Фрагмент для ознакомления
2
1. проектировочный,
2. реализация,
3. аналитический.
Ввиду того, что проектная деятельность многообразна и может охватывать различные области учебно-воспитательного процесса, постараемся выделить специфические черты проектной работы педагога именно с семьей дошкольника.
Проекты можно разделить на долгосрочные и краткосрочные. Первые включают в себя несколько тематических мероприятий, занятий и могут занимать продолжительное время, если встречи проходят, например, раз в неделю. Краткосрочные же проекты реализуются за одну-две встречи, где сперва происходит информирование о проекте, а затем его реализация и рефлексия проделанной работы.
В современной методической работе краткосрочные проекты недооценены, при том, что в случае, когда в проект, наряду с родителями, вовлечен дошкольник, ему гораздо проще рефлексировать о деятельности, которая актуальна в его памяти. То есть отозваться о полугодовом цикле встреч, например, ребенку будет затруднительно, поскольку он, если и связывает эти занятия воедино, то не анализирует их именно как цикл, а помнит только отдельные эмоциональные впечатления.
Это не значит, что нужно отказаться от долгосрочных проектов в работе с дошкольниками и их родителями, но подразумевает, что стоит использовать в работе и короткие проекты, которые будут актуальны так же для работающих родителей, не имеющих возможности регулярно участвовать в жизни ДОУ.
Проект, особенно долгосрочный, требует от членов инициативной группы четкого планирования его реализации. Очевидно, что в зависимости от возраста детей, от преследуемых целей, проекты будут существенно разниться, но существуют некоторые общие положения, соблюдение которых определяет успешность проектной работы.
Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социокультурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:
- Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
- Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
- Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся. [11, 73]
2.2. Особенности реализации метода проектов в сотрудничестве с семьей воспитанника
Очевидно, что самым значимым критерием здесь будет аудитория проекта, и его участники. В школьном обучении проекты, как правило, более ориентированы на образовательные цели, и выполняются учащимися при содействии других субъектов образования. Для дошкольного образовательного учреждения ситуация может быть несколько иной. Здесь сам учащийся еще слишком мал, чтоб взять на себя ответственность за реализацию некоего проекта, его планирование, осуществление, составление отчетности.
Поэтому в дошкольной педагогике самыми активными пользователями проектной деятельности являются сами педагоги, для которых опора на структуру проекта облегчает планирование и постановку задач. [16, 176]
В данный момент встает вопрос и о вовлечении в проектную деятельность семьи ребенка. Как уже было отмечено выше, семья не должна быть вовлечена в процесс планирования образовательной стратегии ребенка в качестве бездействующего объекта. Отношения с ней должны строиться в рамках субъект-субъектной парадигмы. Особенно это справедливо в контексте проектной деятельности.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.
Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Итогом совместной работы должно стать гармоничное развитие личности ребенка в среде сотрудничества всех значимых для него субъектов.
Для того, чтобы обратиться к проектной деятельности в отношении семьи дошкольника, необходимо прежде всего знать потребности и информационные запросы представителей семей.
Е. В. Мигунова [16] в ходе своей работы по исследованию взаимодействия семьи и ДОУ, выделяет следующие актуальные направления информационного обмена:
1. предоставление родителям возможности для общения друг с другом, обмена мнениями, жизненным опытом, оказания поддержки при необходимости,
2. ликвидация педагогической безграмотности в родительской среде и информирование родителей по вопросам возрастных особенностей ребенка, актуальных проблем развития, методах формирования комфортной социальной среды для развития личности ребенка, о методах воспитания, воспитательных ролях и стратегиях,
3. непосредственное участие родителей в образовательном процессе, в управлении им (проведение «Дней соучастия», проектная деятельность, наблюдательные Советы, Клуб выходного дня, «Моя профессия»),
4. анализ запроса родителей на дополнительные образовательные услуги (консультации психолога, работа с логопедом, организация познавательных экскурсий и др.),
5. информирование родителей о потребностях ДОУ, и возможности оказать помощь педагогу (например, выступить с презентацией своей профессии перед детьми, поучаствовать в организации других мероприятий, включиться в работу инициативной группы по проблемным вопросам).
Многие молодые семьи не придерживаются культурно-исторических семейных традиций, отчего страдает культурное развитие ребенка. Не каждая семья способна сегодня организовать свой досуг, объединив интересы всех членов семьи, задуматься о ребенке, живущем ожиданиями игры, сказки, путешествия.
От участия родителей в работе дошкольной организации выигрывают все. Дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители благодаря взаимодействию с педагогами и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогическим коллективом. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.
Участие родителей в жизни собственных детей помогает им отличить мир детей от мира взрослых; относиться к нему, как к равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; увидеть сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Опыт работы детских садов показывает, что педагоги не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы работы с семьей; содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно. При выборе методов сотрудничества педагоги не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто педагоги, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей. [19, 27]
Причины этого – недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям.
Какими приемами возможно разрешить эти проблемы? Во-первых, это четкая ориентация педагога на возраст ребенка и его особенности. Чем младше ребенок, тем больше времени он отнимает у родителя, потому требовать активного включения в жизнь ДОУ от родителей детей младших групп сложно.
С ними рациональнее будет реализовать проекты, направленные на информирование семьи по всем аспектам развития ребенка. Большой популярностью пользуется проектная деятельность с привлечением сторонних специалистов, например, медиков с лекциями о здоровье и гигиене ребенка. Следует учитывать, что для малыша присутствие родителя может стать не только мотивирующим, сколько отвлекающим фактором, ели мы говорим о процессе обучения.
В работе с детьми более старшего возраста возможно активное включение детей и родителей в совместную деятельность. Оно является продуктивным для налаживания климата в семье, обучения ребенка взаимодействию, работе в команде, налаживанию партнерских отношений. Получив такие навыки в работе с родителем, ребенок проще адаптируется к партнерству со сверстниками, с малознакомым человеком. Совместная