Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время проблемы деятельности органов местного самоуправления в области градостроительства и комфортной городской среды, учитывая снижающийся уровень благоустройства большинства территорий муниципальных образований на фоне растущего дефицита местных бюджетов, систематические нарушения действующих нормативов и стандартов содержания, как дворовых территорий, так и общественных пространств, при растущих потребностях населения в качественной городской среде становятся одной из важнейших проблем территориального управления муниципальными образованиями и выдвигаются в число важнейших государственных масштабных программ развития России.
Именно в рамках системы стратегического планирования возможно формирование экономических и институциональных условий, необходимых и достаточных для того, чтобы обеспечить социально-экономическое развитие страны и ее регионов, его сбалансированный и устойчивый характер.
Цель курсовой работы состоит в исследовании системы стратегического и территориального планирования региона и разработке перспективных направлений развития организации территориального планирования в регионе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические и методические основы стратегического и территориального планирования экономического развития региона;
Провести анализ системы стратегического и территориального планирования экономического развития региона;
Разработать перспективные направления развития системы стратегического и территориального планирования.
Объектом исследования выступает система стратегического и территориального планирования в регионе.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе стратегического и территориального планирования в регионе Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых в области территориального стратегического планирования.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНА
1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Стратегическое планирование как способ обеспечения экономического развития берет свое начало в исследованиях организационного поведения. И только после осмысления возможностей этого вида планирования на уровне организаций можно говорить об использовании его применительно к территориям. Поэтому одним из вариантов теоретического обеспечения территориального развития можно считать ориентирование на разработки планирования на предприятиях и дальнейшее их совершенствование.
П. Хили дает определение стратегическому пространственному планированию как интерактивному социальному процессу, предполагающему формирование внимания и построение «сюжетных линий», способных помочь мобилизовать и скоординировать взаимодействие сторон в ходе разделения полномочий по управлению регионом [23, с.32].
В.Е. Селиверстов региональное стратегическое планирование определяет как процесс обоснования и выбора стратегических приоритетов и направлений устойчивого и эффективного развития региона в единстве социальных, экономических, научно-технических, экологических и институциональных факторов и условий, разработка на их основе управленческой политики и механизмов реализации, обеспечивающих конкурентоспособность социально- экономической системы региона и ее адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды [21, с.27].
По мнению В.Б. Зотова, «стратегическое планирование является важнейшей составной частью общей системы стратегического управления муниципальным образованием» и «предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние региона, его сильных и слабых сторон (преимуществ и недостатков) и активное использование этой информации для определения стратегии развития» [23, с.37].
В.А. Грищук отмечает, что стратегическое планирование, осуществляемое на местном уровне, является творческим процессом, учитывающим реакцию на все изменения, связанные с муниципальным образованием и органами его управления, а также внешней среды, в которой они находятся, и тем самым позволяет создать новый образ муниципалитета, более привлекательный для инвесторов, а стратегия развития позволяет инвесторам спрогнозировать возможные варианты развития и сопоставить свои цели с целями, предложенными муниципалитетом [22, с.21].
Как видно из представленных выше определений, теоретическое наполнение термина «стратегическое планирование» неразрывно связано с понятием «стратегия» и его видами. Так, согласно О.И. Шестак, стратегия социально-экономического развития региона является инструментом объединения ресурсов территориальных сообществ, согласованных с интересами государственного, торгового и некоммерческого секторов. Органам власти требуется соответствующая правовая база в реализации стратегий, в том числе для реализации совместных проектов с привлечением инвестиций [23, с.119].
Анализ подходов к формированию понятия стратегического планирования социально-экономического развития региона позволяет раскрыть его сущность. Такой вид планирования можно определить как деятельность органов местного самоуправления, обеспечивающую эффективность функционирования в долгосрочной перспективе и направленную на комплексное социально-экономическое
развитие региона с учетом изменений во внешней среде и принятием во внимание отраслевых интересов и приоритетов развития региона, частью которого является муниципальное образование.
Задачи территориального планирования определяются на основании общепринятых принципов и подходов к планированию территориального развития.
Цель территориального планирования состоит в максимально эффективном использовании внутреннего потенциала городского поселения, для которого разрабатывается документ, и усилении его позиции среди других районов при одновременном существенном улучшении качества жизни проживающего в нем населения.
Основными принципами стратегического планирования, по мнению А.В. Шарнина, являются следующие принципы, объединенные в группы:
универсальные принципы, характерные для любого вида планирования (принципы целенаправленности, непрерывности и системности);
принципы, рассматривающие муниципальный уровень как административно-территориальную единицу и как уровень управления (принципы синхронизации, гармонизации, легитимности и субсидиарности);
собственно стратегические принципы, описывающие специфику стратегического планирования социально-экономического развития региона (принципы социальности и адаптивности) [21, с.14].
Цели территориального планирования представлены в приложении.
Рисунок 1 – Основные цели территориального планирования [18]
Территориальное планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным в соответствии с решаемыми задачами. Долгосрочное планирование рассчитано на десять лет.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – 172-ФЗ) законодательно установил единые для всех участников стратегического планирования принципы, в том числе на муниципальном уровне. Согласно ст. 7 данного Федерального закона, организация и функционирование системы стратегического планирования базируются на принципах единства и целостности, разделения полномочий, преемственности и преемственности, сбалансированности системы стратегического планирования, эффективности и результативности, ответственности участников, прозрачности, реалистичности, ресурсообеспеченности, измеримости целей, соответствия показателей целям и программно-целевому принципу. Лишь при условии соблюдения вышеуказанных принципов органами местного самоуправления возможны осуществление связи стратегического и бюджетного планирования, согласованность целей, задач и приоритетов социально-экономического развития региона с целями, задачами и приоритетами развития субъекта Российской Федерации, федерального округа и России в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 24 апреля 2020 г.). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 28.06.2014 № 172-ФЗ - Режим доступа: Справочно-правовая система (СПС) «Гарант».
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 года N 638 (с изменениями на 28 июля 2020 года) - Режим доступа: Официальный портал Республики Тыва http://gov.tuva.ru,
6. Стратегия социально-экономического развития Муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» на период до 2024 года [Электронный ресурс]: утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 23 декабря 2011 года № 733 «Об утверждении схемы территориального планирования Республики Тыва» - Режим доступа:
7. Официальный сайт администрации Муниципального района «Монгун- Тайгинский кожуун Республики Тыва».
8. Стратегия пространственного развития России [Электронный ресурс]:
9. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/sd/indexd
10. Прогноз социально-экономического развития Муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» на период до 2030 года [Электронный ресурс]: утвержден постановлением администрации Муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» от
11. 28 декабря 2017 г. № 1473 // Официальный сайт администрации Муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва».
12. О внесении изменений в структуру и схему управления администрации Муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» [Электронный ресурс]: решение Совета депутатов Муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» от 1 ноября 2019 г. № 276 // Совет депутатов Муниципального района «Монгун- Тайгинский кожуун Республики Тыва».
13. Аксенова, Е.Г., Антонова А.В. Основные направления развития территории городских и сельских поселений Белокалитвинского района Ростовской области/Аксенова Е.Г., Антонова А.В./Экономика и экология территориальных образований. 2017. № 4 (3). С. 91-101.
14. Белкина, Т.Д. Методология анализа сбалансированности социальных и экономических функций городов России в контексте стратегического планирования. / Автореф… дис. д-ра эконом. наук. - М.:, 2017. - 40 c.
15. Бочарова, А.А., Прасолова Л.В. Совершенствование инструментов управления социально-экономическим развитием региона // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 3. С. 87-92.
16. Величенко, Е.А. Совершенствование инструментария индикативного планирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов. / Автореф… дис. канд. эконом. наук. - Махачкала, 2018. - 24 c.
17. Деньщикова, А. В. Анализ кадастровых работ в системе рационального использования территории / А. В. Деньщикова, Н. Г. Овчинникова // Студенческие научные работы землеустроительного факультета : сборник статей по материалам Международной студенческой научно-практической конференции. — Краснодар, 2019. — С. 211–215.
18. Комплексное освоение территорий подлежащих застройке. Аксёнова, Е.Г., Наон А.А., Бусыгина Н.Г. / В сборнике: Кадастровое и эколого- ландшафтное обеспечение землеустройства в современных условиях Материалы международной научно-практической конференции факультета землеустройства и кадастров ВГАУ. 2018. С. 15-18.
19. Комплексное освоение территорий подлежащих застройке. Аксёнова, Е.Г., Наон А.А., Бусыгина Н.Г. / В сборнике: Кадастровое и эколого- ландшафтное обеспечение землеустройства в современных условиях
20. Материалы международной научнопрактической конференции факультета землеустройства и кадастров ВГАУ. 2018. С. 15- 18.
21. Лазарев, В.В., Лазарева И.В., Мельникова Г.Л. Геодинамические и социокультурные закономерности хода расселения - фундаментальная основа теории градостроительства. Академия. Архитектура и строительство. 2017, № 2, C. 90-94.
22. Маленков, Ю. А., Стратегический менеджмент: учебник по специальности "Менеджмент организации" / Ю. А. Маленков. - Москва: Проспект, 2011 [т.е. 2010]. - 224 с
23. Намятова, Е.И., Адрианов В.О., Аксёнова Е.Г. Планирование современного использования территорий в условиях градостроительного развития города / Намятова Е.И., Адрианов В.О., Аксёнова Е.Г. / В книге: Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях материалы научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2018. С. 231-233.
24. Новиков, О. А. Коммерческая деятельность производственных предприятий: учебник. СПб., 2018. С.416
25. О плане мероприятий по реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025
26. года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 05.06.2017 г.
27. № 1166-р (ред. от 27.08.2018) / СПС Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
28. Овчинникова, Н. Г. Практические подходы к устойчивому развитию сельских территорий в России / Н. Г. Овчинникова, Т. С. Водолазская // Экономика и экология территориальных образований. — 2020. — Т. 4, № 3(14). — С. 25–37
29. Овчинникова, Н. Г. Пути совершенствования принципов рационального использования земельных ресурсов / Н. Г. Овчинникова, Н. В. Алиева // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. — 2020. —Т. 13, № 2. — С. 52–56.
30. Прогноз социально-экономического развития Муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы [Электронный ресурс]: утвержден постановлением администрации Муниципального района «Монгун- Тайгинский кожуун Республики Тыва» от 14 ноября 2019 г. № 2037 // Официальный сайт администрации Муниципального района «Монгун- Тайгинский кожуун Республики Тыва».
31. Рой, О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. 331 с.
32. Сысолятин, А.В. Оценка эффективности сбытовой деятельности предприятия // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 4 (34). С. 85-87.
33. Симонова, А. А. Проблема неполноты сведений информационного банка данных Единого государственного кадастра недвижимости / А. А. Симонова, К. В. Тихонова // Экономика и экология территориальных образований. - 2017. - № 3. - C. 123-128.
34. Система муниципального управления: учебник / коллектив авторов; под ред. В.Б. Зотова; рук. авт. кол. Р.В. Бабун. М.: КНОРУС, 2018. 680 с.
35. Тавокин, Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 216 с.
36. Тихонова, К. В. Анализ проблем информационной наполненности учетно-регистрационной системы и ее роль в различных аппаратах управления
37. / К. В. Тихонова, Е. В. Кочетова, С. С. Кочетов // Экономика и экология территориальных образований. - 2018. - № 4(7). - С. 34-44.
38. Чешев, А. С. Оптимизация процесса внесения сведений в ЕГРН на основе результатов комплексных кадастровых работ / А. С. Чешев, К. В. Тихонова, В. Я. Ксенз // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: социально-экономические науки. - 2018. - № 2. - С. 92-97.
39. Healey P., Khakee A., Motte A., Needham B. Making Strategic Spatial Plans: Innovation in Europe. L.: UCL Press, 1997. P. 314.
40. Swanger D. The importance of planning// Huffpost. 2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.huffingtonpost.com/dr-dustin-swanger/the-importance- of-plannin_b_8076794.html