Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы – эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встаёт проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям о комфорте и безопасности. Актуальность исследуемой проблемы, к сожалению, подтверждает и то, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми [11, c.138]. Смысл организации досуга пожилых людей – это социальная адаптация лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов, развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса [34, c. 27]. Таким образом, тема нашего исследования: «Технологии организации досуга пожилых людей в условиях сельского учреждения культуры».
Рассмотрением проблемы старения населения занималось и занимается сегодня множество специалистов, как в нашей стране, так и за рубежом. Эта область современного научного знания является достаточно исследованной практически во всех аспектах, однако некоторые проблемы всё ещё находятся в активной разработке, например, поиск причин, вызывающих физическое старение, разработка новых методов адаптации пожилых людей к своей новой социальной роли и т.п.
Психологические аспекты старения с точки зрения общих психических процессов раскрыты в работах Н.Ф. Шахматова. В работах М.Д. Александровой поведение, ощущения и восприятие жизни пожилых людей рассматривается с позиций социальной психологии. Вопросы социальной работы и досуга населения подробно рассматриваются в работах П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой; в исследовании, проведённом Устиновой Э.В. и Дементьевой Н.Ф. Демографические проблемы, связанные со старением населения, рассматривались в работах Бедного М.С.
Проблемы социальной реабилитации и адаптации пожилых людей исследованы в работах Егорова А.Н. и Киселёва С.Г. Вопросы, касающиеся развития научных представлений об изучаемой проблеме в рамках геронтологии и гериатрии рассмотрены в работах таких исследователей, как Карсаевская А.И. и Шаталов А.Т. (философские аспекты исследования проблем пожилых людей); Козлов А.А., Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. (проблемы социального самочувствия и поведения пожилых людей в обществе). Социальная работа с лицами пожилого возраста была исследована Е.И. Холостовой, М.Д. Александровой, А.А. Дыскиным и другими.
Объект исследования: организация досуга пожилых людей в учреждениях культуры.
Предмет исследования: технологии организации досуга пожилых людей в условиях села.
Цель исследования: систематизация досуговых форм для лиц пожилого возраста в МКУ «Центр культуры, досуга и библиотечного обслуживания» Юргамышского района Курганской области в структурном подразделении Гагарьевском сельском Доме культуры, способствующих активизации досуговой деятельности пожилых людей в условиях села.
Данная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
- рассмотреть понятия «досуг» и «технологии социально-культурной деятельности»;
- определить особенности людей пожилого возраста как объекта изучения;
- раскрыть роль сельского клуба в системе учреждений культуры;
- выявить проблемы технологии организации досуговых форм для лиц пожилого возраста в учреждениях Юргамышского района, Курганской области;
- обобщить опыт организации досуговых форм для лиц пожилого возраста в МКУ «Центр культуры, досуга и библиотечного обслуживания» Юргамышского района, Курганской области в структурном подразделение Гагарьевском сельском Доме культуры.
Методы: теоретические: анализ научной литературы и документации социальных служб. Эмпирические: наблюдение, анкетирование; методы математической обработки данных.
Проблема: досуг как понятийная категория рассматривается в контексте проблем пожилых людей, проживающих в сельской местности.
Практическая значимость работы состоит в обобщении опыта организации досуга лиц пожилого возраста. Результаты курсовой работы могут быть воплощены в работе стационарных учреждений малой вместимости, в сельских клубах, в домах престарелых с целью совершенствования организации досуговой деятельности пожилых людей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
1.1 Досуг и Технологии социально-культурной деятельности
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, но сих пор нет общепринятого определения этого понятия: в специальной литературе понятие «досуг» имеет самые разнообразные определения и толкования. Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает быть свободным. Из латинского языка во французский пришло «LOISIR», что означает быть разрешенным, а в английском языке это слово трансформировалось как «LICENSE», что, как и в первоисточнике, означает быть свободным (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждения. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие досуг включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Макс Каплан считает, что досуг – это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Свободное время — это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений [34, c. 367].
Досуг – это деятельное явление, подразумевающее не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «кинетическую» сущность объекта [34, c. 170]. Досуг следует понимать, как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. И, поскольку технологии организации досуга граждан сформировались в сфере деятельности учреждений культуры, считаем необходимым кратко осветить исторический аспект проблемы клубной деятельности в России.
История клубной деятельности в России тесно связана с утверждением идеалов просветительства и самодеятельного творчества в рамках дореволюционного внешкольного образования, а затем, в советский период, культурно-просветительной работы. С середины XIX века на волне подъема народно-демократического движения, в России получило широкое распространение народное просветительство. Одним из основных институтов стали народные дома, которые создавались земствами, городскими думами, обществами грамотности или частными лицами с просветительскими целями, как общедоступные культурно- просветительные учреждения, объединявшие все формы образовательной и досуговой деятельности. После Октябрьской революции 1917 г. народные дома были преобразованы в клубные учреждения, и их работа приобрела системный и массовый характер. Таким образом, приоритетные направления развития клубной деятельности сложились исторически и в процессе эволюции.
Первое направление появилось с организацией клубов как самостоятельных учреждений. Это культурно-просветительская деятельность, которая была непосредственно связана с осуществлением в СССР культурной революции. В современном обществе в эпоху глобализации эта деятельность вновь обретает актуальность. Сегодня необходимо научить население страны разбираться в потоке обрушивающейся на него информации, не всегда имеющей позитивный характер, вновь учить быть патриотами и активными участниками социальной жизни своей малой Родины. Данное направление немаловажно, однако в нем неразличим человек как личность, как индивидуальность, оно рассчитано на массовость в целом.
Второе направление возникло в конце 20-х и начале 30-х годов двадцатого века. Это - развитие жанров народного художественного творчества. Именно в этот период был заложен фундамент государственной культурной политики в области межнациональных отношений. Это направление нуждается в особом методическом, ресурсном обеспечении, репертуарной политике.
Третье направление сформировалось в 90-е годы двадцатого столетия, в переломный для страны период становления демократического общества. Приоритетной для клубов стала культурно-досуговая деятельность, ошибочно понимаемая зачастую как культурно-развлекательная. Эта деятельность направлена на различные категории населения: дети, подростки, молодежь, экономически активное население, люди пожилого возраста с активной жизненной позицией, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и т.д. Данное направление имеет целевую аудиторию и, как следствие, свою специфику форм воздействия и организации деятельности такой аудитории. В нем необходим учет интересов личности, индивидуальности, а не ориентация на обезличенного потребителя услуг.
Четвертое направление - деятельность по сохранению традиционной народной культуры - официально было сформулировано 26 декабря 2006 года на заседании Государственного Совета, посвященном государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской федерации. Оно уникально в каждой территории России и, соединяясь, призвано формировать общее представление о неповторимом национальном облике России.
Таким образом, исторически сложилось четыре основных приоритетных направления клубной деятельности, которые являются наиболее продуктивными с точки зрения социально-экономических, географических особенностей и многонационального состава нашей страны.
В учреждении культуры досуговая деятельность реализуется по механизмам взаимодействия «пожилой человек – пожилой человек», «пожилой человек - специалист», «пожилой человек - коллектив, группа», «пожилой человек – молодой человек», «пожилой человек - средства культуры и искусства», «пожилой человек - природа». Эти направления реализуются в кружковых занятиях, экскурсиях, походах, общении. Механизмы,
Фрагмент для ознакомления
3
Законодательные и нормативно-правовые акты
1.Материал семинара для специалистов муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания. Вологда, Департамент труда и социального развития Вологодской области, 2007г.
2.Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002.
3.Постановление правительства Российской Федерации «О порядке и условиях социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 15.04.96 г., № 473.
4.Федеральный Закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 г.
5.Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15.05.98 г.
6.Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания от 25.11.95 г., №1151.
Специальная литература
7.Аванесова, Г.А. Культурно –досуговая деятельность: Теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006 – 316 c.
8.Александрова, М.Д. Очерки психофизиологии старения – С-Пб.: 2005 – 187 с.
9.Бондаренко, И.Н. В интересах пожилых людей. / Работник социальной службы. - М.: 1997, № 1 с.43
10.Вульф, Л.С. Одиночество пожилых людей / Социальное обеспечение 1998г., № 5 - с.28
11.Григорьев, С.И., Гусляков Л.Г., Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. – М.:2004 – 156 с.
12.Гончарова, Г.Н. Геронтологический центр как современная форма помощи пожилому населению // Экология человека. – 2000. - №4 с.34
13.Дыскин, А.А., Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. – М.:2003. – 160 с.
14.Дементьева, Н. Ф. Методологические аспекты социально-психологический адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология зрелости и старения. М., 1998. С. 21—27.
15.Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М.:2003. – 150 с.
16.Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие для студентов вузов культуры /Л.С. Жаркова. -3-е изд., -М.: МГУКИ, 2003 - 202 с.
17.Каганова, Н.Л. Работаем вместе Журнал 2009№ 3-4 с. 13
18.Киселева, Т. Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность; учебник. - М: МГУКИ, 2004 – 324 с.
19.Ковалёв, В.Н. Социология управления социальной сферой: Учеб. пособие - М.: Академический Проект, 2003. - 350с.
20.Ключевский, В.О. Добрые люди Древней Руси. – М.:2000. – 210 с.
21.Катюхин, В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты, СПб.: Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов. Спец. Олимпийский комитет Санкт-Петербурга, 1996 – 154 с.
22.Краснова, О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. - М.: Принтер, 2001 - 231с.
23.Ларионова, Т. Социальное обслуживание пожилых - дело творческое/ Социальное обеспечение. - 1999. - № 9 с.23-25
24.Международный год пожилых людей//Социальное обслуживание. – 2001. - №2, с 5.
25.На общественной работе//Социальное обслуживание. – 2001. - №4, с 24.
26.Настольная книга специалиста. Социальная работа с пожилыми. М.: - 2003. – 110 с.
27.Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288с.
28.Основы социальной работы / Отв. Ред. П.П. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1999.-178с.
29.Основы социальной работы: Уч. Пособие /Под ред. Е.В. Ханжина, Т.П. Карпова. – М.: «Академия», 2001. – 43-45, 84-87с.
30.Панов, А.М. Социальная работа в России: состояние и перспективы.//Социальная работа. – М.:2002. – Вып.6. с. 27
31.Писарев, А.В. Образ пожилых в современной России // Социс. – 2004.- №4. с.51-56.
32.Популярная энциклопедия пожилого человека - Самара, 1997 - 565с.
33.Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. Е.И. Холостовой – М.: Изд. Юрист, 2002 – 472 с.
34.Современная технология социально-культурной деятельности. Учебное пособие. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина,2002 – 401 с.
35.Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под ред. В.С. Кукушина. – М., Ростов н /Д.: «МарТ», 2003 – 87 с.
36.Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. – М.: Изд. – Союз, 2004. – 315 с.
37.Фирсов, М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 - 438с.
38.Холостова, Е.И. Пожилой человек в обществе. Часть 1. - М.: СТИ, 1999 - 237с.
39.Шапиро, В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). - М., 1980 - 348с.
40.Шахматов, Н.Ф. Психическое старение. М., 2006 – 123 с.
41.Щукина, Н.П., Грищенко Е.А. Свободный доступ пожилых людей к социальным услугам как теоретическая и практическая проблема / Отечественный журнал социальной работы. - 2005г. - № 1 с.29-33.
42.Щукина, Н.П. Самопомощь и взаимопомощь граждан старшего возраста. - М., 2003 - 198с.
43.Яцемирская, Р.С., Беленькая И.Г., Социальная геронтология. – М.: ВЛАДОС, 2003 – 96 с.