Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания детей раннего возраста, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок раз-вивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельно-сти, его отношения с людьми.
Вопросы организации детских игр и среды для них, можно увидеть в методических и научных исследованиях предметно-игровой среды Л.С.Выготского [9], С.Л.Рубинштейна [19], и других, концептуальные поло-жения организации детских игр Б. Г. Ананьева [2], Е. Ф. Рыбалко [2], А.Валлона [7], А.Н.Леонтьева [16], Д. В. Менджерицко [17], Д. Б. Эльконина [21] и других.
Доказано, что в сюжетно-ролевой игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что сюжетно-ролевые игры сти-хийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной де-ятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.
Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.
Так же в развитии сюжетно-ролевых игр значимое место занимает предметно-игровая среда.
Под игровым пространством мы понимаем не конкретное место, а со-бирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.
Создание игрового пространства детьми в игре зависит от организации педагогом предметно-игровой среды.
Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода до-стижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и вре-мени игры.
Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существен-ное влияние на развитие в игре детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошколь-ного образования [1] особой формой общественной жизни детей раннего воз-раста является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятель-но действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир, определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: уме-ние самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.
Психологи и педагоги А.Н.Леонтьев [16], Д.Б. Эльконин [21], Л.С.Выготский [9], Е.А.Аркин [3] и др. показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Игровое пространство характеризуется нами на осно-ве теории Л.С.Выготского [9] о воображении, как основе творчества.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Исходя из актуальности выбранной темы, был определен аппарат ис-следования.
Обозначалась проблема: Какую роль играет предметно-игровая среда в развитии сюжетно-ролевой игры детей?
Объект исследования: процесс развития сюжетно-ролевых игр в пред-метно-игровой среде ДОУ.
Предмет исследования: предметно - игровая среда как средство разви-тия сюжетно ролевых игр детей раннего возраста.
Цель исследования: рассмотреть формирование предметно-игровых действий в раннем возрасте
В соответствии с целью исследования были определены следующие за-дачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме организации предметно-игровой среды в младшей группе ДОО.
2. Раскрыть сущность сюжетно-ролевой игры и особенности руковод-ства ей в раннем возрасте.
3. Осветить опыт педагогов-практиков по организации предметно-игровой среды для сюжетно-ролевых игр малышей.
4. Разработать методические рекомендации по проектированию пред-метно-игровой среды для развития сюжетно-ролевой игры детей раннего воз-раста.
Гипотеза исследования сводится к тому, что одним из ведущих педаго-гических условий развития игровой деятельности детей раннего возраста яв-ляется предметно-развивающая среда.
Для решения поставленных задач были использованы следующие ме-тоды исследования: качественный анализ психолого-педагогической литера-туры по проблеме исследования, наблюдение, метод статистического и гра-фического отображения результатов опытов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО - ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ
1.1. Характеристика сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. В ходе игр дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра - не настоящая жизнь, малыши в то же время по - настоя-щему переживают свои роли, откровенно показывают свое отношение к жиз-ни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осу-ществляют свои замыслы, познают мир. В Программе «От рождения до шко-лы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой [2] опреде-лены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, догова-риваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные прави-ла игры. В соответствии с содержанием программы воспитатель помогает де-тям овладевать необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых и других игр, а также игровыми действиями с игрушками и предметами заместителями.
Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои харак-терные особенности:
Первая младшая группа (с двух до трех лет).
Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой иг-ре. Вначале года игры детей непродолжительны (3-6 минут). Чем же обуслов-лен переход от сюжетно - отобразительной игры, содержание которой состав-ляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре - общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом? Следует отметить, что в сюжетно - отобразительной игре ребенок с помощью игрушки отображает, прежде всего, отношения между людьми.
По мнению Выготского, начиная с раннего детства, постепенно малыш узнает назначение предметов в игре, в воображаемой ситуации, игрушки за-меняют ему предметы, становятся носителями определенных отношений между людьми. Игрушка для ребенка полна смысла. В начале третьего года жизни малыш еще не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совер-шая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определен-ному лицу. Сюжетно- ролевые игры в их собственном смысле возникают к концу третьего года жизни ребенка. Их появление связано с рядом условий [9, с.67]:
- Наличие разнообразных впечатлений от окружающего;
- Накопление предметных игровых действий;
- Наличием разных игрушек;
- Частотой общения с взрослыми;
- Развитием самостоятельности детей.
Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью.
Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в це-почку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка, состоящая из двух-трех действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как и в пред-метной игре, являются и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушкой осуществляется каждым из иг-рающих самостоятельно, и основания для объединения еще нет.
Выготский утверждал, что совместные игры возможны лишь при уча-стии взрослого. Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2- 3 звена из двух - трех действий, воз-никает тогда, когда взрослый подбирает для детей игрушки, вызывающие раз-нообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним. [10, с. 45]
Например, девочка моет куклу, полотенце и расческа, положены рядом, вызывают новые действия - вытирание и причесывание.
По мнению Д.Б. Эльконина, во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок - в игре появ-ляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, дей-ствуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре, ребенок обозначает словом, (мама, врач, шофер, и др., но только после того как им был совершен ряд соответствующих действий, и на конец уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее сло-вом и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Появление роли связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует - на человека.
Вместе с тем благодаря наличию умений переносить действия с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно - ролевыми. [30, с.79]
По содержанию игры детей младшего дошкольного возрас-та отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображе-ния, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослы-ми и связанные с бытом, покормим мишку, уложим мишку спать: снова по-кормили и снова уложим спать. Причем интерес к действиям часто домини-рует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, де-вочка усадила своих дочек за стол, ушла готовить обед, увлеклась действия-ми с кастрюлькой, сковородками, а дочки так и остались не накормленные.
В игре ребенок увлечен действиями с игрушкой, у него пока нет роли, он ее только осознает, в игре появляются несложные сюжеты с двумя - тремя взаимосвязанными действиями, у ребенка идет активная подготовка к приня-тию роли, с 2,5 лет начинает активно развиваться самосознание, воображение ребенка. Малыш начинает понимать что, оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую- либо роль (Я - это Я и Я- зайчик или шофер).
Сверстники в игре малозначимы (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов - завладеть игрушкой.
В трудах Е.А. Флериной описано, что у младших дошкольников преоб-ладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появля-ются и ролевые обозначения, связанные с тем или иным действиями: Я - мама, Я - шофер, Я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиями с предметами: Мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для выполнения обеда, купания ребенка. Врач подбирает для лечения карандаш - градусник, рвет бумажки для гор-чичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. [29, с.56]
Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность кото-рых требует определенной атрибутики:
У мамы - набор предметов быта.
У врача - медицинские инструменты, лекарство.
У шофера - транспортное средство.
Таким образом, разыгрывается роль, дети младшего дошкольного воз-раста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы, а также предметы заместители (карандаш или палочка становится в иг-ре - ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно - игровых действий. Врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п. Основ