Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Пауэрлифтинг сравнительно новый вид спорта, который делается все более популярным в России, как среди спортсменов-любителей, так и профессиональных атлетов.
Характерной чертой выполнения занятий в пауэрлифтинге является подвижный преодолевающий режим мышечной работы в медленном темпе, характеризующийся отсутствием ускорений и постоянной скорости передвижения штанги. До сегодняшнего времени тренировочная методика спортсменов-пауэрлифтеров создастся, в основном, с упором на тяжелоатлетические упражнения, носящие скоростной и силовой характер. Это не отвечает соревновательной работе в пауэрлифтинге.
Являясь очень эффективной формой вырабатывания силовых возможностей человека, упражнения в пауэрлифтинге проявляют выраженное влияние на нервно-мышечный аппарат, центральную нервную систему, положение суставов, сухожилий и костной ткани.
В связи с этим, вопросы устройства, содержания и количества тренировочных нагрузок принимают особо важное значение на рубеже спортивного совершенствования спортсменов в период интенсификации процесса тренировки.
Для методичного совершенствования тренировочного процесса квалифицированных спортсменов, которые специализируются в пауэрлифтинге, важным является обоснование с научной точки зрения организации процесса тренировок, с учетом спортивного уровня мастерства и физическо-функциональной подготовки пауэрлифтеров.
Воплощение управления процессом тренировок, подразумевает классификацию нагрузок, проявление рациональных альтернатив, их построения в минимально и максимальной структурах годичного цикла тренировки на базе мониторинга физической подготовленности и атлетических результатов пауэрлифтеров.
Цель исследования. Анализ и обобщение опыта планирования тренировочного процесса пауэрлифтеров на специально-подготовительном этапе годичного цикла
Объект исследования. Тренировочный процесс пауэрлифтеров в специально-подготовительном этапе годичного цикла на тренировочном этапе.
Предмет исследования: Совершенствование тренировочного процесса, планирование тренировочного процесса на специально-подготовительном этапе годичного цикла.
Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2) Проанализировать выработанные подходы к планированию тренировочного процесса пауэрлифтеров на специально-подготовительном этапе годичного цикла и определить их отличительные особенности.
3) Оценить эффективность подходов к планированию тренировочного процесса пауэрлифтеров на специально-подготовительном этапе годичного цикла.
Методы исследования:
1) Анализ научно-методической литературы.
2) Педагогическое тестирование физической подготовленности
3) Педагогический эксперимент.
4) Методы математической статистики.
По структуре работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Общая организация годичного цикла тренировочного процесса пауэрлифтеров
1.1.1 Планирование годичного цикла тренировочного процесса для пауэрлифтеров
Длительность подготовительного, соревновательного и переходного периодов, их задачи.
В годичном плане учитывают всеобщий охват нагрузки на год по общей и специальной физической подготовке и её распределение по месяцам; напряженность нагрузки и её изменение по месяцам; объем разнообразных упражнений; число и сроки выполнения соревнований, их градацию; результаты, которые обязан достигнуть спортсмен на поставленных этапах годичной тренировки в классических упражнениях; контрольные нормативы в специально - добавочных упражнениях; систему медицинского контроля; требуемые знания по теории и методике тренировки, гигиене и самоконтролю.
Подготовка пауэрлифтеров основывается в виде тренировочных циклов, цель которых приобретение высокого спортивного результата к назначенному времени. Каждый тренировочный цикл складывается из периодов развития спортивной формы, её стабилизации и временной утраты. Эти периоды принято именовать соответственно подготовительным, соревновательным и переходным. В совокупности эти три периода составляют тренировочный цикл, или как его называют, большой цикл [26].
Глубокий учебный цикл подготовки подразделяют на ежемесячные циклы, а последние на недельные. При этом надлежит иметь в виду, что под месячным циклом предполагается четырехнедельная подготовка, а намечаемая на месяц тренировочная работа делится на четыре недели. За счет других 2-5 дней месяца (за 11 месяцев тренировок это составляет приблизительно 25 дней) предполагают короткие переходные периоды после каждого тренировочного цикла.
Задача подготовительного периода (периода основательной подготовки) – организовать фундамент спортивной формы и снабдить её конкретное становление. В этот период случается приспособление организма к тренировочным влияниям и добивается поставленный (необходимый на данном этапе) уровень подготовленности атлета. Для этого спортсмену обычно довольно 1-2 месяцев не превышать эти сроки.
В подготовительном периоде спортсмен улучшается в технике классических и специально добавочных упражнений, регулирует спортивную фигуру (поднимая штангу большого, субмаксимального и даже предельного весов в классических и специально – вспомогательных упражнениях). Подготовительный момент обычно различается незначительным размером тренировочной нагрузки и постепенным ростом интенсивности.
Цель соревновательного периода – достигнуть значения высшей спортивной формы и гарантировать её реализацию в спортивных достижениях.
Для непосредственной подготовки (подведения) к соревнованиям в пауэрлифтинге применяются обычно 4 недели; этот период подготовки и принято считать соревновательным. Если же атлет участвует в соревнованиях без предшествующей специальной подготовки, то такой этап тренировки нельзя назвать соревновательным. Для соревновательного периода характерны меньший объем нагрузок и максимальная её интенсивность.
Подготовительный и соревновательный периоды не должны ограничиться некими определенными сроками, переход от одного к другому исполняется постепенно.
Задачи переходного периода – вывести «перетренировку», передохнуть к началу занятий в новом тренировочном цикле и сохранить натренированность на довольно высоком уровне. Уменьшив долю специальной подготовки, вес штанги, используя многообразные упражнения, атлет гарантирует себе активный отдых. Резко уменьшать тренировочную нагрузку или прекращать занятия на долгий срок не желательно.
Длительность переходного периода составляет 5 дней – после первого, 7 дней – после второго, 10-14 дней – после третьего и четвертого тренировочных циклов и 30 дней после завершения заключительных соревнований сезона [22].
Длительность каждого тренировочного цикла в пауэрлифтинге составляет 2-3 месяца, впрочем в отдельных случаях она может быть и другой. Так, если 1-й месяц, представляется подготовительным, а 2-ой соревновательным периодом, то тренировочный цикл составляет 2 месяца. Если же подготовительный период охватывает 2 месяца, а соревновательный 1 или наоборот (в тех случаях, когда два ответственных момента соревнования идут друг за другом приблизительно через месяц), то тренировочный цикл оценивается в 3 месяца. Но вот другой пример: обычно подготовительный период содержит 2 месяца, а соревновательный 1 или наоборот (в тех случаях, когда два серьезных соревнования идут друг за другом приблизительно через месяц), то тренировочный цикл составляет 3 месяца. И если после этого следуют (с интервалом 30-40 дней) два ответственных соревнования, то продолжительность тренировочного цикла уже может составлять около 5 месяцев.
Годичное планирование должно предугадывать такое число состязаний, которое обеспечивало бы рост спортивного профессионализма пауэрлифтера; в то же время не следует, и перегружать дневник соревнований. Промежуток между состязаниями должны обеспечивать обстоятельства для сохранения и развития спортивной формы.
Таким образом, для правильной концепции годичного цикла тренировки, нуженхорошо продуманный календарь соревнований, который способствует типичному ходу процесса тренировки и наибольшему росту спортивных результатов.
За весь год пауэрлифтер должен принять участие не менее чем в 5 состязаниях, из которых обычно отделяют 2-3 преимущественно ответственных для него. Только количество больших состязаний и обуславливает число тренировочных циклов в годичной подготовке, а интервалы между ними – их продолжительность.
Годичный цикл подготовки спортсмена не всегда наступает с началом календарного года. Организация работы и учебы, дневник соревнований спортсменов разнообразной квалификации основательно смещают начало и конец спортивного сезона. В связи с этим при описании планирования годичной тренировки уместно отметить месяцы последовательными номерами.
1.1.2 Общие требования к учебно-тренировочной работе
Основными видами проведения учебной и тренировочной работы в атлетических школах являются:
1) Ггрупповые теоретические занятия в виде бесед тренера-преподавателя и фельдшера.
2) Практические занятия и тренировки в согласовании с требованиями программы по расписанию, которое утверждается администрацией школы
3) Участие пауэрлифтеров в спортивных состязаниях.
4) Учебно-тренировочные занятия, которые проводятся на лагерных и учебно-тренировочных сборах.
5) Тренерская и судейская практика.
При организации учебно-тренировочных занятий применяется групповой способ обучения. Он приемлем тем, что при разучивании техники соревновательных упражнений все занимающиеся один за другим повторяют разучиваемое упражнение, и когда тренер-преподаватель показывает на ошибку, другие пытаются эту ошибку не осуществлять. Со временем занимающиеся начинают сами определять друг у друга допущенные ошибки и показывать их устранение. Это облегчает ход обучения и активизирует вырабатывание навыков.
Тренер-преподаватель учитывает индивидуальные особенности учащихся, давая дополнительные задания для самостоятельной работы и корректируя их нагрузку в ходе общих занятий.[15]
1.1.3 Планирование тренировочной нагрузки пауэрлифтеров на тренировочном этапе
Формирование спортивных групп, организация учебно-тренировочных занятий, исполнение учебно-воспитательного занятия с занимающимися исполняется дирекцией и тренерским советом спортивных школ. Это является одним из наиболее сознательных этапов координационной и методической деятельности всего коллектива. Тренировочные категории составляются из количества наиболее способных к занятиям пауэрлифтингом детей, подростков, юношей и девушек, а также спортсменов, перешедших из иных видов спорта, выявивших способности к пауэрлифтингу и отвечающих условиям по уровню спортивной и физической подготовленности для поступления в спортивные школы. В отдельных случаях учащиеся, не отвечающие соответственным требованиям, могут быть зачислены в учебную группу в порядке исключения по решению тренерского совета при условии, что эти занимающиеся обладают определенным разрядом и физическими данными, которые позволяют достичь необходимого значения спортивной подготовки в течение учебного года. В случае, если атлет имеет более высокий разряд, чем члены его учебной группы, и благополучно справляется с тренировочными нагрузками, он может быть перемещен на дальнейший год обучения с согласия тренерского совета и с разрешения врача. В случае, если он входит в главный состав сборной команды края (области) и выше и регулярно демонстрирует высокие результаты, то независимо от возраста он может быть зачислен в группу высшего спортивного мастерства.
При выполнении нормативов по спортивной подготовке нужно расценивать технику исполнения соревновательного упражнения, в первую очередность обращая вниманье на скоростно-силовые и координационные способности. Наряду с нормативами по спортивной подготовке при комплектовании учебных групп учитывается выполнение учащимися нормативов по общей физической подготовке. Набор и прием в спортивные школы исполняется приемными комиссиями этих школ. Прием обучающихся формируется приказом на основании протокола комиссии. Работа в спортивных школах проводится постоянно на основании этой программы. Зачислившиеся в спортивные школы распределяются по учебным группам с учетом возраста, уровня спортивной и общефизической подготовленности. Главными формами выполнения учебно-тренировочной работы в спортивных школах являются:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенов, М.О. Методика планирования параметров нагрузки в макроцикле пауэрлифтеров: сб. науч. тр. молодых ученых [Текст] / М.О. Аксенов - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2016.- 115с.
2. Бельский, И. Системы эффективной тренировки. Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг / И. Бельский. - М.: Издатель А. А. Згировский, 2018. - 384 c.
3. Беляев, В.С. Тяжелая атлетика. Техника классических упражнений: Учебное пособие [Текст] / В.С. Беляев, Л.М. Бибе, Р.Н. Болховский. - М.: МГПУ, 2016. -236с.
4. Борзов В. Секреты радости. Твой первый старт. Москва. «Физкультура и спорт», 2013
5. Бычков, А.Н. Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства [Текст] / А.Н. Бычков // Пауэрлифтинг: учебное пособие. - М., 2005. - 366с.
6. Воложанин, С.Е. Определение корреляции между упражнениями пауэрлифтинга и общей физической подготовки / С.Е. Воложанин //Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 13. - 343с.
7. Ворожейкин, О.В. Силовая подготовка пауэрлифтеров различной спортивной квалификации на основе индивидуальных тренировочных программ [Текст]: дисс. канд. пед. наук / О.В. Ворожейкин. - Санкт-Петербург, 2019. - 150с.
8. Всероссийские соревнования среди спортивных школ (Тула, 04 - 11 апреля)
9. Вячеслав, Кострюков und Андрей Пьянзин Силовая подготовка в пауэрлифтинге: моногр. / Вячеслав Кострюков und Андрей Пьянзин. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. - 144 c.
10. Глядя С.А., Стaров М.А., Бaтыгин Ю.В. Стaнь cильным!: Учебно-методичеcкое поcобие по оcновам пaуэрлифтингa. — Хaрьков.: «К-Центр»,2000.- 248с.
11. Гоггинс Стив. Деcятилетняя прогрaммa приcедов // Powerlifting USA. 2015. -№3. - 145с
12. Головихин, Евгений Прогрaммa по пaуэрлифтингу / Евгений Головихин. - М.: АВТОР, 2021. - 523 c
13. Дaльcкий, Д.Д. Оперaтивный контроль функционaльного cостояния пaуэрлифтеров [Текст] / Д.Д. Дaльcкий, В.Д. Зверев, Э.В. Нaуменко // Ученые зaпиcки универcитета имени П.Ф. Леcгaфтa. -2012. - №5(87). – 146с.
14. Дaльcкий, Д.Д. Оптимизaция тренировочных нaгрузок пaуэрлифтеров как профилaктика профеccиональных зaболевaний на оcнове воccтановительных методик [Текст] / Д.Д. Дальский, Э.В. Науменко, Л.Н. Плaтоновa, А.Ю. Бутов, Д.Д. Дaльcкий // Теория и прaктикa физ.культуры. - 2017. - №7. – 264с.
15. Дворкин, Л. С. Силовые единоборcтвa. Атлетизм, культуризм, пaуэрлифтинг, гиревой спорт / Л.С. Дворкин. - М.: Феникс, 2019. - 384 c.
16. Дорохов, Р.Н. Изменчивость силы и вaриaтивности в зaвисимости от состояния мышц [Текст] / Р.Н. Дорохов, Н.Р. Дорохов, А.Р. Дорохов // Биомеханика. Морфология. Спорт: сб. науч. тр., посв. 50-летию каф. анатомии, биомехaники и информaтики / под. ред. В.П. Губа, Р.Н. Дорохова, И.В. Строевой, Е.В. Алпaцкой; Смоленский ин-т физ. культуры. - Смоленск: [б.и.], 2019. – 121с.
17. Журaвлев И. «Пaуэрлифтинг». Спорт в школе, 2017. – 231с
18. Информaционный выпуск №23 янвaрь 2009г. Федерaция пaуэрлифтинга России. - Великий Новгород, 2009
19. Льдокова, Г.М. Преодоление сбивающих фaкторов в спорте (на примере соревновaтельной деятельности пауэрлифтеров) / Г.М. Льдокова, О.А. Разживин, К.Р. Волкова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - 590с.
20. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки [Текст] / Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 2017. - 285 с.
21. Мартын, В.Д. Тесты текущего контроля за специальной физической подготовленностью тяжелоатлетов высокой квалификации [Текст] / В.Д. Мартын // Наука в олимпийском спорте. - 2012. - № 1 – 277с.
22. Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г. — Ступко А. В./Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде
23. Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. — Авсиевич В. Н./Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на собственно-силовые способности юношей в неспецифических упражнениях
24. Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г. — Авсиевич В. Н./Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге
25. Муравьев В.Л. «Пауэрлифтинг путь к силе», М.: «Светлана П»,2016. – 112с
26. Научные статьи и сборники – пауэрлифтинг [электронный ресурс] URL https://www.twirpx.club/files/science/physical_training/powerlifting/?ft=article (дата обращения 03.04.22)
27. Паурлифтинг. Технические правила. Автор русского текста С.Г. Шантаренко. Федерация паурлифтинга России, 2010
28. Роберт Кеннеди, Мегги Гринвуд-Робинсон. Фитнесс тренинг. - Медиа Спорт 2018.
29. Шейко Б.И. Паурлифтинг, - Издание исследовательского отдела ЗАО БАМ Спорт сервис 2018
30. VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016) — Авсиевич В. Н. /Модель системы управления учебно-тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста спортсменов
31. XII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2020) — Култашов С. А./ Эффективность использования специальных вспомогательных упражнений в жиме штанги лежа при подготовке спортсменов высокой квалификации
32. Jesse, Russell Пауэрлифтинг / Jesse Russell. - М.: VSD, 2012. - 589 c.