Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Подростковый возраст является очень сложным и важным периодом жизни для человека. В этот период подро-сток переосмысливает себя, свои ценности и вопрос межличностных отно-шений со сверстниками особенно актуален. Так как группа сверстников становится для подростка именно той средой, где он может раскрыть свои способности, реализовать свои потребности. У каждого подростка свои ориентиры в общении между сверстниками: один ищет признания и реали-зации своих лидерских качеств, другой получает недостающую информа-цию и повышает коммуникативную компетентность, третьему нужна эмо-циональная сопричастность с группой.
Именно с наступлением подросткового возраста начинают активно закладываться нравственные и моральные основы, формируется отноше-ние к себе, окружающим людям и к целому обществу. Также в период подросткового возраста формируются основные черты характера, лично-сти ребёнка и закладываются основные формы межличностного поведения. На все эти психические процессы. Происходящие в подростковом возрасте огромное влияние оказывает межличностное общение со сверстниками. Задача развития навыков межличностного взаимодействия становится для подростка наиболее значимой и актуальной, поскольку отрочество являет-ся наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного общения.
Межличностное общение является неотъемлемым условием сов-местного бытия людей. Без него невозможно полноценного формирования психических процессов развивающейся личности, также невозможна пол-ноценная социализация в современном обществе. Поэтому проблемой межличностного общения занимаются такие науки как философия, соци-альная психология, психология, социология и педагогика. С каждым го-дом всё больше исследователей посвящают свои работы проблеме меж-личностных отношений, так как эта проблема является актуальной и клю-чевой в проблемной социальной психологии.
Б.Д. Парыгина считает, что межличностное общение, в которое вступают люди при осуществлении совместной деятельности представляет собой сложный и многогранный процесс, который может выполнять не-сколько функций, это и обмен информацией, и процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс творческого взаимодействия двух и более ин-дивидов.
Каждый подросток воспринимает межличностные отношения со сверстниками как очень важный фактор для развития своей личности. И здесь очень важно отметить, что важны не только взаимоотношения с определенными людьми, но и положение подростка в группе (классе, вре-менном коллективе). Неблагополучная обстановка в системе межличност-ных отношений влияет на психологический комфорт подростка, его само-оценку и вызывает тревожность и дискомфорт. Такая ситуация влияет на негативное развитие личности в целом и на формирование самосознание, становление Я-концепции в частности.
Глава 1. Понятие воспитания и ценностных ориентаций
1.1 Понятие воспитания. Основные закономерности процесса воспита-ния. Влияние воспитания на развитие личности
Воспитание - это основополагающая категория педагогики. Оно яв-ляется базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования лич-ности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздей-ствий и воздействуют сами. Б.Т. Лихачев рассматривает воспитание с раз-личных точек зрения, выделяя три основные концепции [11 ,с.230]:
• «воспитание - необходимая и обязательная часть той социаль-ной среды, благодаря которой осуществляется выживание человека»;
• с социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой «объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта»;
• с философско-религиозной позиции «воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение».
Сущность воспитания отражается в конкретном историческом про-цессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обще-стве, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.
В широком педагогическом смысле воспитание - это специально ор-ганизованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных ка-честв, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охваты-вающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и резуль-тат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспи-тательных задач.
Таким образом, воспитание - это целенаправленный и организован-ный процесс формирования личности.
Закономерности воспитания каждым ученым трактуются по-своему. Поэтому нет единообразия в подходе. К основным и общепринятым зако-номерностям воспитания можно отнести [15,с.584]:
• Воспитание - процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопре-деленности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. (Влияние мно-жества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуе-мости, неопределенности, вероятности результата.).
• Воспитание - преобразование потребностей. Существует диа-лектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потреб-ности. Известно что, потребность - нужда в чем-либо, мотив - внутренние силы, которые связаны с потребностью и побуждают к определенной дея-тельности.
Хороший педагог - педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их спо-собностей.
• Также, стоит отметить, что воспитание диалогично и анонимно. Воспитание - всегда взаимоотношение субъект - объект. Скрытая и ано-нимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, пред-метной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием).
• Воспитание - прерывно-непрерывная деятельность.
• Событийность воспитания - то, что произошло в ребенке здесь и сейчас, момент, принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно - оно идет на протяжении всей жизни.
• Рефлексивность - результат диалогичности. Воспитание проис-ходит в момент, когда внешний диалог переходит во внутренний и возни-кает осмысление, оценочность, когда, например, ребенок говорит "Больше так не буду делать".
• Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напря-мую, а через посредника - значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует ‘присвоенные’ им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу).
• Воспитание - это трех частный процесс включающий разработ-ку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогич-ность во взаимодействии.
Знание закономерностей воспитания - необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.
Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и пло-хом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полно-стью изменить человека нельзя.
Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарова-ний, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями [4, с.324].
1.2 Понятие ценностей
Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамич-ный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или обще-ственный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении .
Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности, какие как, любовь, пре-стиж, уважение, знание, деньги, здоровье и пр., внутригрупповые ценности - политические, религиозные и индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятель-ствами жизни Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориенти-ром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2020. - 704 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 363 с.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Ан-дриенко; под ред. В.А. Сластенина. - М.: ACADEMIA, 2018. - 264 с.
4. Аникеев, Н.П. Психологический климат в коллективе: учебное посо-бие / Н.П. Аникеев. - М.: Просвещение, 2019. - 319 с.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 2019. - 272 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Изд-во МПСИ, 2015. - 390 с.
8. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. В. Мещеря-ков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. - 672 с.
9. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике: 3-е изд. / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер. - 2018. - 688 с.
10. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. - СПб.: Речь, 2019. - 256 с.
11. Верба, И.К. Психология эффективного общения / И.К. Верба. - Ха-баровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2020. - 115 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский.
- М.: Смысл, 2017. - 512 с.
13. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2018. - 176 с.
14. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Инфа, 2019. - 272 с.
15. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 2018. - 800 с.