходимых общих условий производства. В многоотраслевой системе железнодорожного транспорта, одно из ведущих мест принадлежит путевому хозяйству, к которому относится железнодорожный путь с многочисленными его сооружениями и обустройствами, комплекс хозяйственных предприятий и производственных формирований.
Путевое хозяйство призвано обеспечивать бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями. Высококачественное текущее содержание железнодорожного пути и всех его сооружений, современный ремонт является частью всего перевозочного процесса.
Непрерывно возрастающий объём перевозок, грузонапряженность и скорость движения поездов на железной дороге, требуют внедрение более прогрессивных конструкций пути, совершенствования организации и технологии работ текущего содержания и ремонта пути.
Железнодорожный транспорт - глубоко интегрированная отрасль, в которой перевозка каждой отправки, каждого пассажира требует скоординированных действий всех хозяйств.
Железнодорожный транспорт является сложной производственной системой, представляющий собой совокупность средств производства, техники, технологии и рабочей силы, является объектом изучения технических и экономических наук, основная задача которой заключается в обеспечении платёжеспособного спроса на перевозки и его рентабельном функционировании в экономике страны.
Контролер состояния железнодорожного пути вносит огромный вклад в безопасность движения. Он осматривает пути и элементы стрелочных переводов, а при обнаружении неисправностей принимает мгновенные меры — огородить и организовывать их ликвидацию.
На примере структурного подразделения ОАО «РЖД» проведем анализ финансово-хозяйственной деятельности.
1 Общая характеристика деятельности структурного подразделения ОАО «РЖД»
1.1 Краткая организационно-правовая характеристика предприятия
ОАО «РЖД» обладает обширной ресурсной базой. Несмотря на то, что ОАО «РЖД» на сегодняшний день практически не обладает собственным парком вагонов, но практически вся инфраструктура, локомотивы и т.д. до сих пор находятся под контролем ОАО «РЖД», тем самым, обеспечивая бесперебойность перевозочного процесса.
Холдинг «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — российская государственная вертикально интегрированная компания, владелец инфраструктуры общего пользования и крупнейший перевозчик российской сети железных дорог. Образовано в 2003 году на базе Министерства путей сообщения России. 100 % акций принадлежат Российской Федерации, на основании Федерального закона от 27 февраля 2003 года №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» Правительство Российской Федерации исполняет от имени государства полномочия акционера ОАО «РЖД».
По состоянию на 2012 год компания ОАО «РЖД» входила в тройку крупнейших транспортных компаний мира. Крупнейший работодатель России. По состоянию на 2019 год в компании работают 711 тыс. человек, что составляет 1,2 % от общего числа занятых в экономике России. 11 апреля 2022 года в связи с санкциями, введёнными против России, комиссия по производным финансовым инструментам CDS признала ОАО РЖД неплатежеспособным после пропуска выплаты процентов по облигациям, ОАО РЖД допустило технический дефолт, из-за невозможности погасить выпуск долларовых еврооблигаций номинальным объемом около $605 млн, а также выплатить накопленный доход по нему.
К структурным подразделениям ОАО «РЖД» относятся:
- Инспекция по сохранности вагонного парка.
- Координационный центр по вопросам совершенствования системы управления ОАО «РЖД» (ЦКС).
- Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала.
- Центр контроля и внутреннего аудита «Желдорконтроль».
- Центр организации конкурсных закупок.
- Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом (ЦОПР).
- Центр по развитию терминалов.
- Центр по таможенной деятельности.
- Центр по управлению локомотивным комплексом (ЦТЦУ).
- Центр расчетов за международные железнодорожные перевозки Желдоррасчет».
- Центр технического аудита.
Рассмотрим деятельность такого структурного подразделения ОАО «РЖД» как Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом (ЦОПР).
К основным задачам центра относятся:
- Осуществление корпоративного управления пригородными пассажирскими компаниями – дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД»;
- Взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти в части организации пригородных пассажирских перевозок;
- Разработка долгосрочной стратегии развития пригородного пассажирского комплекса.
Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом (далее - Центр) является структурным подразделением ОАО «РЖД». Центр руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом ОАО «РЖД», нормативными документами ОАО «РЖД», а также своим Положением.
Центр находится в непосредственном ведении Департамента пассажирских сообщений и курируется вице-президентом, в ведении которого находятся вопросы пригородных перевозок.
Центр имеет печать, штампы, бланки и другие реквизиты со своим наименованием.
Финансово-хозяйственное обеспечение Центра осуществляет Административно-хозяйственное управление - филиал ОАО «РЖД». Ведение бухгалтерского и налогового учета Центра осуществляет Желдоручет.
Руководство Центром осуществляет начальник Центра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом ОАО «РЖД».
Начальник Центра имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности в порядке, установленном ОАО «РЖД».
Обязанности начальника Центра во время его отсутствия исполняет его заместитель.
Начальник Центра:
1) организует деятельность Центра на принципе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение Центром возложенных на него задач;
2) осуществляет работу Центра в соответствии с планами ОАО "РЖД";
3) представляет ОАО "РЖД" во всех государственных, общественных и других организациях по вопросам, отнесенным к компетенции Центра;
4) утверждает положения об отделах Центра, должностные инструкции его работников и вносит в них при необходимости изменения;
5) осуществляет прием на работу, увольнение с работы, перевод работников Центра, а также иные права и обязанности работодателя в отношениях с работниками Центра;
6) организует проведение мероприятий по повышению квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке работников Центра;
7) издает указания и документы по вопросам, входящим в компетенцию Центра, обязательные для исполнения работниками Центра;
8) контролирует соблюдение работниками Центра трудовой и исполнительской дисциплины;
9) применяет к работникам Центра меры поощрения, налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД";
10) пользуется другими правами, предоставленными ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом ОАО "РЖД" и нормативными документами ОАО "РЖД".
13. Отделы Центра осуществляют свои функции в соответствии с настоящим Положением и положениями об отделах.
14. Работники Центра при осуществлении своих функций руководствуются должностными инструкциями.
1.2 Организация экономической работы
Перечислим основные задачи Центра:
1) разработка и реализация мероприятий, связанных с созданием компании по управлению пригородным пассажирским комплексом;
2) формирование финансовой модели пригородного пассажирского комплекса.
Формирование структурной и финансовой модели пригородного пассажирского комплекса осуществляет Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом (ЦОПР) ОАО «РЖД», который находится в непосредственном ведении Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД». ЦОПР решает ряд важнейших задач, связанных с организацией пригородных пассажирских перевозок:
— взаимодействие с региональными органами власти;
— координация и взаимодействие участников перевозочного процесса по вопросам предоставления услуг инфраструктуры и подвижного состава;
— мероприятия по систематизации и стандартизации процессов организации пригородных пассажирских перевозок;
— комплексные проверки качества обслуживания пассажиров в пригородных поездах, на вокзалах и станциях в целях выявления нарушений технологии работы пригородными пассажирскими компаниями, а также разработки и внедрения системы персонифицированного учета;
— организация комплекса мероприятий по рассмотрению и подготовке ответов на обращения граждан, поступающие по вопросам, связанным с перевозкой пассажиров в пригородном сообщении.
Среди основных функций ЦОПР, связанных с транспортным обслуживанием пригородных пассажиров:
— координация и анализ деятельности перевозчиков в пригородном сообщении — пригородных пассажирских компаний;
— взаимодействие с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации высокоэффективных пригородных пассажирских перевозок;
— анализ тарифной политики в области пригородных пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте и других видах транспорта;
— подготовка предложений по совершенствованию действующих и разработке новых тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении;
— подготовка предложений по внесению изменений в правила оказания услуг и правила перевозок пассажиров;
— анализ применения законодательных актов Российской Федерации в части предоставления льгот на проезд железнодорожным транспортом в целях подготовки предложений о внесении в них изменений;
— контроль соблюдение паритета между перевозчиками и владельцами инфраструктур по условиям продажи билетов и взаиморасчетам за перевозки пассажиров.
В настоящее время на сети российских железных дорог осуществляют перевозочную деятельность 25 ППК, созданных при участии ОАО «РЖД» и субъектов Российской Федерации в целях повышения данного вида бизнеса ОАО «РЖД» за счет целенаправленной, предметной и клиентоориентированной работы, обеспечения прозрачности показателей деятельности.
Центральная дирекция пассажирских обустройств (ЦДПО) ОАО «РЖД» имеет на своем балансе свыше 600 вокзалов, более 200 пассажирских зданий, около 1000 павильонов и более 14 тыс. платформ, а также билетные кассы и другие обустройства, предназначенные для обслуживания пассажиров. ЦДПО предоставляет услуги пассажирской инфраструктуры перевозчикам пассажиров, а также решает следующие основные задачи:
— обеспечение транспортной безопасности и безопасности движения поездов;
— организация эксплуатации, содержания, ремонта и развития объектов пригородной пассажирской инфраструктуры;
— реализация коммерческого потенциала пассажирских обустройств и прилегающих к ним территорий.
На объектах пассажирских обустройств, где осуществляется обслуживание пригородных пассажиров, но которые не находятся в ведении ЦДПО (относятся к Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» или к Службе гражданских сооружений), перечисленные выше задачи решает балансодержатель. Ответственность за эксплуатацию, содержание и ремонт ряда пассажирских обустройств, таких как пешеходные переходы, мосты, тоннели, несет Центральная дирекция инфраструктуры ОАО «РЖД», являющаяся их балансодержателем.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Положение о Центре по корпоративному управлению пригородным комплексом – структурном подразделении ОАО «РЖД», в ред. Распоряжений ОАО «РЖД» от 09.06.2009 № 1196р, от 24.05.2011 № 1164р.
2. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.01.2003 №17-ФЗ.
3. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.01.2003 №18-ФЗ.
4. Устав Открытого акционерного общества «РЖД»: постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. №585.
5. Порядок ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющими укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства транспорта РФ от 17.08.2007 №124.
6. Методические рекомендации по учету затрат на технических заказах. - М.: ОАО «РЖД», 2009.
7. Об утверждении методики анализа динамики фактических затрат производственных вертикалей, выделяемых из состава железных дорог, с обеспечением сопоставимости данных до и после проведения соответствующих мероприятии: распоряжение ОАО «РЖД» от 30 сентября 2010 г. №2038p.
8. Учет расходов: корпоративный учетный принцип ОАО «РЖД» (КУП №11/2013).
9. Планирование на предприятиях железнодорожного транспорта / Ю.Д. Петров, Н.В. Берндт, А.И. Купоров и др.; под. ред. Ю.Д. Петрова. - М.: Академия, 2013.
10. Терешина, Н.П. Экономика железнодорожного транспорта / Н.П. Терешина, Б.Н. Лапидус, М.Ф. Трихункова. - М.: ФГБОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012.
11. Штефан, М.А. Особенности калькулирования себестоимости пассажирских и грузовых перевозок в организациях железнодорожного транспорта / М.А. Штефан // Управленческий учет. - 2013.