Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Важное значение для оптимального функционирование организма школьников, эффективного усвоения ими знаний, умений и навыков имеет надлежащее состояние здоровья, которое одновременно является интегральным показателем благополучия общества и чувствительным индикатором социальных и экологических проблем. Многочисленными научными исследованиями (Г. Л. Апанасенко, 2005; Е. М. Лукьянова, 2003; В. М. Оржеховская, 2011; И. В. Поташнюк, 2012) установлено, что около 90 % учащихся имеют нарушения состояния здоровья, 30 % – хронические заболевания. Более половины детей имеют низкую умственную и физическую работоспособность, не соответствующая их нагрузке в школе. На протяжении обучение в школе в 1,5 раза возрастает частота нарушений зрения, в 3-4 раза – патологии органов пищеварения, в 2-3 раза – нарушений опорно-двигательного аппарата, в 1,5 раза – нервно-психических расстройств.
Результаты исследований в области медико-биологических и психолого-педагогических наук (B. Bergier, Z. Kubinska, J. Bergier; М. М. Булатова; Э. Г. Булич; A. Knapik, E. Saulicz, R. Plinta, M. Kuszewski; И. В. Муравов) удостоверяют, что средства физической культуры наиболее положительно влияют на развитие систем и функций организма человека. Ученые также обнаружили положительный влияние выполнения физических упражнений на физическое, психическое, моральное и социальное здоровье человека (М. М. Амосов; В. И. Бобрицкая; Э. Г. Булич, И. В. Муравов). В то же время для обеспечения крепкого здоровья необходимо привести образ жизни учащихся в соответствие с возрастными закономерностями роста и развития организма (Л. В. Волков; О. Д. Дубогай; Л. Я. Иващенко; И. Я. Коцан; Н. В. Москаленко, 2009; А. Г. Сухарев, 1991).
Важный и неотъемлемый фактор здорового образа жизни школьников-должный уровень двигательной активности.
Двигательная активность-это естественная биологическая потребность, определяемая совокупностью движений, которые выполняет человек в процессе жизнедеятельности. На протяжении последних десятилетий проведено немало исследований, в которых обоснована роль и значение двигательной активности для организма человека (В. К. Бальсевич, 1987; E. Biernat, 2011; О. Д. Дубогай, 2012; М. В. Дутчак, 2009; А. В. Маглированный, 2012; И. В. Маляренко, 2012; В. М. Платонов, 2006; Е. Н. Приступа, 2008). Взаимосвязи двигательной активности и физического состояния учащихся изучали А. И. Драчук (2001), И. О. Кашуба (2003), Т. Ю. Круцевич (2000, 2010), С. Ю. Николаев (2004), Н. С. Пангелова (2014). Суточные и недельные объемы двигательной активности были предметом студий В. Л. Благому (2004), Н. Н. Завидивской (2013), И. М. Рапса (2003), А. А. Томенко (2010).
В то же время результаты научных исследований (О. Н. Зварищук, 2002;
Т. Ю. Круцевич, 2000; Л. В. Мосийчук, 2004; И. В. Степанова, 2007) удостоверяют, что у подростков общеобразовательных учебных заведений наблюдается снижение двигательной активности. Это предопределяет обновление современной неспециальной физкультурного образования (А. А. Томенко, 2012), создание здоровьесберегающего образовательного среды (Н. А. Беликова, 2012; О. Д. Дубогай, 2012; Н. Н. Завидовская, 2011; И. В. Поташнюк, 2012; В. М. Оржеховская, 2011) и разработки мотивационных средств привлечение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями (Г. В. Безверхня, 2004; Ю. Ю. Мосейчук, 2009).
Отметим, что вопросам повышения двигательной активности школьников уделяли значительное внимание в докладах на различных научных отечественных и зарубежных конференциях, в научных публикациях (А. Г. Кривенко, 2008; И. В. Маляренко, 2009; О. Я. Меликов, 2007; W. Osinski, 2002; W. Panczyk, 2010; D. Tomczyszyn, J. Bergier, E. Szczygielska, P. Matusiak, 2012), диссертационных работах (н. с. Войнаровская, 2011; М. П. Горобей, 1994; А. Я. Кибальник, 2008). Однако значительное количество локальных исследований, которые часто не объединены единой конечной целью, привели к тому, что выводы и рекомендации иногда имеют довольно противоречивый характер. Как правило, разработанные рекомендации основываются на оптимизации деятельности учащихся. Вопросы методического обеспечения надлежащей двигательной активности учащихся остается без достаточного внимания авторов.
В связи с определенной переориентацией детских летних оздоровительных лагерей в новых социально-экономических условиях в РФ ряд вопросов так и остаются недостаточно разработанными.
Поэтому и возникла необходимость поиска путей и условий для совершенствования физического состояния детей школьного возраста.
Целью исследования является раскрытие социальных и педагогических предпосылок решения проблемы физической подготовки и двигательной активности школьников в лагерях оздоровления и отдыха и поиск оптимальных путей организации системы применения физических упражнений.
Для достижения поставленной цели был применен анализ и обобщение теоретических основ исследуемой проблемы, анализ документов, регламентирующих деятельность летних лагерей оздоровления и отдыха.
Глава 1.
1.1. Сущность и содержание понятия "двигательная деятельность" учащихся в учебное, внеурочное и внешкольное время
Изучение научных трудов зарубежных (T.N. Blair, W.H Morgan, В. Wold, B.M. Зациорский, А. Г. Котков, Е. В. Антипова и др.) и отечественных авторов (М. Д. Зубалий, М. П. Козленко, А. Г. Сухарев, Д. В. Невенгловский, В. Ф. Новосельский, И. М. Лискун, И. А. Гранатовский и др.) свидетельствует, что физическая деятельность человека является одним из важнейших факторов всей его жизнедеятельности, который положительно влияет на формирование личности, развитие физических качеств и укрепление здоровья. на важное значение различных форм двигательной деятельности ученической и студенческой молодежи обращается внимание в различных нормативно-правовых актах, доктринах и концепциях. Так, в Национальной доктрине развития образования отмечено, что для обеспечения и развития физического, психического, социального и духовного здоровья каждого члена общества необходимо обеспечить: комплексный подход к гармоничному формированию всех составляющих здоровья; использование разнообразных форм двигательной активности и других средств физического совершенствования.
Анализ научной литературы свидетельствует, что отдельные авторы физическую и двигательную активность отождествляют. Так, А. Г. Комков и Е. В. Антипова рассматривают двигательную активность человека с социально-педагогической точки зрения, которая направлена на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенствования для эффективной реализации своих естественных задатков с учетом личной мотивации и социальных потребностей. Авторы считают, что двигательная деятельность, в отличие от физической или двигательной активности, представляет собой ансамбль двигательных действий, включенных в систему организующих идей, правил и форм с целью достижения определенного адаптационного эффекта организма человека и совершенствования динамики этого процесса [16].
А. Г. Сухарев под двигательной активностью понимает сумму движений, которые человек проявляет в процессе своей жизнедеятельности [25].
Задачами нашего исследования есть:
• определить сущность и содержания понятий “физическая активность” и “двигательная активность”;
• уточнить содержание специально организованной двигательной деятельности в учебное и внеурочное время и в процессе внешкольных и рекреационных мероприятий.
Результаты исследования. На первом этапе исследования изучались различные литературные источники, определялось содержание понятий “физическая активность”, а также “двигательная деятельность”.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила: физическая активность является одним из главных факторов, который определяет энергетические затраты и, таким образом, имеет главное значение для определения энергетического баланса и контроля за весом тела; снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний; снижает риск диабета 2-го типа; снижает риск заболеваний раком толстой кишки.
В 2004 г. ВОЗ приняла “глобальную стратегию по питанию, физической активности и здоровью”. Эта стратегия имеет четыре главные задачи: сократить фактор риска хронических заболеваний, который связан со снижением физической активности; повысить осведомленность и понимание влияния рационального питания и физической активности на здоровье человека; разработать, укрепить и осуществить глобальные, региональные и национальные стратегии, направленные на улучшение питания и повышение физической активности; поощрять научные исследования в области рационального питания и физической активности человека [8].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения к привычной двигательной активности относят виды движений, направленные на удовлетворение естественных потребностей (сон, личная гигиена, употребление пищи, усилия, направленные на приобретение еды, ее приготовления), а также учебную и производственную деятельность. Специально организованная мышечная деятельность (физкультурная активность) включает различные формы занятий физическими упражнениями, активного передвижения в школу и из школы [8].
Т. Барановский под физической активностью понимают работу скелетных мышц, которая сопровождается затратами энергии вместе с расходом энергии в состоянии покоя [30], что совпадает с определением физической активности Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), как любым смещением скелетных мышц, требующих затрат энергии [8]
А. Г. Сухарев двигательную активность условно разделяет на три составляющие: активность в процессе организованной двигательной деятельности; физическая активность во время обучения, бытовой и трудовой деятельности; физическая активность в свободное время. Указанные составляющие связаны между собой и определяют общий объем суточной двигательной активности [25].
В. Морган рассматривает двигательную активность (англ. - physical activity) как сумму движений, которые выполняет человек в процессе жизнедеятельности [32]. В работе В. Волда срок “physical activity” имеет социальное определение [33]. В. А. Ядов рассматривает физическую активность с социологической точки зрения, что позволяет выделить социальные условия формирования и увидеть привлечение человека к системе социальных отношений, путем активной деятельности и общения [29]. А. Г. Котков и Е. В. Антипова рассматривают физическую активность как социально-педагогическую проблему [17].
Определение физической активности с психологической точки зрения позволяет раскрыть общие закономерности формирования этой активности, которые связаны с потребностью, мотивацией и интересами человека к двигательной деятельности.
Отличают обычную и специально организованную двигательную активность, что позволяет определить два вида двигательной активности: обычную и специальную [25].
К обычной двигательной активности относят виды движений, направленные на удовлетворение естественных потребностей (сон, личная гигиена, употребление пищи, усилия, направленные на приобретение и приготовление пищи, активного передвижения в школу и из школы, передвижение между учебными помещениями и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения - М.: Знание, 1985. - 64 с.
2. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. медицинская валеология (избранные лекции). - К.: Здоров’я, 1998. - 248 с.
3. Аршавский И. А. Физические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М: Наука, 1981. - 282 с.
4. Аршавский И.А. Энергетическое правило скелетных мышц и механизмы становления и преобразования вегетативных функций в онтогенезе, - В кн.: Вопросы кибернетики. - М., 1978, вып. 37. - С. 112 - 120.
5. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Кучма В.Р. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Рос. педиатр, журн. - 2005. № 2. - С. 4 - 8.
6. Безруких М.М., Сонькина В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методологияанализа, формы, методы, опыт применения - М.: Триада-фарм. - 2002. - 114 с.
7. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А.Бернштейн. - М.: Медгиз, 1947. - 256 с.
8. Волошин А. А., Мацола Н.П., Михаць Л. В. физиологические обоснования дозировки физических нагрузок детей школьного возраста. Реализация здорового образа жизни-современные подходы: монография / по общ. ред. М. Лукьянченко, А. Матвеева, А. Подольски, Ю. Шкребтия. - Дрогобич: Коло, 2007. - С. 347 – 350.
9. Глобальная стратегия питания, физической активности и здоровья. ВОЗ, 2004. http:// Режим доступа : www.who.int/ dietphyicalactivity/ strategy/Ь11344/ strategy_russian_wed.pdf
10. Запорожец. О. П. динамика функций внимания и успешность обучения учащихся младшего школьного возраста, занимающихся спортом // физиологический журнал. - 2004. - т. 50, №5. - С. 80 - 86.
11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 200 с.
12. Здоровье и поведение школьников Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников Уральский федеральный округ / Сост. А.И Фёдоров, С.Б. Шарманова. - Челябинск: Урал ГАФК ЧГНОЦ УрО РАС, 2004. - 88 с.
13. Киверник О. В. современные трактовки понятия "здоровье". Реализация здорового образа жизни-современные подходы: монография / по общ. ред. М. Лукьянченко, А. Матвеева, А. Подольску Ю. Шкребтия. - Дрогобич: Коло, 2007. - С. 378 - 382.
14. Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека // Теория и практика физическ ой культуры - 2003. - № 11. - С. 20 - 23.
15. Козлова К., Ильин М. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Физическая культура спорт и здоровье нации: Сб. наук. пр. Вып. 5. - Винница, 2004. - С. 9 - 14.
16. Комков А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 6. - С. 2 - 7.
17. Комков А.Г., Антипова Е.В. Формирование физической активности детей и подростков как социально¬педагогическая проблема // Теория и практика физической культуры - 2003. - № 3. - С. 5 - 8.
18. Котков А.Г. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Теория и практика физической культуры: научно-теоретический журнал / А.Г. Котков, Е.В. Антипова. - 2003. - №3.
19. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания, т. 2. - Киев. - 2003. - С. 83 - 99.
20. Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе
21. Лебедева Н.Т. Профилактическая физкультурадля детей / Мн.: Выш. шк., 2004. -190 с.
22. Лизогуб В. С. Онтогенез психофизиологических функций человека: Авт. реф.дис.... докт.біолн. - Черкассы, 2001. - 36с.
23. Масауд Р. Коррекция режима двигательной активности школьников с целью повышения уровня физического состояния // Методическиерекомендации - К.: ООО "Международноефинансовое агенство", 1998. - 17с.
24. Матвеев Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физическ ой культуры // Теория и практика физической культуры - 1982. - № 7. - С. 5 - 8.
25. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения / А.Г. Сухарев. - М.: Здоровье, 1976. - 62 с.
26. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков - М.: Медицина, 1991. - 272 с.
27. Художник А. П. индивидуализация физического воспитания подростков в общеобразовательной школе: Автореф. Дис.... канд. наук по физ. исх. и спорту: 24.00.02. - Львов, 2002. - 19 с.
28. Шалар А. Г. Эффективный путь улучшения двигательной активности подростков-процессуально-деятельностный этап самостоятельных занятий физическими упражнениями / / теория и методика физического воспитания. - 2003. - № 4. - С. 6 - 12.
29. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. - М.: Добросвит, 1998. - 596 с.
30. Baranovski Т. et. al. Assesment, prevalence, and cardiorvascular benefites of physical activity and fitness in youth // Medicine and Sport and Exercise. - 1992. 24 (6). - 237 p.
31. Cale, L (1994). Self-report measures of children’s physical activity: recommendations for the future and a new alternative measure. Health Education Journal, 53, 439-453.
32. Morgan W. H. Physical Activity and Mental Health //In The Academy Papers. Champaing, H. К. P., 1994, p. 132-145.
33. Wold B. Lifestyles and Physical Activity a theoretical and em¬pirical analysis of socialization among children and adolescents. Dr. Pscych. Thesis-University of Borgen. - 1989. - 310 p.