Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования Китайская Народная Республика является одним из глобальных центров силы, который оказывает возрастающее влияние на международные отношения. Однако в период холодной войны Китай представлял собой развивающееся государство, заметно уступающее двум ведущим полюсам биполярного мира – США и СССР.
Формирование КНР как государства, выступающего в качестве одного из мировых лидеров, ставшее второй экономикой мира, эволюция его стратегии, давшей исключительные результаты, вызывает интерес как период возрождения Поднебесной, одной из древнейших цивилизаций, оказавших влияние на развитие всего человечества, и, в частности, в Юго-Восточной Азии.
Юго-Восточная Азия представляет собой регион в экономическом плане и имеющий значительное количество неурегулированных споров регион мира. Центром спорных вопросов является Южно-Китайское море, на большую часть которого КНР распространяет свой суверенитет.
В этой связи представляет интерес политика Китая в Юго-Восточной Азии и прежде всего в регионе Южно-Китайского моря, роль его военно-морских сил в обеспечении своих национальных интересов и национальной безопасности.
Целью исследования является анализ роли военно-морских сил КНр в конфликте в Южно-Китайском море.
К основным задачам относятся следующие:
- рассмотреть политику КНР в Юго-Восточной Азии ;
- определить сущность проблемы Южно-Китайского моря;
- изучить подход КНР к решению спорных вопросов в Южно-Китайском море;
- исследовать перспективы военного измерения конфликта;
- проанализировать проблемы и перспективы решения проблемы спорных территорий и акваторий в Южно-Китайском море.
Объект исследования – отношения Южно-китайское море.
Предмет исследования выступают военно-морские силы КНР в решении конфликта в Южно-Китайском море.
Методологическая основа и методы исследования включают в себя послужили принципы научного историзма и объективизма. К основным методам относятся анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнительный и системный, историко-генетический и типологический методы.
Структура работы. Цель и задачи исследования предопределили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей в себя 2 главы и 5 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Интересы и политика КНР в Юго-Восточной Азии
Региональное измерение внешней политики КНР формируется под влиянием исторических аспектов, которые обуславливают акцентирование на территориальных проблемах во главе с Тайванем, а также спорными островами и акваторией Южно-Китайского моря, реализации проекта «Один пояс, один путь», который концентрируется на Евразии и бассейне Индийского океана, но проходит через Юго-восточную Азию.
В частности, Южно-Китайское море Пекин во многом рассматривает сквозь призму отношений к проблеме Тайваня. Она образовалась по итогам гражданской войны, когда националистическое правительство Гоминьдана бежало на этот остров, образовав де-факто независимое государство. Китайская Народная Республика неизменно придерживается политики «одного Китая», считая Тайвань, как ранее Гонконг и Макао, воссоединившиеся в КНР в 1997 году, частью своей территории.
Российский эксперт В. Балакин отмечает на рост экономического сотрудничества , который, однако, в политической сфере к подвижам все же не ведет. Более того, периодически наступает некоторая эскалация напряженности.
Ш. Кан, эксперт Исследовательского центра Конгресса США, отмечает, что для того, чтобы понять напряженность на Тайване в связи с отношениями с материковым Китаем, нужно отказаться от обычных временных рамок недель, месяцев или не более нескольких лет и вместо этого представить себе сценарии, которые открываются в течение десятилетий . Так, скорее всего, в течение следующих 50 лет взаимосвязанные надежды и проблемы будут еще сильнее нависать над Тайванем, который Пекин считает отколовшейся провинцией .
Китай рассматривает исключительно планы «возвращения» Тайваня, и почти объявил, что к 2049 году между ними должна быть сформирована новая общая реальность. Это тот год, когда Китай - к тому времени, по всей вероятности, сверхдержава с крупнейшей в мире экономикой - будет праздновать столетие правления Коммунистической партии .
Как отмечает А. Волошина, для Тайваня отсчет начался в 1997 году, гораздо более оптимистичном времени, когда Британия вернула Гонконг под суверенитет Китая в соответствии с тщательно согласованными договоренностями, которые стали называться «одна страна, две системы» . В соответствии с этой схемой Пекин предоставил этому богатому, сильно глобализированному городу широкую автономию в отношении своих собственных дел на следующие 50 лет .
Это означает, что Гонконг может сохранить свои собственные законы и судебную систему, а также свою собственную демократическую политическую систему, которая сама по себе является лишь недавним созданием во время передачи власти, а также управление собственной экономикой .
Пекин согласился на эту сделку, потому что предполагал, что захват Гонконга силой, хотя и простой вопрос в военном отношении, разрушил бы самый блестящий город Китая в то время, разрушив при этом его глобальный имидж. Тогда китайские лидеры решили, что, не изменившись, Гонконг ценен Пекину гораздо больше, чем в ином случае. Размер экономики Гонконга на момент передачи был эквивалентен почти 20 процентам ВВП материкового Китая; сейчас его вес в экономике Китая снизился до 3 процентов .
Поэтому важным было и то, что из-за прозрачных законов города и независимых судов многие транснациональные корпорации чувствовали себя более комфортно, открывая магазин в Гонконге для ведения бизнеса с материком, чем они базировались бы в самом Китае. Это сделало Гонконг особо ценным для Китая, поскольку он привлекал внешние инвестиции и служил порталом для интеллектуальной собственности и управленческих ноу-хау .
Однако Лью Липинг указывает, что есть все основания полагать, что Пекин имел в виду другую цель, возможно, самую важную из всех. Принимая более мягкий подход к Гонконгу, он почувствовал, что может постепенно втянуть Тайвань в свои объятия .
Ш. Кан отмечает, что если правота концепции «одна страна, две системы» может быть доказана в случае с Гонконгом, гораздо большая награда в виде Тайваня может быть вовлечена в процесс, и, возможно, добровольно будет признан и соблюден суверенитет Китая к середине 21-го века. Для Коммунистической партии Китая не может быть лучшего способа отпраздновать 100-летие ее правления .
Хотя жители Гонконга не имели права голоса в связи с передачей британцами их города, многие надеялись, что благодаря впечатляющему накоплению богатств Китай в течение десятилетий постепенно станет более открытым, либеральным и тихо уверенным в себе местом - иными словами, более похожим на Гонконг, который они знали в то время. Как показали политологи, именно это часто происходит, когда страны создают широкий средний класс и достигают уровня дохода на душу населения наравне с богатыми промышленно развитыми странами мира. Действительно, демократии так и расцвели в Восточной Азии - в Южной Корее и на Тайване .
Возможно, жители Гонконга и Тайваня с лёгким сердцем согласились бы принять участие в процветании нового Китая, в котором правит закон, уважаются права человека и, возможно, даже расцветает демократия . Они могли бы даже сплотиться в этом. Но, как представляется сегодня, этого не произойдет. И на Тайване, и в Гонконге общественное мнение по вопросам идентичности расширяет пропасть с Китаем .
Со странами Юго-Восточной Азии Киатй стремится выстраивать гармоничные отношения, отодвигая споры на второй план. Так, подписанное в Таиланде в 2000 году соглашение стало важной основой интенсивного развития сотрудничества в XXI веке как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
«Китай является первой страной из постоянных членов СБ ООН, которая установила с Таиландом отношения партнерства с прицелом на стратегическое сотрудничество», создавая основу для превращения отношений в XXI веке “в еще лучших стратегических партнеров и разработать конкретный план действий для вывода дружественных отношений между Таиландом и Китаем на еще более высокий уровень» .
7 сентября 2013 года состоялось историческое для Китая и, возможно, для всего мира событие - во время государственного визита в Казахстан лидер Китайской Народной Республики Си Цзиньпин предложил идею «Один пояс,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барабанов М.С., Кашин В.Б., Макиенко К.В. Оборонная промышленность и торговля вооружениями КНР / Центр анализа стратегий и технологий; Рос -сийский институт стратегических исследований. М., 2013. 272 с.
2. Волошина А.В.Тайваньский вопрос в современных китайско-американских отношениях //Проблемы Дальнего Востока. 2016. -№ 5 (6).-С.80–93.
3. Зеленева И.В. «Малаккская дилемма» и региональная безопасность в Юго-Восточной Азии // Азия и Африка сегодня. - 2017. - № 1. С.14-20
4. Курякова Е.С. Архипелаг Спартли в XXI в.: территориальные споры в Южно-Китайском море и претензии сторон // Молодость, интеллект, инициатива. - Витебск. - 2016.
5. Нгуен Динь Лием. Вьетнамо-китайские отношения и проблемы Южно-Китайского моря // Проблемы Дальнего Востока. - 2016. - № 6. С. 26-33.
6. Отношения между КНР и Таиландом развиваются в активном и конструктивном направлении [Электронный ресурс]URL: http://russian.people.com.cn/31521/3504998.html (дата обращения: 25.03.2021)
7. Райков Ю.А. Южно-Китайское море: зона сотрудничества или акватория конфликтов // Международная жизнь. - 2013. - № 6. С. 16-22.
8. "Сообщество общей судьбы" Китай-АСЕАН ("Женьминь Жибао", Китай). [Электронный ресурс]URL: http://rodon.org/polit-131009112938(дата обращения: 01.04.2021)
9. Clifton A. NSR programme presents: Strategic communications and China’s Belt and Road Initiative. [Электронный ресурс]URL: https://www.lai.lv/viedokli/nsr-programme-presents-strategic-communications-and-chinas-belt-and-road-initiative-705(дата обращения: 01.04.2022)
10. Derek Grossman. Where Does China’s ‘One Country, Two Systems’ Stand in 2020? [Электронный ресурс] // URL: https://thediplomat.com/2020/02/where-does-chinas-one-country-two-systems-stand-in-2020/ (дата обращения: 09.04.2021).
11. James D. Sidaway, Chih Yuan Woon. Chinese Narratives on “One Belt, One Road” (一带一路) in Geopolitical and Imperial Contexts. [Электронный ресурс]URL: https://ap4.fas.nus.edu.sg/fass/geojds/intro/chinese%20narratives%20on%20one%20belt%20one%20road%20in%20geopolitical%20and%20imperial%20contexts.pdf(дата обращения: 01.04.2021)
12. Kan, Shirley A. China/Taiwan: Evolution of the “One China” Policy—Key Statements from Washington, Beijing, and Taipei. - [Электронныйресурс]URL https://fas.org/sgp/crs/row/RL30341.pdf (датаобращения: 09.04.2021)
13. Liu Liping. China can hardly rule the world // Contemporary International Relations. Vol. 21. No. 1. Jan./Feb. 2011. – P. 1-14
14. Obama to push ahead on Taiwan frigate sales despite Chinese anger // CNBC. 2015. 14 Dec. [Электронныйресурс] // URL: https://www. cnbc.com/2015/12/14/obama-to-push-ahead-on-taiwan-frigate-sales-despite-chinese-anger.html (датаобращения: 09.04.2021).
15. Pavin Chachavalpongpun Thailand in the midst of a US-China rivalry [Электронный ресурс]URL: https://sr.sgpp.ac.id/post/thailand-in-the-midst-of-a-us-china-rivalry (дата обращения: 25.03.2022)
16. Prashanth Parameswaran. China-Thailand Military Ties in the Headlines With New Shipbuilding Pact. [Электронный ресурс]URL: https://thediplomat.com/2019/09/china-thailand-military-ties-in-the-headlines-with-new-shipbuilding-pact/ (дата обращения: 25.03.2022)
17. Piti Srisangnam, Popkarn Arwatchanakarn China-Thailand North South Economic Corridor [Электронный ресурс]URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/9_Thailand%20Case%20study%20R3A.pdf (дата обращения: 25.03.2022)
18. Swaine M. Chinese Views and Commentary on the “One Belt, One Road” Initiative [Электронный ресурс]URL: https://www.hoover.org/sites/default/files/research/docs/clm47ms.pdf(дата обращения: 01.04.2022)
19. The Joint Ministerial Statement of the ASEAN + 3 Finance Ministers Meeting 6 May 2000, Chiang Mai, Thailand [Электронный ресурс]URL: https://aseanplusthree.asean.org/wp-content/uploads/2020/01/The-Joint-Ministerial-Statement-of-the-ASEAN.pdf (дата обращения: 25.03.2021)
20. Thitinan Pongsudhirak Thailand’s strategic drift: local politics and superpower competition [Электронный ресурс]URL: https://www.aspistrategist.org.au/thailands-strategic-drift-local-politics-and-superpower-competition/ (дата обращения: 25.03.2022)
21. Zhong Nan CRCC units win rail contract in Thailand [Электронный ресурс]URL: https://global.chinadaily.com.cn/a/202012/19/WS5fdd3ae6a31024ad0ba9cc1c.html (дата обращения: 25.03.2022)