Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сфера труда является основной сферой деятельности практически любого человека и, уж без всякого сомнения, одной из главных сфер функционирования общества в целом. Ценностные приоритеты, содержательное наполнение трудовых прав человека все больше перемещаются из сферы экономической и физической безопасности (хотя она также сохраняет свою актуальность) в сферу "качества трудовой жизни". В качестве одной из главных задач МОТ сегодня рассматривает реализацию концепции "достойного труда".
К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на то, что в этом направлении делаются определенные шаги, страна еще очень далека от заявленного в Конституции положения, которое пока остается лишь целью, "путеводной звездой".
На данном этапе развития российского общества обозначились некоторые новые проблемы, которые требуют своего осмысления. Некоторые из них являются объективным отражением необходимой в определенных пределах диверсификации в регулировании трудовых отношений, некоторые носят субъективный характер.
В условиях очевидного спада интереса государства к эффективному регулированию отношений в сфере труда, отсутствия в этой сфере комплексного подхода и жесткого централизованного регулирования, надзора и контроля, характерного для довольно длительного периода российской истории, работодатели не всегда заинтересованы в четком следовании нормам официально действующего законодательства.
Одним из общепризнанных условий эффективности социального государства, условий решения многих его задач, является механизм социального партнерства.
Современная практика социального партнерства строится на принципе равноправия сторон, их взаимном интересе в укреплении деловой репутации компании и повышении благосостояния работников. Коллективные договоры в крупнейших российских компаниях содержат нормы, повышающие гарантии трудовых прав работников, а также восполняющие пробелы в трудовом законодательстве. Поскольку трудовым законодательством предусмотрены лишь общие положения об оплате труда и премировании, индексировании заработной платы и другие вопросы оплаты труда, коллективные договоры призваны осуществлять первичное правовое регулирование в этой сфере. Через акты социального партнерства объединения профсоюзов и работодателей оказывают влияние на содержание государственного регулирования. Сформулированы рекомендации и предложения по развитию социального партнерства и, в частности, участию в нем работодателей и их объединений. Создавать отраслевые объединения работодателей на уровне муниципальных образований целесообразно только в том случае, если там имеются соответствующего уровня органы власти и управления, в подчинении которых находятся организации, например, в образовании, здравоохранении, коммунальном и бытовом обслуживании.
Всё вышеизложенное, а также совершенствование правового регулирования социального партнёрства, обуславливает важность и актуальность рассматриваемой темы курсового исследования.
Объект исследования - социальное партнерство, предмет - трудо-правовые аспекты социального партнерства в сфере государственной гражданской службы
Целью курсовой работы является исследование социального партнёрства: трудо-правовые аспекты.
В соответствии с целями в ходе исследования будут решены следующие задачи:
1. Рассмотреть историко-правовое развитие социального партнёрства.
2. Охарактеризовать социальное партнерство в сфере труда и его особенности.
3. Изучить социальное партнерство в сфере государственной гражданской службы
4. Исследовать проблемные вопросы реализации международных инициатив по развитию социального партнёрств
Глава 1. Социальное партнёрство: трудо-правовые аспекты
1.1. Историко-правовое развитие социального партнёрства
Развитие современных исследований в трудовом праве, безусловно, не могло бы осуществляться, если бы не использовалось научное наследие выдающихся ученых, создавших фундамент науки трудового права и права социального обеспечения.
Одним из таких ученых, оставивших исследователям свои научные труды, была Вера Николаевна Толкунова, столетие со дня рождения которой отметили трудовики России в октябре 2014 г.
Она занималась широким кругом проблем в трудовом праве. Ею был подготовлен курс лекций и выпущено несколько учебников по трудовому праву (некоторые из них совместно с К.Н. Гусовым). Отдельные ее работы были посвящены правовому регулированию труда женщин, трудовым спорам, коллективно-договорному регулированию труда.
Исследование коллективно-договорного или, как принято называть, социально-партнерского регулирования трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений особенно активно ведется более 20 лет. Написано много научных статей, диссертаций, монографий не только представителями науки трудового права, но и политологами, социологами, экономистами и другими специалистами .
Идеи социального диалога и социального партнерства продолжают исследовать современные ученые.
Придавая огромное значение проблемам социального диалога для достижения социального мира на производстве, современные ученые уделяют внимание развитию идей социального партнерства в России.
Возникновение идей социального партнерства в России является заключение первого коллективного договора между Бакинскими рабочими-нефтяниками и нефтепромышленниками, названый "Мазутной конституцией" . Этот коллективный договор вступил в силу с 1 января 1905 г. и стал распространяться на рабочих и мастеровых нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.
Заключению этого коллективного договора предшествовала грандиозная стачка рабочих-нефтяников. Нефтяная отрасль несла огромные потери. Поэтому в результате длительных переговоров в конце декабря представители рабочих, которые еще не были объединены в профсоюз, сумели добиться невиданных по тем временам финансовых уступок, которые составляли 150 тыс. руб. в месяц или около 2 млн. руб. в год.
Таким образом, с 1 января 1905 г. были внесены изменения в условия труда рабочих нефтяной и газовой промышленности. Именно с того времени во главу угла были поставлены те главные составляющие социального диалога, о которых сегодня говорит МОТ, - это переговоры, консультации и информация. И непременно присутствовал взаимный интерес. Доведенные до отчаяния рабочие в ходе протестных действий сожгли 225 нефтяных вышек, добыча нефти упала на 30 пудов . В этой связи нефтепромышленники вынуждены были пойти на уступки рабочим и подписать коллективный договор, в котором предусмотрели установление девятичасового рабочего дня, а накануне праздников - восьмичасового, увеличения заработной платы и ее регулярной выплаты.
Исследуя историю возникновения и развития социального партнерства как способа регулирования трудовых отношений, А.И. Шебанова называет первый в России нормативный акт о коллективных договорах, Положение о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда от 2 июля 1918 г. В нем были сформулированы основные направления и методы правового регулирования отношений в сфере труда, которые получили отражение и в КЗоТ 1918 г .
В те первые годы советской власти государство, осознавшее дореволюционный опыт борьбы трудящихся за свои права, при регулировании трудовых отношений предпочтение отдавало защите прав работников. Поэтому КЗоТ 1918 г. предусматривал правило, в соответствии с которым при невозможности достигнуть соглашения с руководителем предприятия профсоюз, представляющий интересы работников, мог самостоятельно подготовить проект коллективного договора и представить его на утверждение Народного комиссариата труда.
В настоящее время ситуация изменилась. Представители работников и работодателей выступают, руководствуясь принципом равноправия сторон, и должны уважать и учитывать интересы друг друга. Неизменной осталась норма о том, что условия коллективного договора и соглашения не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор либо соглашение, они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).
1.2. Социальное партнерство в сфере труда и его особенности
Политическим предметом партнерства субъектов всех уровней являются проблемы разграничения полномочий, зон влияния и ответственности, нормативно-правовой основы властно-политической деятельности.
Предметная область всех отношений социального партнерства в духовно- идеологической сфере охватывает проблемы участия в творческих, информационных и других проектах, а также распределения бюджетных средств.
Предметом социального партнерства в производственно-экономической сфере выступают отношения по поводу владения, пользования, распоряжения собственностью, проблемы прибыли, кредитной и налоговой политики, инвестиционной деятельности, организации и безопасности труда.
В социальной сфере предметом социального партнерства выступают проблемы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, демографические, миграционные процессы, проблемы занятости и безработицы, развития жизненных сил человека.
Таким образом, предмет отношений социального партнерства всех видов и уровней – качество жизни человека, цивилизованность общества и комфортность среды обитания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. Женева. Международное бюро труда. 1991. С. 1883 - 1887.
2. Трудовой кодекс РФ Собрание законодательства РФ. - 7 января 2001 года - № 1(ч.1) ст. 3.
3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 176-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе (Конвенции N 151)" // СЗ РФ. 2014. N 26 (ч. I). Ст. 3382.
4. Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.
5. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы // СПС "КонсультантПлюс".
6. Московского трехстороннего соглашения на 2016 - 2018 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 15.12.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
7. Отраслевое тарифное соглашение по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2014 - 2016 годы (утв. Горно-металлургическим профсоюзом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России" 23.12.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Литература
8. Гусов К.Н. Трудовое право России / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. - М.: Проспект, 2013.
9. Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2014. N 6.
10. Коллективный договор ОАО "РЖД" на 2014 - 2016 гг. URL: http://zszd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4155 (дата обращения: 07.12.2014).
11. Кудрин С.М. О некоторых правовых проблемах социального партнерства на государственной службе // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 2.
12. Миннигулова Д.Б. Становление социального партнерства на государственной гражданской службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 4.
13. Миннигулова Д.Б. Социальное партнерство на государственной гражданской службе: юридические аспекты // Административное право и процесс. 2013. N 12.
14. Первые рабочие союзы нефтяников и "Мазутная конституция" (Баку, 1906). URL: http://www.ourbaku.com/index.php5/ (дата обращения: 07.12.2014).
15. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. И.Н. Барцица. М.: РАГС, 2017.
16. Сошникова Т.А. Социальное партнерство как важный элемент механизма защиты трудовых прав работников // Трудовое право России и стран Евросоюза: Сб. ст. / Под ред. Г.С. Скачковой. М.: РИОР; Инфра-М, 2012.
17. Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. М.: Проспект, 2015. С. 132.
18. Шебанова А.И. Возникновение, развитие и значение социального партнерства как способа договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений // Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации / Под ред. Т.А. Сошниковой. М.: Изд-во Моск. гуманит. унта, 2017. Ч. 1: Доклады и материалы.