Фрагмент для ознакомления
2
Библейские истории и события из Ветхого и Нового Заветов вдохновили многих художников на создание картин и графических листов.
При создании иллюстративных образов Ветхого Завета художники, графики и скульпторы больше обращались к женским персонажам того времени, например: Лилит, Ева, Далила, Юдифь, Есфирь.
Новозаветные события в работах художников во многом продолжили традиционную средневековую иконографию, и, конечно же, произведения искусства были созданы на основе визуального развития текстов Библии. Большинство новозаветных библейских историй состоят из евангельских историй, которые непосредственно связаны с жизнью Иисуса Христа.
Конечно, создатели четырех канонических Евангелий - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна - являются главными умами, которые послужили созданию христианского визуального искусства.
Образы Апокалипсиса также являются одним из основных библейских сюжетов в живописи и графике. Они послужили первоисточником для европейского романского и готического искусства в работах над тематическими картинами, вызывающими страх перед Концом света и Адом, и такие картины были очень значимы в религиозном средневековом искусстве.
Одним из самых известных художников, в основе творчества которого лежат библейские сюжеты, является Рафаэль Санти (1483 – 1520). Имя Рафаэля в мировой истории искусства связано с идеей возвышенной красоты и гармонии. Его искусство чрезвычайно гармонично, дышит внутренним покоем, духовной чистотой, душевным покоем. За свою короткую жизнь Рафаэль создал множество станковых картин, всемирно известных фресок, превосходных портретов. Универсально одаренная личность, как и многие другие мастера итальянского Возрождения, Рафаэль был также архитектором и руководил археологическими раскопками.
Сюжеты произведений Рафаэля разнообразны, но на протяжении всей своей жизни художника особенно привлекал образ Божьей Матери. Рафаэля заслуженно называли "мастером мадонн", его картины "Мадонна Конестабиле", "Сикстинская Мадонна", "Мадонна в зелени", "Мадонна в кресле" получили всемирную известность.
Преждевременная смерть помешала Рафаэлю получить беспрецедентную награду для художника и стать кардиналом.
Цель данного исследования 0 проанализировать библейские сюжеты в творчестве Рафаэля Санти.
Объект исследования – творчество Рафаэля Санти
Предмет исследования – библейские сюжеты в творчестве Рафаэля Санти.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть библейские сюжеты в творчестве художников
2. Охарактеризовать жизнь и творчество Рафаэля Санти
3. Проанализировать библейские сюжеты в работах Рафаэля Санти.
Методологические подходы и методы исследования. Для раскрытия темы были использованы традиционные принципы объективности и историзма, позволившие проанализировать содержание и идейную составляющую художественных произведений.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников, альбом иллюстраций.
Глава 1. Теоретические основы исследования библейских сюжетов в творчестве Рафаэля Санти
1.1. Обзор библейских сюжетов в произведениях живописцев
Для современной аудитории библейские повествования, которые появляются в западном искусстве от Средневековья до современной эпохи, могут показаться непроницаемо неясными. Повсеместное использование изображений Нового и Ветхого Завета в искусстве проистекает из необходимости визуально иллюстрировать и духовно вдохновлять в основном неграмотную аудиторию скорее эмоциональным, чем интеллектуальным способом [2].
В этих повествованиях существует иерархия, которая в первую очередь диктовалась физическими пространствами, в которых они должны были появиться. Сцены, считавшиеся наиболее важными, занимали видные фокусные точки церкви или алтаря, а те, что имели меньшее значение, расходились наружу. Возьмем цикл фресок 14-го века, который первоначально украшал апсиду молельни Порро в Мочироло. Сам выбор библейских отрывков и их размещение в часовне указывают на духовные ценности людей, заказавших украшение. Распятие занимает самое большое место на задней стене; над этой сценой, на сводчатом потолке, Христос поднимает руку в акте благословения или суда, в то время как повествования о ранней жизни Христа появляются на каждой боковой стене [4].
Визуальный материал, предлагаемый Библией, огромен, и хотя большая часть истории искусства посвящена христианским темам, этот список предлагает введение в наиболее важные религиозные сюжеты в западном искусстве. В современную эпоху художники адаптировали эти истории для новых целей, будь то для комментариев к текущим событиям или в качестве аллегорий для своих собственных целей. Таким образом, одни и те же сцены неоднократно появляются — в радикально разных обличьях — на протяжении всей истории искусства по мере развития тенденций и изменения навыков.
Согласно Ветхому Завету, Бог сотворил мир за семь дней. Много христианского искусства, однако фокусируется на окончательном сотворении человека [7].
Одно культовое изображение стало примером божественного сотворения человечества: "Сотворение Адама" Микеланджело (1511-12), центральный мотив на потолке Сикстинской капеллы. Хотя это стало одним из самых пародируемых мотивов в истории искусства, невероятная необычность фрески проистекает из ее эмоционально заряженного представления момента, когда Бог, необычно представленный в человеческом облике, дает жизнь человечеству через протянутые кончики пальцев Адама.
Чаще всего художники предпочитают пышные образы Адама и Евы в их эдемском раю, часто в окружении животных. Лукас Кранах—старший
сделал несколько версий на эту тему; все они наслаждаются ярко—зеленой листвой и цветами, а также социально приемлемой возможностью пообщаться с обнаженной женщиной - с прекрасно прорисованной дикой природой, включая львов, оленей и кабанов. Его "Адам и Ева" (1526) показывает решающий момент, который порождает первородный грех: Ева протягивает запретный плод растерянному Адаму [3].
После того, как Моисей освободил израильтян из египетского рабства, он получает Десять Заповедей от Бога на горе Синай. Спускаясь с горы, Моисей обнаруживает, что его народ создал ложного идола для поклонения, и в гневе разбивает каменные скрижали. Этот напряженный момент часто изображается как бурная сцена с дымом и огнем. Рембрандт ван Рейн "Моисей, разбивающий скрижали Закона" (1659) изолирует бородатого патриарха в коротко обрезанном кадре, скрижали подняты над его головой, готовые рухнуть. Приглушенная палитра и смиренное выражение лица Мозеса служат интимными контрапунктами надвигающейся жестокости его упрека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боровская, Н. Историография Иуды // Страницы: богословие, культура, образование. – 2015. – Т. 19.- №2. – 291 – 297
2. Ваймугина, М. А. Понятие ценности произведения искусства // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – № 2. – С. 73-80.
3. Власов В. Г. Рафаэль Санти // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 220
4. Гращенков В. Н. Об искусстве Рафаэля // Рафаэль и его время. — М.: Наука, 1986. — С. 7
5. Данилова И.E. Итальянская монументальная живопись, прим. 1. — Москва: искусство, 1970.
6. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. В 2-х т. — Т. 2. XVI столетие. — М.: Искусство, 1978. — С. 49 - 58
7. Дмитриева, Е. Н. Искусство как источник формирования эстетической культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2013. № 3. – С. 252.
8. Ионина, Н. А. 100 великих картин/ Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000. – 346 с.
9. Павлова, И.Б. Сюжет «Тайной вечери» в трактовке некоторых деятелей российской культуры // Дом Бургановаова. Пространство культуры. – 2010. - № 1. – с. 53 - 63
10. Погорелова, Л.А. Библейский сюжет «Тайной вечери»: интерпретация в живописи // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к културным инновациям. –Белгород, 2020.- с. 112 – 115
11. Цыбульник, О.Ю. Компаративное искусствоведение в изучении произведений искусства // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 5-ти томах. – 2019. – С. 242-245.