Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия бизнеса определяют особую активность предприятий и организаций, вызванную необходимостью постоянно работать над своей конкурентоспособностью. Считается, что развитие невозможно без активного участия менеджеров в стратегическом управлении, определения перспективных показателей, к которым нужно стремиться и достигать, используя имеющиеся ресурсы или привлеченные извне.
В то же время, не каждая компания и не каждый менеджер понимает и умеет правильно определять миссию и свои цели, формулировать их, облекать в нужную для понимания и адаптированную для бизнес-процессов форму.
В научной литературе представлено множество разработок по вопросам разработке стратегии, стратегических ориентиров и показателей, однако, роли менеджера в данных процессах уделяется незначительное внимание, в то время как данная задача осуществляется только ресурсами соответствующего персонала. Поэтому предприятию необходимо иметь такой кадровый ресурс, владеющий необходимыми знаниями, технологиями и опытом.
Данное обстоятельство обосновывает актуальность темы исследования «Роль менеджера в стратегическом управлении».
Объект исследования – стратегическое управление.
Предмет исследования – роль менеджера в стратегическом управлении.
Целью данной работы является анализ роли менеджера в стратегическом управлении.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы стратегического управления;
- процедуры и процессы стратегического управления;
- рассмотреть виды и формы участия персонала в стратегическом управлении;
- представить характеристику деятельности компании ООО «Дикомп-Классик»;
- рассмотреть особенности стратегического управления в компании ООО «Дикомп-Классик»;
- выявить роль персонала в планировании и реализации стратегических целей компании;
- представить рекомендации по внедрению новых форм и методов объединения персонала для достижения целей компании.
Вопрос исследования целей деятельности и стратегического управления предприятия посвящены работы многих ученых, так как практически разработки по совершенствованию той или иной области деятельности основываются именно на изучении целеполагания, анализе корректности поставленных целей и их достижимости. Именно поэтому степень изученности данной темы достаточно высокая, что отражается в большом количестве научных трудов, посвященных ее изучению.
Теоретическую основу исследования составляют научные труда таких авторов, как Аганбегян А.Г., Алексунин А.К., Барышева А.В., Виноградов А.С., Мазилкина Е.И., М.Х. Мескона, Паничкина Г.Г., Спирина А.М., Якушева А.Н., Чехова А.Ю. и других.
В рамках исследования представляется необходимым использовать следующие методы: анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительного и исторического анализа, комплексного анализа и системного подхода, анализа научных монографий и публикаций, отраслевых отчетов, открытых данных о деятельности компании.
Структура работы: работа состоит из двух глав, включает 7 рисунков, 1 таблицу. Список использованных источников включает 20 пунктов.
Глава 1. Теоретическое основы стратегического управления
1.1 Стратегическое управление: понятие и сущность
В современных условиях компании функционируют в активной конкурентной среде и находятся под влиянием множества различных факторов, что обуславливает необходимость постоянной адаптации и изменений (ассортиментных, технологических, ценовых, логистических и т.п.). Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность на рынке необходимо вносить изменения в менеджмент, ориентируя его на рыночные потребности, развивать стратегический маркетинг.
Стратегический план – это комплекс ее целевых ориентиров и видение ее будущего положения на рынке. Ее разработка относится к категории первоочередных мероприятий по планированию развития бизнеса и является отправной точкой и вектором для реализации последующих шагов по формированию производственной, маркетинговой, сбытовой и стратегии управления человеческими ресурсами [14, с.65].
Уже на этапе разработке стратегии руководство компании приходит к пониманию какие специалисты будут необходимы для достижения поставленных целей и задач. Это обуславливает специфику дальнейшей работы по поиску и подбору персонала, его адаптации, обучению, развитию, мотивации и высвобождению. Таким образом, бизнес-стратегия определяет основные аспекты стратегии управления человеческими ресурсами.
Следует отметить, что бизнес-стратегия не только обозначает концептуальные основы работы с кадрами, но и определяет изначальное позиционирование предприятия в отношении процесса управления человеческими ресурсами. Если в ней признается, что персонал – основной ресурс компании и необходимо создавать условия для привлечения только высококлассных специалистов, ориентируясь на их высокую эффективность, то в этом случае стратегия управления человеческими ресурсами будет иметь перфекционистскую направленность. В ее реализации первостепенными задачами будет качество персонала и нивелирование фактора издержек на процессы по управлению персоналом.
Стратегия предприятия определяет ключевые аспекты работы компании с кадрами и развитие системы управления персоналом:
- формирует базис для структурного расположения системы управления персонала в компании и определяет ее роль,
- выделяет особенности корпоративной культуры,
- формирует основные принципы коммуникаций между специалистами и структурными подразделениями,
- создает регламентацию внутриорганизационных отношений, как формальных, так и неформальных.
Система стратегического планирования современной компании может быть представлена следующим образом (рис.1.1):
Рисунок 1.1 - Система стратегического планирования компании
Источник: разработано автором
В научном мире представлено множество трактовок понятия «цель», большинство из которых все-таки определяют ее как представление конечного результата определенного процесса выраженного в показателях, достижениях и т.п.
С позиции системного подхода цель – это желаемой или предполагаемой состояние объекта управления в результате каких-либо действия субъекта [6, с.72]. Соответственно здесь выражается четкая взаимосвязь основных участников процесса управления: субъекта и объекта, которую можно отобразить в виде схемы (рис.1.2.):
Рисунок 1.2 - Схема постановки цели с позиции системного подхода [8]
Данный подход позволяет понять, что изменение любого объекта будет эффективно, если представлено описание его будущего состояния (состояния в результате управленческого воздействия).
Управленческий аспект здесь является ключевым, т.к. он характеризует главный смысл целеполагания: определение показателей и свойств измененного объекта в формате принятых организацией характеристик (объема продаж, доля рынка, численность персонала, эффективность и т.п.).
Причем, важным моментом является тотальность проникновения целеполагания во все процессы управления компанией, на все ее уровни и звенья.
Концепция управления по целям представляет собой подход к формированию целей компании управляющим звеном с привлечением к этому процессу рядовых работников. Сутью данной концепции является то, что люди увереннее идут к достижению цели, если сами участвуют в ее постановке и понимают для чего она сформирована и определена.
Системный анализ процесса целеполагания прекрасно отображает роль субъекта воздействия на объект. Фактически получается, что эффективность его работы с объектом напрямую зависит от того на сколько правильно он понимает конечный результат, к которому должен стремиться. Если данная информация представлена правильно (в виде четко сформулированной цели), то значит процесс управления будет результативен [4].
Целеполагание основывается на технологии определения целей, выявления проблемы, результата изменения объекта, распределения целей в виде дерева целей, приобщении к этому процессу исполнителей, разработки картины целевых показателей применительно к каждой цели.
1.2 Менеджер в стратегическом управлении
Фирма представляет собой взаимопереплетение отношений и интересов разного рода экономических агентов, имеющих приоритетные интересы по максимизации собственного благосостояния. Данные цели подразделяются на
1. Цели акционеров
2. Цель индивидуального собственника
3. Цели управляющих
4. Цель кредиторов
5. Цель дебиторов
6. Цель наемных работников
В каждой фирме формируется «дерево целей», отражающее приоритетной целевых установок для стратегического, тактического и оперативного уровня, а также для всех структурных подразделений.
Помимо классических целей, компания может работать для достижения альтернативных целей, которые могут являться как дополняющими, так и противоречащими основной концепции целеполагания.
Альтернативные цели, обозначенные конкретными субъектами бизнеса не являются второстепенными. Зачастую, весь бизнес процесс становится ориентированным на достижение их в первую очередь. Главное, чтобы они не противоречили миссии компании и не препятствовали достижению классических целей (получение прибыли, объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.).
Учитывая современную практику ведения бизнеса чаще всего доминирующим альтернативными целями являются цели собственников и цели топ-менеджеров. Именно два этих субъекта определяют особые векторы развития компании и, соответственно, формируют новые целевые показатели.
Выделение целей собственников – логичный подход. Тот, кто владеет бизнесом – имеет право определять целевые приоритеты. Однако, в этом есть как положительные, так и отрицательные моменты. Безусловно, цели собственника становятся в самую верхушку дерева и целей и, если они сочетаются со стандартным перечнем целей компании, то только способствуют их достижению за счет комплексности. Амбициозные цели также стимулируют компанию к достижению завышенных план
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ахметтаев Д.Д. Особенности стратегического управления в национальных компаниях в Казахстане // Вопросы развития современной науки и техники. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-strategicheskogo-upravleniya-v-natsionalnyh-kompaniyah-v-kazahstane (дата обращения: 09.04.2022).
2. Володина, О.А. Стратегический и инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.А. Володина. - М.: Academia, 2019. - 446 c.
3. Глотова Е.А., Глотова В.В. Стратегическое управление: анализ концепций// Вестник ТГЭУ. 2021. №1 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-upravlenie-analiz-kontseptsiy (дата обращения: 09.04.2022).
4. Голубцова Ю. О. Методы стратегического планирования деятельности современного предприятия // Актуальные исследования. 2020. №17 (20). С. 68-71. URL: https://apni.ru/article/1179-metodi-strategicheskogo-planirovaniya-deyatel (дата обращения: 27.01.2021)
5. Гребенников А.А. Разработка стратегического плана развития предприятия //Справочник экономиста. – 2017. - № 10
6. Ильенков Д.А. Управление по целям: преимущества и недостатки // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/02/7151 (дата обращения: 19.11.2021).
7. Кисель А. И. Сравнительный анализ основных моделей жизненных циклов организаций / А. И. Кисель. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 130-133.
8. Климова Т.В., В. К., Лебедева Е. А. Совершенствование управления персоналом с применением методов управления по целям // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 1(45). – Новосибирск: СибАК, 2015.
9. Кондратенко А. А. Стратегическое управление организацией в условиях неустойчивого спроса // Вестник НИБ. 2020. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-upravlenie-organizatsiey-v-usloviyah-neustoychivogo-sprosa (дата обращения: 09.04.2022).
10. Магомедов К. Д. Влияние конфликтов на социально-психологический климат в коллективе //Вопросы науки и образования. – 2018. – №. 2 (14) – С.23-25
11. Максимова К.А. Применение HR-аналитики для принятия эффективных управленческих решений // Телескоп. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-hr-analitiki-dlya-prinyatiya-effektivnyh-upravlencheskih-resheniy (дата обращения: 09.04.2022).
12. Маркелова Ю.В., Вагапова Р.И. Роль менеджмента в стратегическом менеджменте // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №2-1. [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-menedzhmenta-v-strategicheskom-menedzhmente (дата обращения: 09.04.2022).
13. Мескон М.Х. Основы менеджмента. /ИНФРА-М, 2018
14. Никитин А.И., Скачков Р.А. Формирование стратегического целеполагания предприятий региона // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 12-1. – С. 218-220
15. Одинцова М.А. Целеполагание как одна из проблем стратегического менеджмента //Экономический журнал – 2016 - №41 – С.4
16. Ряжева Ю.И. Организация инновационной деятельности предприятия // Московский экономический журнал. 2018. №5 (3). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-innovatsionnoy-deyatelnosti-predpriyatiya-1 (дата обращения: 14.01.2022).
17. Савченко, А.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.
18. Слинкова О.К., Скачков Р.А Анализ научных подходов к целеполаганию и его роль в процессе управления // Известия УрГЭУ. – 2015. - №3. – С.65-69
19. Смирнов О. Технология целеполагания по Гоголю // [Электронный ресурс]: http://www.improvement.ru/bibliot/gogol/gogol01.shtm (дата обращения: 14.01.2022)
20. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 321 с.