Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Творчество художников-передвижников не утратило актуальности в наши дни, несмотря на то, что от нас его отделяет около полутора веков. Оно является замечательным примером гражданского служения своему Отечеству. Определение истинной роли передвижников в национальном наследии вне всяких политических контекстов актуально в связи с направлением культурной и образовательной политики современной России на восстановление исторической преемственности в культуре, опоре на ее национальные традиции, восстановление отечественной культуры во всей ее полноте и целостности.
Многообразие культур в социуме объективно порождает стремление к диалогу, приводящему к размыванию локальной замкнутости. В рамках исторической науки приемлемым представляется разделение культур на народную и официальную (цивилизационную), где народная – совокупность исходных форм жизнедеятельности народа, а официальная – противопоставленная народной, культура образованного общества.
Стоит понимать, что данная классификация представляется во многом упрощённой, так как она не включает общественные объединения, изначально занимающие промежуточное положение. Ярким примером такого объединения в истории второй половины XIX в. стало Товарищество передвижных художественных выставок, которое возникло на границе официальной и народной культуры. Подобное фронтирное положение создавало ситуацию транскультурации, что подразумевает включение не одной, а нескольких культурных точек отсчёта, пересечение нескольких культур. Тем самым художники-передвижники невольно оказались в ситуации культурной потусторонности – не там, и не здесь или и там, и здесь, в зависимости от исторической ситуации и задач Товарищества в конкретный период времени.
Цель работы: изучение социально-бытового сюжета в творчестве «передвижников».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить исторические аспекты развития реализма;
• Проследить историю создания и идейно-художественную программу «Товарищества передвижных художественных выставок»;
• Проанализировать социально-бытовые сюжеты в творчестве художников-передвижников.
Методологической основой исследования являются труды выдающихся ученых Л. С. Выготского, К. Д. Ушинского. При анализе творчества передвижников мы обратились к работам Стернина Г. Ю. «Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX», Стасова В. В. «Избранные статьи о русской живописи». Рогинской Ф. С. «Передвижники», Медковой Е. «Певцы гнева и печали», Коваленской Т.М. «Передвижники и художественный прогресс», Крамского. И.Н. «Письма, статьи. В 2-х томах», Бенуа А.Н. «История русской живописи в XIX веке».
Глава 1. Исторический экскурс
1.1. Основные понятия исследования
Культура – внегенетическая память человечества, хранящая все, что создано в процессе его материальной и духовной деятельности. Духовная культура сложна по своей структуре. Она включает философию, религию, науку, искусство, мораль, политику, право. Наука и искусство – это разные способы познания окружающей действительности.
Художественная культура общества – совокупность художественного творчества, его продуктов (произведений искусства), учреждений, готовящих кадры художественной интеллигенции (вузы, училища, студии) и обеспечивающих социальное функционирование искусства (музеи, библиотеки, кинотеатры, театры, концертные залы).
Сердцевиной художественной культуры является искусство.
Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство всегда воплощает художественную концепцию мира и человека. При анализе искусства как одной из сфер творческой деятельности человека важно знать содержание понятий: род, вид, жанр, стиль и направление.
Важным для искусства является понятие жанра. Оно происходит от французского слова genre, что в дословном переводе означает род, вид. Жанр – исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества.
Жанры живописи – деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Немаловажным является понятие стиля в искусстве. Стиль – это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельных произведений, об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них общность художественно-образных принципов, средств, приемов.
Главным из художественных стилей в искусстве Х1Х века стал реализм; он пришел на смену романтизму.
В «Современной иллюстрированной энциклопедии» понятие «реализм» определяется как «правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества».
В работе «Художественные стили и направления» термин «реализм» (от лат. геalis – вещественный, действительный) трактуется как «направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности».
В процессе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы (наивный реализм первобытности, просветительский реализм великих художников Рембрандта, Д. Веласкеса, критический реализм). Реализм разных художественных эпох, сохраняя преемственность, отражает ее особенности.
Единой концепции реализма как стиля в искусстве нет. Чаще всего применительно к реализму Х1Х века употребляют понятие «критический реализм», «социальный реализм».
1.2. Реализм в русском искусстве
В европейском и отечественном искусстве реализм становится ведущим стилем с 30-х – 40-х годов Х1Х века. Выдающимися представителями реализма во Франции являются писатели О. Бальзак, Стендаль, художники Ф. Милле, Г. Курбе, О.Домье. В Англии глубоко реалистичным было творчество писателей Ч. Диккенса, У. Теккерея, художника Дж. Констебла Представителей реализма в искусстве объединяет сочувствие к судьбе человека, критика социальных язв и пороков общества.
В отличие от романтизма, в центре которого находится личность, ее внутренний мир, для реализма характерны внимание к современности, художественный анализ социальных проблем и противоречий. Человек изображается во взаимодействии со средой. Действительность дается в развитии.
Основные черты реализма как стиля в искусстве – это правдивое отражение жизненной реальности, изображение типических героев в типически обстоятельствах, глубокий психологизм в раскрытии внутреннего мира личности, обличение социальных пороков, стремление утвердить наличие доброго и прекрасного в жизни через создание образов положительных героев .
Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира. В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений.
Основоположником реализма в художественной культуре России является Александр Сергеевич Пушкин, который, по выражению Н. В. Гоголя, так задушевно и родственно соединился с народом своим, как никто до него.
В первой половине ХIХ века реалистические традиции были воплощены также в творчестве Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, композиторов М. И. Глинки, А. Даргомыжского, художников А. Иванова, П. Федотова.
Отличительной особенностью русского реалистического искусства является его обращение к исторической судьбе России, признание центральности народа в истории
Мы считаем обоснованным утверждение художественного критика В. В. Стасова, что реализм и национальность стали главными столпами русского искусства .
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что на протяжении истории искусства сменялись его различные стили и направления. Стиль в искусстве – это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Реализм мы понимаем как художественный стиль, которому присуще правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами языка того или иного вида искусства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алленов. М. Русское искусство XVIII - начала XX века.М.: Издательство «Трилистник», 2000.- 319 с
2. Алянский Ю. рассказы о русском музее. – Л.: Искусство, 1998. С 158
3. Бенуа, А. Н. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995.
4. Вишняков Б. Высокое назначение искусства. – Л.: Художник РСФСР, 1977, С 75
5. Гомберг-Вержбинская Э.П. Передвижники. Книга о мастерах русской реалистической живописи от Петрова до Левитана – Л.-М.: Искусство, 1961
6. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып.3. Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. – М. : Искусство, 1993.
7. Коваленская Т.М. Передвижники и художественный прогресс – URL: http://tphv.ru/tphv_kovalenskaya.php
8. Крамской. И.Н. Письма, статьи. В 2-х томах. Т.1. М. – Искусство, 1965
9. Мастера искусства об искусстве. Т. 7. М.: Искусство. 1970. С 198
10. Медкова Е. Певцы гнева и печали // Искусство : прил. к газ. "Первое сент.". – (Передвижники). – 2010. – № 5. – С. 7
11. Минченков, Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л.: Художник РСФСР, 1965.
12. Неклюдова, М. Г. история русского искусства. М.: Изобразительное искусство, 1980.
13. Рогинская, Ф. С. Передвижники. М.: Искусство, 1993.
14. Салтыков-Щедрин М.Е. о литературе и искусстве. Избранные статьи, рецензии, письма. М., Искусство, 1953
15. Самин Д. К. Сто великих художников. Василий Перов. // – URL http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/63.htm
16. Сарабьянов Д. В. – Передвижники и их предшественники. – URL: www.bibliotekar.ru
17. 7 фактов о художниках-передвижниках. Русская Семерка. – URL: http://russian7.ru/2012/08/7-faktov-o-xudozhnikax-peredvizhnikax/
18. Стасов В. В. Избранные статьи о русской живописи. Авторский сборник. Сост. и примеч. Стернина Г. – М.: «Детская литература»,1984.
19. Султанова А. И. Вклад художников-передвижников в становление и развитие русской реалистической живописи XIX века // Молодой ученый. — 2016. №19. С. 564-566.
20. Цомакион А.И. Что вынес Крамской из Академии художеств // Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность. СПб: Флорентия Павленкова, 1981