Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. За время осуществления современных российских реформ, сопровождающихся кризисными событиями, охватившими все сферы российского общества, изменилось отношение работников к труду. Для подавляющего большинства труд трансформировался из основы образа жизни в средство выживания и потерял смысл образующего значение. Сегодня большое количество предприятий сталкиваются с трудностью: как добиться максимальной эффективности при выпуске продукции (услуг) и добиться осознания ответственности за единый производственный результат от каждого сотрудника организации.
Путь к эффективному управлению производством проходит через осмысление стимулирования трудовой деятельности работника. Работники считаются основой любого предприятия, особенно в эпоху возрастающего значения человеческого капитала. Исходя из этого, представляется необходимым изучить процессы управления сотрудниками, в частности, потенциал стимулирования и мотивации сотрудников, механизмы и инструменты стимулирования. Стимулирование труда — главный инструмент управления персоналом. Понимая то, что движет человеком, какие мотивы находятся в основе его действий, можно создать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами.
Однако большинство руководителей российских предприятий, до сих пор используют практически разрушенную и неэффективную «советскую» систему мотивации и стимулирования труда. Они достаточно мало уделяют внимания исследованию иностранного опыта работы с сотрудниками компании. Все это негативно сказывается на результатах деятельности компании.
Система стимулирования, построенная в соответствии с потребностями организации и работающего персонала, является основой побудительных мотивов к эффективному труду. Таким образом, формирование и поступательное совершенствование системы стимулирования труда персонала обеспечило бы прочный фундамент для дальнейшего развития организации.
Цель работы: на основе анализа теоретических и практических аспектов системы мотивации персонала разработать рекомендации по ее совершенствованию в ООО «Панорама».
Задачи работы заключаются в следующем:
- рассмотреть понятие, сущность и виды мотивации сотрудников;
-дать краткую характеристику ООО «Панорама»;
-проанализировать оценку кадрового потенциала и оценку действующей системы мотивации персонала в ООО «Панорама»;
-разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «Панорама».
Объектом исследования является ООО «Панорама».
Предметом исследования является система мотивации персонала.
Теоретико-методологические основы современных подходов к изучению мотивационной сферы работника, а также современные структурные модели мотивации представлены в трудах Афанасьева Л.А., Аширов Д. А., Байтасов, Р. Р., Вашурина Е.В. и ряд других.
В работе использованы такие методы, как: методы научной абстракции; метод анализа и синтеза; графический метод.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и сущность мотивации сотрудников
О мотивации издано множество книг, научных работ и прочих публикаций. И неудивительно, ведь мотивация представляет собой один из механизмов управления. Компании, грамотно разработавшие внутренние нормативные акты, регламентирующие порядок мотивации персонала, занимают ведущие позиции на рынке [9,c.47].
Как основная функция управления мотивация тесно связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения, как личных целей, так и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей.
Рассмотрим различные трактовки понятия мотивация.
Система мотивации персонала распределена на два крупных блока: материальная и нематериальная система мотивации, которые базируются на вознаграждениях.
Вознаграждения работникам - это все затраты, которые наниматель несет на основании заключенного трудового соглашения.
Как правило, главным мотивом и стимулом к организации трудового процесса является материальное вознаграждение, под которым понимаются выплаты, производимые в виде премии и зарплаты, а также дополнительного стимулирования.
Существует деление потребностей на врожденные и приобретенные. Врожденные потребности являются общими для всех людей. Например, нужда в еде, сне, и т.п. Подобные факторы формируют группу так называемых первичных потребностей. Приобретенные потребности связаны с существованием человека в группе, носят более персонифицированный характер и формируются под воздействием среды. Например, потребность в уважении, в достижении результата, любви и т. п.4 Они получили название вторичных потребностей.
Таким образом, мотивирование возникает как более или менее продолжительный процесс активации побудительных сил поведения и действий личности. Когда потребности актуализированы, человек стремится найти наиболее простые и осуществимые пути их удовлетворения, и в соответствии с этим, выбирает ту или иную модель поведения [11,c.20].
Функция мотивации состоит в том, что она оказывает воздействие на коллектив предприятия в таких формах, как побудительные мотивы к эффективному труду, индивидуальные и коллективные поощрительные меры общественного воздействия. Они усиливают работу органов управления. Повышают эффективность системы управления организацией.
Выделяют следующие функции мотивации:
- побуждающая и направляющая функция мотива. Первая - отображает энергетику мотива, вторая - направление этой энергии на объект. Побуждающая функция связана с появлением состояния потребности, которая инициирует мобилизацию энергии. Возникшее возбуждение является спонтанным, без ориентации на конкретный объект. Поэтому наличие в мотиве целей позволяет осуществлять направляющую функцию;
- стимулирующая функция мотива - связана с продолжением мотивации. Стимулирующая функция, отражающая потребность, позволяет говорить о силе мотива;
- организующая функция мотива - (управляющая, регулятивная, контролирующая): с помощью мотива деятельность мысленно организуется, однако внешне еще не обнаруживается; это еще замысел, а не его реализация;
- структурирующая функция мотива - позволяет распознать важность конечного результата, ведет к детальному анализу ситуации и ее критической оценке;
- смыслообразующая функция мотива - оценивает жизненный смысл субъекта объективных обстоятельств, дает им личный смысл;
- отражательная функция мотива - понимается в отражении сознания человека потребностей и целей, способов достижения их и способностей, последствий для себя и морального благополучия. Благодаря этой функции формируется структура и содержание мотивационной сферы личности;
- объяснительная функция мотива - сознательно понимается человеком как источник поведения. Фактически, этот мотив является основой действий или поступков;
- защитная функция мотива - истинная цель заменяется «официальной версией», необходимой для получения требуемого решения. В связи с этим выделяют мотивационный феномен, который называется мотивировка [8,c.141].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьева, Л.А. Методологические аспекты управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности компании / Л.А. Афанасьева. - Основы экономики, управления и права. 2018. № 5. С. 61
2. Аширов, Д. А. Управление персоналом; ТК Велби, Проспект - М., 2019. - 432 c.
3. Байтасов, Р. Р. Управление персоналом. Конспект лекций; Феникс - М., 2018. - 352 c.
4. Вашурина, Е.В. Вопросы стратегического развития персонала // Университетское управление. - 2018. - № 4. - С. 87
5. Волкогонова, О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: Учебник. — М.: ИД «Форум»; НИЦ «Инфра-М», 2019. — 352 с.
6. Дементьева А. Г., Соколова М. И. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика. Учебник; Аспект пресс - М., 2018. - 352 c.
7. Евтихов, О. В. Управление персоналом организации. Учебное пособие; ИНФРА-М - М., 2020. - 304 c.
8. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учеб.пособие для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2019. – 464с.
9. Кардашов, В.В. Мотивация персонала: теория и практика / В.В. Кардашов // Человек и труд. 2019. № 10. С. 47-48
10.Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А.А. Когтин // Основы экономики, управления и права. №4 (4). 2019. С. 80-83.
11. Конопатов, С.Н. Управление персоналом: факторы успеха // Управление персоналом. 2018. N 31. С. 20
12. Крячко, К. С. Эффективная мотивация персонала / К. С. Крячко / Экономическая наука и практи- ка: материалы II междунар. науч. конф. − Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. − С. 65
13. Лившиц, А. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика. Учебное пособие / А. Лившиц. – М.: РИОР, 2017. – 296 c/.
14. Маслова, В. М. Управление персоналом. Учебник и практикум; Юрайт - М., 2020. - 508 c.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 3-е издание, 2019.- 365 с.
16. Мелихов Е. Ю., Малуев П. А. Управление персоналом. Портфель надежных технологий. Учебно-практическое пособие; Дашков и Ко - М., 2019. - 344 c.
17. Мизинцева М. Ф., Сардарян А. Р. Оценка персонала. Учебник и практикум; Юрайт - Москва, 2018. – 541 с.
18. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 527 с.
19. Озерникова, Т. Г. Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности: учеб. пособие / Т. Г. Озерникова. – Тоскана: Изд-во БГУ, 2021. – 283 с.
20. Одегов, Ю.Г. Экономика труда: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с.