Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что в последние годы здоровье подрастающего поколения ухудшилось настолько, что приобрело вид национальной проблемы. Причин тому много, среди них следует выделить повышенные нагрузки в школе, большим количеством секций и дополнительных занятий. Кроме того, находясь в современном социуме, дети перегружены информацией. Также тяжелые последствия для здоровья связаны с гиподинамией, неправильным питанием. Итог всего этого – снижение здоровья, низкий уровень развития физических качеств и слабость опорно-двигательного аппарата. Также следует отметить, что растет число юношей, которые имеют низкие показатели физического развития.
Поиск форм и видов двигательной активности, обеспечивающих необходимый уровень двигательной активности детей, происходит постоянно, вместе с тем следует отметить, что для полноценного развития следует применять наиболее естественные движения, характерные для жизнедеятельности человека в целом.
В современном обществе появились новые виды деятельности, которые осуществляются в невероятно быстрых и неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют быстроты реакции, проявления находчивости, способность к сосредоточению и переведению внимания, временной, пространственной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.
Кроссфит - инновационная система общей физической подготовки, в основе которой лежит идейно обновлённый функциональный тренинг. В процессе занятий кроссфитом получается разносторонний спортсмен, достаточно на высоком атлетическом уровне свободно проявляющий такие физические качества как силу, выносливость, быстроту, координацию (ловкость), гибкость.
Следует отметить, что в научной литературе применение кроссфита на уроках физической культуры у обучающихся старшего школьного возраста, должным образом не раскрыта, что указывает на актуальность темы и свидетельствует о необходимости ее изучения.
Возникает проблема, какие упражнения кроссфита можно использовать в рамках школьной физкультурно-спортивной деятельности старшеклассников.
Объект: урок физической культуры у обучающихся старшего школьного возраста.
Предмет: применения кроссфита на уроках физической культуры у обучающихся старшего школьного возраста
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить применение кроссфита на уроках физической культуры в у старшеклассников.
Гипотеза исследования состоит в том, что кроссфит – это вид спорта, который позволяет значимо повышать уровень развития физических качеств у старшеклассников.
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме особенности применения кроссфита на уроках физической культуры у обучающихся старшего школьного возраста.
2. Раскрыть методы и организацию исследования.
3. Провести анализ полученных результатов.
Теоретической основой исследования стали авторские идеи:
О.А. Холодова о развитие силы у детей старшего школьного возраста; Л.С. Дворкина, В.А. Глубокого, П. Гузеева и др..
Методами исследования стали: теоретический анализ и обобщение, тестирование, апробирование.
Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложение.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КРОССФИТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Система кроссфит как система развития основных физических качеств
Современный спорт идет к уменьшению количества специализаций и набору упражнений. В конце XIX, начале XX века было более органичное количество видов спорта, к примеру, тяжелая атлетика включала в себя не 2 упражнения, как сейчас, а множество различных упражнений и даже борьбу между участниками. В такой ситуации человеку приходилось готовиться к разным упражнения, что усложняло тренировочный процесс и показатели в каждом движении были менее выдающиеся, в отличии, если готовится к одному или двум упражнениям. В связи с чем, один спорт начинал перерастать в несколько смеженных. К примеру, легкая атлетика сейчас насчитывает до 50 различных дисциплин, эта ситуация вполне естественна, в рамках возрастающих требованиям к рекордам [2,8].
У нас в стране, как и во всем мире, широкое распространение получила система, которая называется кроссфит. Она основана гимнастом Г. Глассманом в США в конце 20 века. Как говорит он сам, специализация кроссфита заключается в отсутствии специализации. Этот фитнес включает разные упражнения, взятые из многих видов спорта. Направлен он на развитие выносливости и тренировку всех мышц и систем организма. На Западе фитнес-упражнения по системе кроссфит включены в тренировку спецслужб. Но они приемлемы и для тех, кто делает первые шаги в фитнесе. Опытным спортсменам кроссфит также может сослужить хорошую службу, так как он помогает повысить эффективность тренингов.
Несомненно, любой вид спорта стремится к развитию одного из физических качеств (силы, выносливости, быстрота, координации или гибкости), в некоторых случаях к развитию двух или трех качеств. Связано это с тем, что любой спорт выдвигает свои требования к физической форме спортсмена, и некоторые качества абсолютно не нужны, в то время как они даже могут вредить развитию других. Пример: Для тяжелоатлета нет необходимости развивать выносливость, в то время как для марафонца нет необходимости в силе [3].
Кроссфит пошел по пути развития всех качеств:
- для длительного бега – выносливость;
- для бега на короткие дистанции – быстрота и координация;
- для поднятия штанги на раз – сила, быстрота, гибкость и координация;
- для поднятия штанги на много раз – силовая выносливость, гибкость и координация.
И множество других упражнений, которые требуют совмещения различных физических качеств.
Кроссфит это высокоинтенсивная тренировка различных групп мышц (иногда одновременно нескольких), которая направлена на развитие не только мускулатуры военнослужащего, но и сердечной мышцы, дыхательной системы и общей выносливости организма [4, 16]. Этот функциональный тренинг закладывает фундамент физической подготовки, позволяя решать различные задачи в широком временном диапазоне.
В большинстве своем кросстренинг применяется для подготовки различных силовых структур (спецназа, морских котиков и т. п.) и уже доказал эффективность в развитии функциональной подготовки человека к самым разным условиям. Несмотря на свою молодость, кроссфит постепенно набирает популярность из-за доступности и гибкости самой системы.
Кроссфит – сложный вид спорта, особенно когда дело доходит до программирования тренировок. Ведь существует так много аспектов подготовки, которые необходимо учитывать.
Кроссфит включает в себя упражнения, позаимствованные из тяжелой атлетики и пауэрлифтинга: рывки, толчки, жимы, тяги, приседы. Развитие силовой выносливости этом спорте является одной из самых приоритетных задач.
Несмотря на то, что CrossFit является полноценным видом спорта, его комплексы служат превосходной базой для физической подготовки атлетов различных видов спорта. Благодаря своей уникальности, вариативности и доступности, занятия по кроссфиту легко вписываются в тренировочный процесс как любителей так и профессиональных бойцов.
Свободные веса отягощений, а иногда, и вовсе без них – вот, что отличает методику от многих других. Упражнения для поддержания формы в домашних условиях также эффективны для профессиональных атлетов, которые по каким-либо причинам не могут посещать зал. Упражнения для кроссфита дома отличаются высокой функциональностью, практически каждый элемент сопоставим с теми движениями, которые выполняются в повседневной жизни. Занимаясь домашних условиях, не потребуется покупать абонементы в зал, где наверняка не удастся поработать с той же интенсивностью как дома, из-за высокой плотности спортсменов на квадратный метр.
Кроссфит пошел по противоположному пути развития, в какой-то мере сделал переворот в современном спорте, вместо жесткой специализации, кроссфит объединил множество различных движений в одни соревнования, и соответственно, систему подготовки. С чего и вытекает множество плюсов и минусов данного спорта.
Занятия кроссфитом развивают особый вид выносливости скоростно-силовую, которая позволяет справляться с силовой нагрузкой длительное время. Большинство WOD- комплексов, направленны именно на развитие выносливости, поскольку это главная физическая способность любого кроссфитера. Во время занятия кроссфитом в мышцах образуется много продуктов окисления, особенно молочной кислоты. Процесс этот начинается с первых секунд и постоянно нарастает. Если тело не натренировано должным образом и не может удовлетворить этой потребности, спортсмен получит кислородный долг (недостающее количество кислорода, необходимое для уничтожения накопленных в организме и недоокисленных продуктов распада).
В первые 4-е минуты тренировки скорость расхода кислорода повышается в 15 и более раз. И чем дольше длится нагрузка, тем больше у организма потребность в кислороде для устранения молочной кислоты. Если вовремя не вывести продукты окисления, эффективность тренировки упадет до нуля. А это значит, что польза кроссфита в первую очередь заключается в улучшении работы лёгких и умении организма накапливать кислород.
Специальная выносливость направлена на выполнение длительных специфических нагрузок, которые применяются в конкретном виде спорта, и уже требует применения характерных конкретных умений и навыков.
Например, марафонец и спринтер нуждаются в развитии специальной выносливости, однако у каждого из них она отличается набором необходимых навыков и умений, разной степенью развитости конкретных групп мышц.
Тренировка специальной выносливости направлена на развитие качеств, которые свойственны конкретной дисциплине: спринт, прыжки, метание, бег и т.д.
В CrossFit же выносливость носит специфический характер: кроссфитер не нацелен ни на какое-то конкретное расстояние, ни на количество времени и даже не на тоннаж весов за определенный отрезок времени. Цель - эффективно развивать скорость, мощность, выносливость и выносливость.
Именно поэтому к развитию выносливости в CrossFit необходимо подходить комплексно, принимая во внимание и отличия систем энергообеспечения организма, и уровень потребления кислорода, и все прочие нюансы.
В первую очередь обратимся к энергетическим системам, управляющим всей деятельностью человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артугюнян, Т.Г. Физическое воспитание воли и сверхволи будущего защитника Отечества /Т.Г. Артугюнян.-М.:Академия, 2011.- 135с.
2. Бабанова, М.Д., Усольцева, Е.А. Бодибилдинг: польза и вред /М.Д. Бабанова, Е.А. Усольцева //Сборник материалов IX всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия молодая».-2017.-С.87.
3. Бакирова, А.У. Эффективность использования упражнений на гибкость при занятиях пауэрлифтингом / А.У. Бакирова // В сборнике: Аграрная наука в инновационном развитии АПК. Материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXVI Международной специализированной выставки "Агрокомплекс-2016". – 2016. – С. 11.
4. Барчук, И.С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, приктика: учебн. Пособые для стед. Высш. Учеб. Заведенич / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров: издательский центр “Академия” 2010.-528с
5. Бодров И.М. Атлетическая гимнастика в физическом воспитании студентов /И.М. Бодров //Теория и практика физической культуры.-2017.-№3.-С.39.
6. Бодюков, Е.В., Юров, В.В. Физическое воспитание в форме атлетической гимнастики /Е.В. Бодюков, В.В. Юров. Монография.-Издательство: ФГБОУ ВПР Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова.2015.- 180 с.
7. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Учебник для студентов вузов физической культуры и факультетов физического воспитания высших учебных заведений./Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2015. - 294 с
8. Глубокий, В. А. Кроссфит в физической подготовке студентов, курсантов, сотрудников СИБЮИ ФСКН России // Инновации и перспективы ФК и С в современном обществе : материалы III студ. заоч. междунар. научн. конф. – Иркутск : ФГОУ НИ Ир ГТУ. – Т 1. – 2014. – С 40–45.
9. Гузеев, П. Пауэрлифтинг: Методическое пособие / П. Гузеев, Ю. Пименов. - М.: Терра-Спорт, 2013. - 225 с.
10. Дворкин, Л.С. Тяжелая атлетика: Учебник для вузов /Л. С. Дворкин. -М: Сов. спорт, 2015. - 597 с.
11. Захаров, Е. Н., Карасев, А. В. Энциклопедия физической подготовки /Е.Н. Захаров. – М.: Лептос. – 2017. – 368 с.
12. Карпушин, Б. А. Педагогика физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 (62) - Физическая культура» // Москва: Советский спорт, 2013.- 299с.
13. Кузнецов, В.В. Спорт – основной фактор научного познания резервных возможностей человека. / В.В. Кузнецов. // Теория и практика физической культуры. – 1979. – № 3. – С.45–48.
14. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры /Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт. – 2013. – 543 с.
15. Методика проведения занятий атлетической гимнастикой с юношами 10-11 классов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raimantau.narod.ru/load/fizicheskaja_kultura/metodika_provedenija_zanjatij_atleticheskoj_gimnastiki_s_junoshami_10_11_klassov/14-1-0-27. Дата доступа: 0303.2022.
16. Рыбальский, П.И. Структура и содержание тренировочных микроциклов различной направленности в зависимости от характеристик соревновательных упражнений в пауэрлифтинге: Автореф. дис. на соискание учен, степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» /П.И. Рыбальский. - М., 2015. - 22 с.
17. Савченков, Ю.И. «Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учеб. пособие для студентов пед. вузов» /Ю.И. Савченко// М.: ВЛАДОС, 2013.-145с.
18. Столяров, В. И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы) : монография / В.И. Столяров // Саратов: Наука, 2013.- 312с.
19. Синявский, Н. И. Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности с юношами на основе принципов спортивной тренировки /Н.И. Синявский.- Тюмень: Аксиома, 2013.-158с.
20. Сычев, С. О. Формирование потребности физического усовершенствования / Институт проблем воспитания АПН. – Киев. – 2002. – 18 с.
21. Федорова, М.Ю., Шмакотин, А.Д. Особенности организации школьной спортивной секции /М.Ю. Федорова, А.Д. Шмакотин //Научное и образовательное пространство: перспективы развития.-2017.-С.225-230.
22. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия,2016.- 465 с.
23. Хрипач, Г.Н. Бодибилдинг. Современный подход /Г.Н. Хрипач.- СПб.: Питер, 2016. - 162 с.
24. Шутова, Т. Н., Гаджиев, Д. М., Пихаев, Р. Р. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов // Физическая культура, спорт, туризм: Научно-методическое сопровождение : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2016. – С. 134–138.