Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ……………………………………. 6
1.1 Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки……………………………………………………………………..... 6
1.2 Особенности самооценки в подростковом возрасте …………................... 10
1.3 Влияние типа семьи на самооценку подростков………………………….. 13
Выводы по первой главе………………………………………………………... 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ ……................... 22
2.1 Организация и методики исследования …………………………………… 22
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………. 22
2.3 Психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей способствующие развитию самооценки подростков из неполных семей…… 32
Выводы по второй главе………………………………………………………… 34
Заключение……………………………………………………………………….. 35
Список литературы........................................…………………………................ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….. 40
Приложение 1……………………………………………………………………. 40
Приложение 2……………………………………………………………………. 45
Приложение 3……………………………………………………………………. 46
Приложение 4……………………………………………………………………. 47
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Подростковый период развития, который является переломным и критическим, представляет собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания откладывают отпечаток на будущую жизнь. Это период, когда подросток задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. В этот период начинает формироваться характер, идет нравственное развитие, формируются убеждения. Таким образом, главная особенность подросткового периода – это формирование самооценки, которую можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.
В формировании самооценки подростка значительную роль играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый ценностными ориентациями родителей, установками, отношением к ребёнку.
В настоящее время численность неполных семей возрастает с каждым днем. Утрачивается ценность семьи как социального института, многие люди считают, что легче одному нести ответственность за себя и родных. Женщины имеют возможность обеспечивать себя и своих детей, будучи уверенными, что они не нуждаются в помощи второго родителя.
Среди отечественных и зарубежных ученых давно исследуется феномен самооценки с точки зрения психолого-педагогических наук.
Отечественный ученый Б. Г. Ананьев выделял многостороннюю и объемную характеристику самооценки как элемента самосознания, которое отображает отношение окружающих, которые представляют собой значимость в развитии конкретной личности [1]. Изменения происходят вследствие оценочных суждений педагогов, сверстников, в ходе личностного кризиса, а также исходя из типа семейных отношений, отношения родителей и родственников.
В рамках психолого-педагогического анализа А. В. Мудрик описывает семью и ее тип, как важнейший фактор такого процесса. Подростки из неполных семей, компенсируя дефицит эмоциональных контактов, вынуждены искать общение вне дома [13].
На семью, как основополагающий фактор личностного становления ребенка, указывают отечественные и зарубежные исследователи – Э. Арутюнянц, А. С. Спиваковская; Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, Е. А. Личко, В. С. Мухина, Е. Т. Соколова и другие.
Воспитание в неполной семье сопряжено с рядом трудностей, с которыми в будущем сталкивается каждый родитель-одиночка. На это неоднократно указывали и будут еще указывать специалисты, занимающиеся проблемой неполных семей. Можно утверждать, что в неполной семье деформируется процесс воспитания. Чаще всего, матери (или отцы) вынуждены доказывать свою способность воспитания в одиночку. Дети из неполных семей нуждаются в признании группой сверстников. Они испытывают острое желание быть «как все». В таком случае подростки хотят иметь обоих родителей. Деформация воспитательного процесса и отсутствие одного родителя (чаще всего отца) является характерной особенностью неполной семьи. Авторы предполагают, что в связи с нарушением естественной среды воспитания, которая создается совместно матерью и отцом, неполная семья не может оказывать полноценное и гармоничное развитие, даже учитывая самые благоприятные условия.
Тем не, менее не смотря на обширное исследование данной проблемы, вопросы особенности самооценки подростков из неполных семей по-прежнему остаются актуальными, потому как полагается, что тема недостаточно полностью исследована.
Объектом исследования является самооценка подростков.
Предмет исследования – особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполных семьях.
Цель исследования: изучение особенностей самооценки подростков из неполных семей.
Задачи:
1. Изучить подходы отечественных и зарубежных авторов к определению самооценки.
2. Рассмотреть особенности самооценки в подростковом возрасте.
3. Проанализировать влияние типов семьи на самооценку подростков.
4. Эмпирически исследовать особенности самооценки подростков из неполных семей.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей, способствующие развитию самооценки подростков из неполных семей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка подростков, воспитывающихся в неполных семьях, отличается от самооценки подростков, которые воспитываются в полных семьях.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды Б.Г. Ананьева, А. В. Мудрик, И.С. Кона, У. Джеймса и др.
В ходе исследования использовались следующие методы:
1. Теоретические (анализ специальной литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические (стандартизированные психодиагностические методики):
- тест – опросник Г.Н. Казанцевой «Уровень общей самооценки»;
- методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан;
- методика «Цветовой тест отношений» A.M. Эткинда.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами в образовательных учреждениях с целью разработки условий психолого-педагогического сопровождения подростков из неполных семей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки
В отечественной психологии при анализе проблемы самооценки принято отталкиваться от традиционного представления о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. В зарубежной литературе принят термин «Я-концепция», обозначающий совокупность всех представлений индивида о себе [21, с. 456].
Основные подходы к изучению самооценки:
1. Личностный подход рассматривает самооценку как важнейший компонент самосознания личности.
2. Структурно-целостный подход рассматривает самооценку как один из компонентов целостной структуры личности и одновременно как сложное системное по своей природе образование: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности;
3. Деятельностный подход рассматривает самооценку как фактор, влияющий на качество результатов деятельности личности (в том числе профессиональной).
4. Психопатологический подход рассматривает самооценку как показатель психического здоровья человека как личности.
5. Функциональный подход рассматривает самооценку как одну из основных функций личности.
6. Динамический подход рассматривает самооценку в процессе возрастного изменения индивида во взаимосвязи со становлением личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 4. – С. 35-46.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.
3. Атаманенко, Е.С. Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности // Северо- Кавказский психологический вестник. – 2015. – 12-18 с.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2016. – 422 с.
5. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
6. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. – 2-е изд., стереотип. – М.: Когито-Центр, 2012. – 182 с.
7. Джеймс, У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. – М.: Педагогика, 2001. – 368 с.
8. Джеймс, У. Психология. Серия: Психологические технологии. М. Академический проект. – 2016. – 318 с.
9. Жарова, Д.В., Терех Е.Ю. Психологические особенности подросткового буллинга // Научно-педагогические обозрение. 2018. – 79-85 с.
10. Кон, И.С. Ребенок и общество. – Академия, 2003. – 336 с.
11. Крайг, Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 742 с.
12. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. –Л., 2004. – 354 с.
13. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание. – М.: Академия, 2009. –
164 с.
14. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 362 с.
15. Осетрова, Л. В. Особенности самооценки подростков из неполных семей / Л. В. Осетрова, И. С. Новикова, В. Ю. Никулина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 49 (391). – С. 333-335. –URL: https://moluch.ru/archive/391/86262/ (дата обращения: 04.04.2022).
16. Прохорова, Н. В. Психологические особенности самооценки и уровня притязаний подростков // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 8–2 (62). – С. 118–120.
17. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, – М.: Педагогика, 2007. – 236 с.
18. Психология подростка. Полное рук-во / Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
19. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – Прайм-Еврознак, 2008. – 576 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2006. – 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
21. Словарь практического психолога / Сост. Е. Ю. Головин. – Минск, Москва: «Харвест» «АСТ», 2003. – 800 с.
22. Тарасова Л. Е. Влияние детско-родительских отношений на самоотношение ребенка // Проблемы социальной психологии личности. [Электронный ресурс]: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30309.shtml.
23. Фрейд, З. Большая книга психоанализа: введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2015. – 528 с.
24. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Институт психотерапии, 2004. – 245 с.
25. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. – СПб.: Питер Ком, 2003. – 697 с.
26. Целуйко В. М. Неполная семья: проблемы воспитания. — Волгоград.: Проект-М, 2010. — 198 с.
27. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия. – СПб.: Питер, 2000. – 583 с.
28. Эриксон, Э.Г. Детство и общество: пер. с англ. / Э.Г. Эриксон, А.А. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2000. – 416 с.