Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Несмотря на определенную стабилизацию в последнее десятилетие экономической и политической обстановки в Российской Федерации, задача защиты общества и граждан от правонарушений и преступных посягательств остается весьма актуальной.
Продолжающийся рост преступности, повышение ее уровня, присущие ей общественно опасные тенденции оказывают отрицательное влияние на все стороны жизнедеятельности государства и общества, серьезно тормозят социально-экономические и политические преобразования России, подрывают ее международный авторитет.
В силу своего предназначения органы охраны общественного порядка должны осуществлять свою подлинную роль инструмента, предназначенного для оптимизации характеристик области внутренних дел государства и способствовать обеспечению правопорядка.
Однако практика организации и осуществления деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с правонарушениями и преступлениями страдает определенными недостатками, как в России так и зарубежом. Кроме того, и сами нормы законодательства, как и практика их применения, требуют совершенствования.
Закон «О полиции» стал одним из наиболее обсуждаемых нормативно-правовых актов в России. Он направлен на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями. На современном этапе полиция должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.
Наравне с реформой проводимой в РФ, также осуществлялась изменение правового регулирования и полиции в некоторых зарубежных странах При этом на сегодняшний день, существует активное взаимодействие полиции безопасности России и зарубежом.
В связи с изложенным на сегодняшний день особо актуальным представляется анализ статуса полиции в системе правоохранительных органов России и зарубежных стран.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с правовым регулированием статуса и деятельности органов полиции в системе правоохранительных органов РФ и зарубежом.
Предмет – нормы законодательства и положения работ авторов по вопросам статуса и деятельности полиции.
Цель – проанализировать нормы законодательства о статусе и деятельности полиции, а также научную и учебную литературу в исследуемой сфере, рассмотреть пути совершенствования законодательства.
Задачи работы:
- определить общая характеристику полиции в современном государстве
- изучить порядок взаимодействия полиции безопасности России и зарубежных стран
Методологическую основу исследования составили общие и частные средства изучения, основанные на материалистическом подходе изучения явлений общественной жизни в их взаимосвязи.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование и сделанные на его основе выводы могут быть использованы не только практическими работниками правоохранительных органов в процессе правоприменительной деятельности, но и в учебном процессе юридических факультетов.
Структура работы обусловлена логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика полиция в современном государстве
1.1 Полиция в современном государстве
Любое государство как властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории не может обходиться без специального аппарата принуждения. Такой признак государства как всеобъемлющий и общеобязательный характер актов государственных органов требует наличия в системе органов государства специальной организации, обеспечивающей законность и правопорядок на территории, на которую распространяется государственный суверенитет. В современных государствах, основанных на демократических принципах, главным критерием демократичности государства является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом.
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как непосредственно действующие, неотчуждаемые и неприкосновенные, во-вторых, не допускать дискриминации по признакам пола, расы, языка, религии и др., в-третьих, сотрудничать друг с другом в этой сфере. Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляются системой правоохранительных органов государства.
В наши дни большинство стран идут по пути строительства правового государства. Согласно же современной конституционной теории, правовое государство характеризуется таким положением, когда главным назначением права становится обеспечение нормальной жизни гражданского общества. В свою очередь, необходимой составляющей гражданского общества является общественный порядок, под которым понимается обусловленная потребностями общества система урегулированных социальными нормами отношений, складывающихся в общественных местах в процессе общения людей, имеющая целью обеспечение обстановки спокойствия общественной жизни, нормальных условий труда и отдыха людей для деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Общественный порядок тесно связан и с другой составляющей гражданского общества - общественной безопасностью, к сфере которой относятся общественные отношения, связанные с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества. Общественная безопасность включает отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями; правил пользования предметами, содержащихся в перечне предметов лицензионно-разрешительной системы и другие отношения.
Институты гражданского общества не всегда способны должным образом обеспечить правопорядок, соблюдение установленных норм и правил. Эту роль выполняет государство и, прежде всего, его правоохранительные органы. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности являются одними из главных задач правоохранительных органов в деле обеспечения нормальной жизни гражданского общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно - правовые акты
1. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
2. Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией от 06 ноября 2003 г.
3. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
4. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция)
5. Указ Президента РФ от 16.07.2009 N 814 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и в общие принципы, утвержденные этим Указом"
6. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2003 г. N 655 "О подписании Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией"
7. Приказ МВД РФ от 2 января 2013 года N 1 Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (с изменениями на 28 февраля 2018 года)
8. Приказ ФССП России от 29.05.2020 N 431 "Об утверждении Положения об Управлении собственной безопасности"
9. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 января 2014 г. № 29 “Об организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью подразделений Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации”
10. Приказ МВД России от 24 сентября 2020 г. № 669 "Об утверждении Порядка реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами и специальными учреждениями, предназначенными для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, и Порядка прекращения процедуры реадмиссии в связи с добровольным выездом иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации"
11. Приказ МВД России от 21.07.2011 N 865 (ред. от 28.12.2021) "Об утверждении Положения о Договорно-правовом департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации"
Специальная и учебная литература
1. Гриненко, А.В. Правоохранительные и судебные органы. Учебник для СПО / А.В. Гриненко. - М.: Юрайт, 2021. - 847 c.
2. Денисов, А.И. Органы государственной власти и органы государственного управления / А.И. Денисов. - М.: Высшая партийная школа при ЦК ВКП (б), 2018. - 121 c
3. Ендольцева, А.В. Правоохранительные органы зарубежных стран. Учебник. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / А.В. Ендольцева. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 901 c.
4. Кикоть, В. Я. Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности / В.Я. Кикоть, С.С. Маилян, Д.И. Грядовой. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 752 c.
5. Лупу, Александр Анатольевич Гражданин и правоохранительные органы / Лупу Александр Анатольевич. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2018. - 966 c.
6. Попова Н. Ф. Основы управления в правоохранительных органах. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2017. 288 с.
7. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / под ред. Ляхов Ю. А. — М.: Инфра-М, Норма, 2018. 416 с.
8. Романовский Г. Б., Романовская О. В. Правоохранительные органы. Учебное пособие. — М.: РИОР, Инфра-М, 2017. 300 с.
9. Станкевич Г. В., Григорова К. С., Акопов С. М. Правоохранительные органы в схемах. Учебное пособи. — М.: Проспект, 2020. 80 с.
10. Стойко Н. Г., Кириллова Н. П., Лодыженская И. И. Правоохранительные органы. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. 518 с.