Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня психоанализ является одной из самых популярных психологических школ в мире. Среди практикующих психологов можно встреть представителей всех психологических школ. Однако больше всего среди них именно психоаналитиков. Особенно это заметно на примере США и Европы.
Причина популярности психоанализа кроется в том, что данное направление рассматривает процессы психического развития и актуального состояния человека через призму его сексуальности или сексуального развития. Австрийский врач-психиатр З. Фрейд и его последователи превратили психоанализ в законченную крепкую концепцию.
Вообще нужно сказать, что сегодня имеется несколько направлений психоанализа. Это классический психоанализ З. Фрейда и неопсихоанализ, т.е. новый психоанализ, разработанный К.Г. Юнгом и его учениками.
Сегодня принято спорить о том, какая школа эффективнее, чей подход или классификация точнее и вернее. Однако практика психологии показывает, что се эти разработки работают и приносят реальную помощь людям. Точно так же работают психологические классификации предложенные учеными-псхоаналитиками и др.
Данная проблема достаточно широко освещена в научной литературе, однако до настоящего момента не выработано единого подхода к пониманию того, как представители психоаналитического направления понимали природу личности ребенка, какими характеристиками они наделяли детскую психику в раннем и более позднем возрасте.
Цель исследования – выявить специфику психического развития ребенка в психоанализе (Сравнительный анализ исходных положений о психическом развитии в работах З.Фрейда, А.Фрейд, Э.Эриксона, Ф.Дольто).
Объект исследования – психоаналитическая концепция.
Предмет исследования – специфика психического развития ребенка в психоанализе (Сравнительный анализ исходных положений о психическом развитии в работах З.Фрейда, А.Фрейд, Э.Эриксона, Ф.Дольто).
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать специфику психического развития, выделить преформированный, непреформированный типы развития.
2. Изучить инстинкт как движущую силу поведения (концепцию бессознательного З. Фрейда в понимании психического развития ребенка).
3. Рассмотреть эпигенетический принцип и понимание психического развития в концепции Э. Эриксона (в виде ориентации на компонент личности «Эго»).
4. Провести сравнительный анализ основных положений относительно специфики детского развития, которые представлены в работах З.Фрейда, А.Фрейд, Э.Эриксона, Ф.Дольто.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, исторический, хронологический, классификация, обобщение, моделирование.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе дается общее представление о психоаналитических теориях, которые существовали в классической психологии, сравниваются различные подходы к исследованию личности человека. Кроме того, в курсовой работе проводится сравнительный анализ теоретических психоаналитических концепций, направленных на изучение детской психики. Полученные данные могут быть использованы в продолжении научных разработок в этой сфере исследования.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выработанный подход к изучению концепций психического развития ребенка, которые были выделены в рамках психоаналитической теории, может быть использован для построения алгоритма формирования методических рекомендаций по изучению данной научной сферы. Определенные в курсовой работе методы исследования практически применимы и универсальны для использования в ходе анализа развития личности ребенка в других классических концепциях и теориях.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОАНАЛИЗЕ
1.1. Специфика психического развития – преформированный, непреформированный типы развития. Психическое развитие ребенка.
Нельзя не отметить, что в дошкольном возрасте процессы когнитивной сферы приобретают важную особенность, предопределяющую их дальнейшее развитие – произвольность .
Развитие речи – одно из частей психического развития. Постепенно ребенок приступает к освоению знаковых систем, наиболее важными из которых являются язык и речь .
Рассуждая о мышлении ребенка младшего дошкольного возраста, стоит отметить, что оно весьма своеобразно. И среди его закономерностей часто встречаются такие ошибки, часто отличающие развитие ребенка в дошкольном возрасте. Опишем их особенности кратко :
1. Трансдукция (переход от частного случая к частному).
2. Артифициализм (создание собственного мира, подчиняемого своим законам).
3. Синкретизм (нерасчлененность мышления).
4. Эгоцентризм (оценка происходящих вокруг событий и фактов исключительно со своей точки зрения при невозможности принять другую).
5. Анимизм (одушевление предметов).
6. Проблема с пониманием противоречий.
Эгоцентризм у малышей доминирует до 6-ти лет. Со временем ребенок начинает преодолевать все эти недостатки мышления и постепенно они становятся все менее и менее выраженными. Эгоцентризм постепенно отступает .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, И.М., Шабардина, Г.В., Хренникова, Л.В. Традиционные и современные подходы к изучению психики человека: теоретико-методологический анализ / И.М. Алексеева, Г.В. Шабардина, Л.В. Хренникова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной гуманитарной науки». – Рязань: Рязанский государственный университет, 2022. – С. 56–70.
2. Будилина, Е.Г., Меньшиков, С.А., Принципиалова, Е.В. Психоаналитическая традиция исследования психики: основные компоненты и теоретические подходы / Е.Г. Будилина, С.А. Меньшиков, Е.В. Принципиалова // Актуальные проблемы современного психологического знания. Сборник статей. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2019. – С. 80–93.
3. Ваганова, М.А., Федорова, И.С., Харченко, Д.В. Работа с детьми и подростками в контексте психоаналитической концепции психологической коррекции личности: практические основы и методологические аспекты / М.А. Ваганова, И.С. Федорова, Д.В. Харченко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2020. – № 5. – С. 90–103.
4. Гирченко, С.А., Шумилова, Е.Е., Байнасарова, В.С. Современные традиции реализации психоаналитических концепций в практической деятельности психолога / С.А. Гирченко, Е.Е. Шумилова, В.С. Байнасарова // Материалы научно-практической конференции «Современные и классические психологические концепции: теория и методика исследования». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2021. – С. 88–104.
5. Делявисова, Е.К., Гусарова, И.М., Чертанова, О.С. Психоанализ: исторический экскурс и анализ современного состояния исследования / Е.К. Делявисова, И.М. Гусарова, О.С. Чертанова // Вестник Удмуртского государственного университета. – 2020. – № 10. – С. 45–59.
6. Иванченко, А.П., Хромоногова, Е.С., Аванесова, Ю.С. Психоаналитические теории в современном понимании: основные направления исследования / А.П. Иванченко, Е.С. Хромоногоа, Ю.С. Аванесова // Теория и методика психологического исследования. Сборник статей. – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2020. – С. 123–137.
7. Кутепова, Я.С., Передбогова, И.М., Финагентова, П.А. Принципы исследования личности в концепциях психоанализа: основные направления исследования / Я.С. Кутепова, И.М. Передбогова, П.А. Финагентова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии». – Казань: Казанский государственный университет, 2020. – С. 60–75.
8. Левченко, И.М., Харламова, А.А., Порунцова, Д.Д. Формирование личности с точки зрения психоаналитической теории: концепции возрастных кризисов в психоанализе: теория и практика / И.М. Левченко, А.А. Харламова, Д.Д. Порунцова // Сборник статей Волжского государственного университета. Вып. 4. Социология и психология. – Волгоград: Издательство Волжского государственного университета, 2019. – С. 42–59.
9. Мясоедова, И.А., Кириченко, А.С., Гафутдинова, О.С. Формирование личности ребенка и этапы ее развития в классических и современных психоаналитических теориях / И.А. Мясоедова, А.С. Кириченко, О.С. Гафутдинова // Вестник Омского государственного университета. – 2022. – № 1. – С. 36–49.
10. Смирнова, А.О., Федорова, Г.В., Алексеева, Т.В. Практикум по современному психоанализу / А.О. Смирнова, Г.В. Федорова, Т.В. Алексеева. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
11. Тихонова, Е.Е. Теория и практика психоанализа. Справочник психолога / Е.Е. Тихонова. – Уфа: Полис, 2017. – 1289 с.
12. Урманцева, П.В., Холодеева, Н.С., Коноваленко, П.М. Личность ребенка в контексте психоаналитических теорий / П.В. Урманцева, Н.С. Холодеева, П.М. Коноваленко // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2017. – № 12. – С. 100–108.
13. Утина, И.В., Проводина, Г.П. Теория и практика современного психоанализа. Плюсы и минусы / И.В. Утина, Г.П. Проводина. – Белгород: Фортуна, 2018. – 623 с.
14. Фадеева, А.Ю. Психоаналитическая теория. Вчера. Сегодня. Завтра / А.Ю. Фадеева. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
15. Фомина, О.Н., Георгиева, А.В. Психоаналитическая теория. Критика и поддержка в России и за рубежом / О.Н. Фомина, А.В. Георгиева. – Барнаул: Вектор, 2020 – 528 с.
16. Яковлева, А.А. Психоаналитические теории и концепции: теория и практика исследования / А.А. Яковлева // Психологический вестник. – 2018. – № 7. – С. 20–35.