Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Адаптация студентов к обучению в вузе является актуальной современной проблемой, поскольку от успеха процесса адаптации во многом зависит дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Студенты – лица, зачисленные в высшее или среднее профессиональное (специальное) учебное заведение в установленном порядке для обучения по основной образовательной программе. Каждый студент проходит адаптацию к обучению в университете.
Адаптация к обучению – это перестройка когнитивной сферы личности при переходе к систематически организованному университетскому образованию. Однако в процессе адаптации студенты испытывают трудности. Трудности адаптации – это не что иное, как трудности объединения усилий преподавателя и студента в организации методов обучения.
Поступление абитуриента в университет – это поворотный момент в его жизни. Начало образовательной деятельности в университете связано с переходом человеческого организма на новый уровень функционирования. На студента начинает действовать комплекс довольно интенсивных факторов, при адаптации к каждому из которых формируется своя функциональная система.
Вчерашний ученик, став студентом, оказывается в новых условиях, характеризующихся интенсивной учебной нагрузкой, эмоциональным стрессом, особенно в период сессии, а также относительно низкой двигательной активностью.
Деятельность студентов связана с умственной работой. Для студентов это имеет свои особенности, связано с процессом обучения и заключается в усвоении все большего количества учебного материала, т.е. в накоплении знаний и развитии интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Современному обществу нужны люди, способные взаимодействовать с окружающей средой и реализовывать в ней свой внутренний потенциал. Однако большинство современной молодежи испытывает трудности, связанные с адаптацией к обучению и социальной адаптацией, меняющейся реальностью.
Степень разработанности темы. В.Н. Грибов, О.Н. Казакова, Т.И. Каткова, Г.П. Кузина, С.А. Рунова, Ю.В. Стафеева, Е.В. Осипчукова, Л.Н. Корнев, Г.П. Кузина и С.А. Рунова изучали различные аспекты проблемы адаптации студентов в вузе. В.Н. Грибов рассматривал адаптацию молодежи малого города на этапе обучения в филиале вуза и при переводе студентов на учебу в базовый вуз. А.Н. Колмогоров, В.А. Крутецкий, Л.Д. Кудрявцев, Д. Пойя, А.Я. Хинчин изучали вопросы развития личности в процессе освоения математических и естественнонаучных дисциплин.
Цель работы: исследование проблем адаптации студентов к обучению в ВУЗе.
Объект исследования: адаптация студентов в ВУЗе.
Предмет исследования: особенности адаптации студентов.
Гипотеза исследования: предположим, что адаптация студентов имеет свои особенности.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы решались следующие задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по проблеме исследования;
2. Экспериментально исследовать особенности адаптации студентов в вузе; проанализировать результаты исследования констатирующего эксперимента;
3. На основе полученных эмпирических данных обосновать и разработать рекомендации для более успешной адаптации студентов в вузе.
Исследование проходило на базе……. В исследовании участвовало 20 девушек в среднем возрасте 18 лет.
В исследовании использовались методики: методика Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе», многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаджанян, Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья [текст] Н. А. Агаджанян., А. И. Труханов., Б. А. Шендеров / – М.: изд-во «Сирин», 2002. – 56 с.
2. Андреева, Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе, – А.: Человек и общество, 2006. – 451 с.
3. Березовин, Н.А. Адаптация студентов к жизнедеятельности вуза: психолого-педагогические аспекты. // Выбранные наукой БДУ. – Минск, 2001. – С. 11-25.
4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – СПб.: Речь., 2005. – 398 с.
5. Граве, П.С. Об адаптации в живых системах / П.С. Граве. – Рига: Зинатне, 1972.
6. Гришанов, Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. – Кишинев, 1990. – С.29-41.
7. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. – М.: Мир, 2005. – 452 с.
8. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. – М., 1999. – 175 с.
9. Кон, И. С. Социологическая психология. – Воронеж: МОДЭК, 2005. – 560 с. – ISBN 5-89395-106-9.
10. Корель, Л.В. Социология адаптации: этюды апологии. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. – С.123-124.
11. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, 2007. – 688 с.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – С. 418-421.
13. Оруджев, З.А. Психологический анализ динамики профессионального становления студентов педагогического вуза: Автореф. дис. на соискание степени канд.псих.наук. – М., 1995. – 15с.
14. Паршина, Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования. 2008, – № 8, – с. 100-106.
15. Петрова, Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация. // Психологический журнал. – 2003. – Т.24. – №3. – С.116-120.
16. Петровский, А. В., Ярошевский М. Г. Психология. – М.: Академия, 2002. – 512 с.
17. Петрук, В.А., Ляховченко Н.В. Проблемы адаптации первокурсников // Вестник Винницкого политехнического института. – 2011. – № 4.
18. Посохова, С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход. Дис. на соискание д. псих. н. – СПб., 2001. – 34-41.
19. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. –СПб., 2002. – С. 450-452.
20. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. – Новосибирск: Наука. Сибирская издат.фирма РАН, 2002. – 275 с. – С. 30.
21. Сиомичев, А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе [текст] А.В. Сиомичев / – Л.,1990. – 17 с.
22. Социальная психология: учебное пособие для вузов. / Под ред. Журавлева А.Л. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – 351 с.
23. Шлаина, В.М. Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. // Адаптация первокурсников к учебе в вузе. – Москва., 2013. – №2. – С.28-30.
24. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности С. 89 - 105 // Методологические проблемы социальной психологии Сб. статей / Отв. ред. Шорохова Е. В. – М.: Наука, 2005. – 94-109 с.