Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом факторов и причин. В современном обществе всё в большей степени наблюдается социальное расслоение. При этом механизмы социальной мобильности – социальные лифты – не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межличностных отношений.
Современные молодые люди отличаются от своих сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей межличностных отношений. В них проявляются, как индивидуальные качества личности (её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности), так и усвоенные личностью ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая социуму воспринятое в нем.
В современных условиях обостряющегося противостояния в социальных отношениях необходимым фактором успешной социализации личности является разрешение личных и общественных инцидентов. Поэтому среди проблем, стоящих перед общеобразовательной организацией в период её модернизации, наиболее значимой является проблема профилактики межличностного конфликтного поведения подростков.
Главным процессом подросткового возраста считается переход от юношества к взрослости. Все стороны развития подвергаются перестройке, появляются и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Данный преобразовательный процесс и определяет главные особенности личности подростков. По характеру происходящих в данном возрасте изменений, подростковый возраст в целом считается кризисным. Подростковый возраст – самый сложный и трудный из всех детских возрастов, который представляет собой период становления личности.
Многие известные психологи и педагоги (Т. В. Драгунова, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. А. Лабунская, Д. И. Фельдштейн, Н. В. Гришина, Г. С. Абрамова, А. Н. Прихожан, Н. Н. Толстых), сходятся во мнении, что именно общение со сверстниками является для подростка наиболее значимым и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности, развития личности.
Современные образовательные организации не всегда способны воплотить в жизнь процесс профилактики конфликтного поведения детей подросткового возраста, так как в практике организации педагогического процесса эти вопросы не входят в количество приоритетных целей педагога.
Между тем, практика показывает, что межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает затруднения у подростков. Нередко взамен анализа проблемы и поиска оптимальных путей её решения подросток пытается интенсивным способом воздействовать на объект противоречия и производит действия, ведущие к эскалации конфликта. Это связано, прежде всего, с недостатком их коммуникативной и социальной компетентности.
Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования «Поведение подростков в ситуации конфликтов».
Объект исследования – поведение в конфликтной ситуации.
Предмет исследования – особенности поведения детей подросткового возраста в конфликтной ситуации.
Цель исследования – на основе анализа теоретических и эмпирических данных изучить особенности поведения подростков в конфликтной ситуации.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «конфликт»;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
3. Выявить особенности конфликтности как черты подросткового возраста;
4. Провести эмпирическое исследование и выявить особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях.
Для проведения исследования использовался комплекс методов:
– теоретические методы – анализ, синтез и обобщение;
– эмпирические методы - опрос, тестирование, методы математической обработки данных.
Методическую основу исследования составили следующие методики диагностики:
1. Фокус-группа
2. Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной);
3. Опросник А. Басса- А. Дарки.
База исследования:
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, сформулирована цель, задачи, выявлены объект и предмет исследования, приведены методы и методики реализации исследования.
В первой главе представлен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Приведены различные трактовки понятию «конфликт». Описаны особенности течения подросткового возраста и основные причины проявления конфликтности у подростков.
Во второй главе проведено эмпирическое исследование по общедоступным методам психологического тестирования.
В заключении приводятся краткие выводы согласно поставленным в работе задачам.
Список литературы состоит из 27 литературных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы конфликта в подростковом возрасте
1.1. Сущность и понятие конфликта
В психологии понятие «конфликт» используется достаточно широко. Конфликтом называют и межличностные проблемы, и внутриличностные переживания, и кризисные явления, и столкновение алгоритмов решения учебных задач обучающегося и др.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций.
Английский социолог Э. Гидденс под конфликтом подразумевает: «Реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, её способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон.
В отечественной литературе большинство определений конфликтов носит так же социологический характер: противоборство между индивидуальными и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. [10, с. 32].
«Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.» [11, с. 96] Российские конфликтологи Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк уточняет понятие конфликта. По их мнению, конфликт – это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели [2].
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, и формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.
Элементы конфликта:
1) два участника и две стороны конфликта;
2) взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон;
3) поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;
4) применение силы для влияния на другую сторону;
5) противопоставленность действий, поведения сторон;
6) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;
7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность;
8) характер внешней среды, присутствует ли третье лицо.
Динамика развития конфликта:
1) возникновение конфликтной ситуации;
2) осознание конфликтной ситуации;
3) собственно конфликтное поведение, способствует реализации собственных интересов в ущерб другой стороне;
4) развёртывание конфликта или его разрешение зависит от участников, личностных особенностей, интеллектуальных возможностей.
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, при этом любая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) [17].
Б. И. Хасан, один из известных российских исследователей конфликта, дает следующее понятие конфликта: «Конфликт – это такая форма взаимодействия, в которой действия не способны сосуществовать в неизменном виде. Они взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации» [27, с. 20]. Вместе с тем каждый конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для собственного разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет» [27, с. 20].
Н. В. Гришина выделяет несколько типов поведенческого реагирования субъекта на трудную ситуацию. Первый активный тип реагирования на сложную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к сложной ситуации, активное преобразование среды. Данная активность может носить как конструктивный характер (повышение уровня поисковой деятельности, расширение возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности и общения), так и деструктивный (дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования, нервные вспышки, истерические реакции) [17].
Второй пассивный тип поведения, деятельности и общения в сложной ситуации может быть реализован также в двух формах: приспособление и как уход из ситуации. Приспособление рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям. Однако уход из ситуации реализуется в таких поведенческих проявлениях, как: избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т.д. [13].
Важной особенностью конфликта считается характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, все потребности можно сгруппировать, выделив в них пять значений:
– физиологические потребности;
– потребность в безопасности и защищенности;
– социальные потребности;
– потребность необходимости в уважении;
– потребность самовыражения [4].
А.Я. Анцупов и А.И. Шепилов под конфликтом понимают наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [5].
Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. По мнению известного специалиста в области переговоров Р.Фишера, чем более разнообразным становится мир, тем с большим числом противоречий приходится сталкиваться человеку [11]. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить конфликт более серьезный. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит дело до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направлять участников на поиск взаимоприемлемого решения.
Каждый конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения положительных и отрицательных компонентов в конфликтах их разделяют на конструктивные, имеющие положительные и отрицательные последствия одновременно, и деструктивные. Таким образом, конфликты можно систематизировать в зависимости от степени разработанности способов их разрешения [9].
Структуру конфликта можно представить как«совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей / Ю.В. Александрова – СГУ, 1999. – 66 с
2. Аллахвердова, О. В. Конфликтология / О. В. Аллахвердова/ – СПб.: Лань, 1999, – 670 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 363 с.
4. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков/ Л.О. Андрюшина – дис. канд. псих. наук : 19.00.03; Тверь, 2003 − 202 c.
5. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ. 1999. – 551 с.
6. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М., Владос, 2003. – 208 с.
7. Арендачук, И.В. Формирование информационно-коммуникативных потребностей подростков средствами массовой коммуникации как институтом социализации / И.В. Арендачук. – Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnokommunikativnyh-potrebnostey-podrostkov-sredstvami-massovoykommunikatsii-kak-institutom (дата обращения 05.04.2022).
8. Аянян, А.Н. Социализация подростков в информационном пространстве / А.Н. Аянян, Т.Д. Марцинковская – Психологические исследования. 2016. - Т. 9. - № 46. - С. 8.
9. Белопольская, Н. Л. Самосознание проблемных подростков / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова – М. Институт психологии РАН, 2007. – 332 с.
10. Бодалев, А. А. Понятие и виды общения / А. А. Бодалев, В. Н. Панферов, – Основы социально-психологической теории. М., 1995.
11. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. 2- е изд. – М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум»; СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2015. – 240 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
13. Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 615 c.
14. Герзон, М. Лидерство через конфликт: Как лидеры-посредники превращают разногласия в возможности / М. Герсон – Пер. с англ. Павла Миронова. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. – 344 с.
15. Гридчин, А.А. Цыганкова Е.Н. Коммуникативные барьеры как источник конфликтных ситуаций в школьном социуме / А. А. Гридчин, Е.Н. Цыганкова – Общество: социология, психология, педагогика. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-bariery-kak-istochnikkonfliktnyh-situatsiy-v-shkolnom-sotsiume – Заг. с экрана.
16. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
17. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. – М.: Гардарики, 2013. – 223 с.
18. Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного поведения в подростковом возрасте / В.В. Завражнов, Иванов, А.А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростковом возрасте / А.А. Иванов – Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 2009. – 250 с.
19. Ковалев, Л.Г. Психология личности подростка / Л.Г. Ковалев. - М.: Владос, 2008. – 322 с.
20. Корчагина, Ю.И. Агрессивные дети / Ю. И. Корчагина // Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября» №2. - 2008.
21. Лабунская, В.А. Невербальное поведение: социально-перцептивный подход / В.А. Лабунская. – Ростов-на-Дону : Издательcтво Ростовского госуниверситета, 1986. – 136 с.
22. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с
23. Лямина, А. К. Сущность и содержание коммуникативных умений подростков гетерогенной группы / А.К. Лямина – Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-kommunikativnyhumeniy-podrostkov-geterogennoy-gruppy (дата обращения 04.04.2022).
24. Мухина, В.С. Возрастная психология : учебник для студ. высш. учеб.заведений. - 10-е изд., перераб. и доп./ В.С.Мухина.- М.: Академия, 2006.
25. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К.Н.Поливанова// Вопросы психологии. - 1996.- № 1. - С.8- 23.
26. Скутина, Т.В. Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте / Т.В. Скутина// Педагогика развития: Содержание образования как проблема. Материалы 6-й научнопрактической конференции. - Красноярск, 1999.
27. Хасан, Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: учебное пособие/ Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов.- Красноярск; Москва, 2001. - 236 с.