Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В XXI веке атомная энергетика является неотъемлемой частью энергетической системы практически всех развитых государств. Даже несмотря на наметившуюся среди части европейских стран, использующих атомную энергию, тенденцию по постепенному сокращению или полному отказу от использования атомных электростанций, большинство стран мира считают атомную энергетику одним из наиболее перспективных направлений производства энергии. Это обусловлено множеством факторов, среди которых можно выделить следующие. Первое - это отсутствие в необходимом объеме альтернативных источников энергии на территории многих государств. Второе - потребность в большом количестве энергии на какой-либо труднодоступной территории. Наконец, третье - это довольно небольшие объемы используемого топлива для производства энергии. Еще одним фактором, как бы парадоксально это ни звучало, является экологическая чистота производства. Для пояснения последнего довода необходимо указать, что при производстве одинакового количества энергии АЭС выбрасывает меньше радиоактивных веществ в атмосферу, чем тепловые электростанции при сжигании угля, кроме того, при работе АЭС не образуются продукты горения, в огромных количествах выделяемые ТЭС при сжигании угля или мазута.
Несмотря на эффективность атомной энергетики для удовлетворения все возрастающих потребностей современного общества в энергоресурсах, развитые страны стараются ограничить использование «мирного атома». К примеру, еще в 1990 году Италия закрыла все свои АЭС и стала первой страной, полностью отказавшейся от использования атомной энергетики. На референдуме в 2011 году более 90% граждан Италии высказались против возобновления ее использования. Германия в настоящее время планирует полностью остановить эксплуатацию атомных электростанций и ядерных реакторов с 2022 года, а Правительством Швейцарии в 2011 году принято решение об отказе от атомной энергетики и остановке реакторов на четырех АЭС, имеющихся в Швейцарии и дающих около 40% электроэнергии, к 2034 году. Правда, на референдуме, проведенном осенью 2016 года, граждане Швейцарии высказались против ускоренной остановки устаревших реакторов.
По данным Организации Объединенных Наций, сегодня в мире 439 энергетических ядерных реакторов производят около 16% мировой электроэнергии . Подобная мировая статистика коррелируется с национальной: ровно столько же составляет доля выработки электроэнергии атомными станциями в России ; в США - около 20% всей производимой электроэнергии дает атомная энергетика .
В Российской Федерации действуют 33 ядерных энергетических блока. Атомная отрасль России не стоит на месте: в течение ближайших 20 лет количество действующих энергоблоков увеличится более чем на треть .
При обсуждении вопросов использования атомной энергии аспекты безопасности всегда выходят на первый план. По мнению советника генерального директора НИЦ «Курчатовский институт» В. Сидоренко, «обостренное внимание и обеспокоенность населения опасностью использования атомной энергии определяются, с одной стороны, исторически произошедшей демонстрацией последствий применения ядерного оружия и, с другой стороны, уникально высокой возможностью средств обнаружения ядерного излучения, несравнимой с возможностями фиксации опасных факторов в других технологиях, а также нечувствительностью к ним естественных органов чувств человека» .
По словам главного редактора журнала «Энергетическое право» П.Г. Лахно, «специфика продукции энергетического сектора - энергии во всех ее проявлениях - ... обусловила признание за энергетической отраслью функции базовой отрасли экономики и основы государственной экономической безопасности» . В свете вышеизложенного обеспечение безопасного и поступательного развития топливно-энергетического комплекса во всем его многообразии является главным направлением государственной политики.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства регулирующего основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации.
Целью настоящего исследования является изучение вопросов государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации.
В связи с этим нами ставятся следующие задачи:
рассмотреть основы безопасности в атомной области;
раскрыть вопросы регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
охарактеризовать обращение с отработавшим (или облученным) ядерным топливом;
изучить основания для ввоза ОЯТ на территорию России
Методы исследования. Методологической основой исследования послужил общенаучный диалектический метод, а также социологический, статистический, формально-логический, системно-структурный, историко-правовой и др.
Структура работы включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, списка использованной литературы.
1. Основы государственной политики в области использования атомной энергии
1.1. Основы безопасности в атомной области
Стоит отметить, что регулирование безопасности в энергетике в целом основывается на сходных посылках. Так, повышение уровня безопасности в атомной (нефтяной, газовой и др.) отрасли подразумевает стремление избежать несчастных случаев, которые могут причинить вред здоровью, окружающей среде и экономическим ценностям . Конечно, в первую очередь такая проблема носит технологический характер, т.е. максимально возможное обеспечение минимального количества аварий. Однако процесс установки оборудования, его эксплуатации лежит на человеческих плечах, что неминуемо заставляет задумываться о возможных отклонениях от установленного порядка. Именно поэтому в центр культуры любой организации, принадлежащей к международной ядерной индустрии, помещена безопасность. В этом находят свое отражение представления человека о значительном разрушительном потенциале ядерной энергии в условиях потери контроля, и осознание того факта, что строгое внимание к безопасности является существенным для получения выгод от использования этого вида энергии.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1.Постановление Правительства РФ от 9 января 2004 года N 6 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию ядерного топлива исследовательских реакторов, произведенного в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 3. Ст. 204.
2.Конвенция о ядерной безопасности от 17 июня 1994 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/circ449.pdf. (дата обращения: 07.03.2018).
3.Концепция внешней политики Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 12 февраля 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/ (дата обращения: 07.03.2018).
4.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537. СПС «Консультант Плюс».
5.Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2030 года: утв. Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 48. Ст. 5836.
6.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным агентством по атомной энергии о создании на территории Российской Федерации физического запаса низкообогащенного урана и поставках низкообогащенного урана из него Международному агентству по атомной энергии для его государств-членов. Международный центр по обогащению урана. URL: http://www.iuec.ru/files/IAEA_agree ment_rus.pdf 70733 (дата обращения: 07.03.2018).
Монографии, учебная литература и статьи в периодической печати
7.Агапов А.М., Новиков А.Г. О ядерной и радиационной безопасности: современные представления, состояние, задачи и методы обеспечения. Обнинск: ФГОУ «ГЦИПК», 2007. С. 5.
8.Борталевич С.И. Энергетическая безопасность как фактор социально-экономического развития регионов // Проблемы современной экономики. 2011. N 4. С. 249.
Во Францию доставлена очередная партия итальянского ОЯТ // Российское атомное сообщество. 2015. 1 октября. URL: http://www.atomic-energy.ru/news/2015/10/01/60151 (дата обращения: 07.03.2018).
9.Государственная программа Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»: утв. Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2014 г. N 506-12.
10.Гудков И.В., Лахно П.Г. Энергетическая стратегия России в системе программных документов: внутригосударственные и международные аспекты // Энергетическое право. 2010. N 1. С. 7.
11.Косен К. Регулирование безопасности в нефтяной отрасли // Энергетическое право. 2012. N 2. С. 14 - 29.
12.Кузьмин Э.Л., Каграманов А.К. Глобальная энергетическая безопасность и трубопроводный транспорт. Политико-правовой аспект. М.: Научная книга, 2009. С. 15.
13.Кавешников Н.Ю. Многоликая энергетическая безопасность // Международная жизнь. 2011. N 12. С. 89.
14.Кожевников К.К. Энергетическая безопасность в сфере использования атомной энергии: международные и внутригосударственные аспекты // Юридический мир. 2014. N 6. С. 30 - 33.
15.Кулагин В.А., Кулагина Т.А., Матюшенко А.И. Переработка отработавшего ядерного топлива и обращение с радиоактивными отходами // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Техника и технологии. 2013. Т. 6. N 2. С. 123 - 149.
16.Новоселова М.А. Внутригосударственные право и закон: источник официальной легитимации угроз национальной безопасности или средство защиты от них? // Международный студенческий научный вестник. 2015. N 6. С. 155.
17.Официальный сайт ОАО «Концерн Росэнергоатом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosenergoatom.ru/ (дата обращения: 07.03.2018).
18.Официальный сайт ОАО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (ОАО «Концерн Росэнергоатом»). URL: http://www.rosenergoatom.ru/ (дата обращения: 08.03.2018).
19.Обзор ядерных технологий - 2016: Доклад Генерального директора МАГАТЭ, пункт 5. URL: https://www.iaea.org/About/Policy/GC/GC60/GC60InfDocuments/Russian/gc60inf-2_rus.pdf (дата обращения: 07.03.2018).
20.Путин В.В. «Группа восьми» на пути к саммиту в Санкт-Петербурге: вызовы, возможности, ответственность // Российская газета. 2006. 1 марта. С. 3.
21.Российско-американское межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 11 января 2011 года (официально не опубликовано). URL: http://garant.ru/produkts/ipo/prime/doc/2470385/#2470385 (дата обращения: 08.03.2018).
22.Сидоренко В. Стратегия и пути. Безопасность использования атомной энергии. Основные понятия и цели // Росэнергоатом. 2012. N 3. С. 5.
23.Савельев В.А. Методика оценки энергетической безопасности регионов на примере Ивановской области // Повышение эффективности работы энергосистем. Тр. ИГЭУ. Вып. 5. М.: Энергоатомиздат, 2002. С. 56.
24.Супатаева О.А. Регулирование безопасности при использовании атомной энергии // Предпринимательское право. 2016. N 3. С. 15 - 17.
25.Хаммонд Э. Атомная энергия в Соединенных Штатах Америки: Обзор // Энергетическое право. 2014. N 1. С. 15.
26.Хлопков А. Российско-американское Соглашение 123 вступило в силу: чего ожидать? URL: http://ceness-russia.org/data/doc/11-01-11-US-Russian-123-Agreement.pdf (дата обращения: 08.03.2018).
27.Яковлев И. Несколько тонн иранского низкообогащенного урана могут оказаться под Ангарском. URL: http://bellona.ru/2015/07/30/1438001412-97/ (дата обращения: 08.03.2018).
28.Ядерная безопасность [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/development/progareas/global/nuclear.shtml (дата обращения: 07.03.2018).