Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в момент поступления в школу в жизни ребенка происходят крупные изменения, среди которых важную роль играет смена социальной среды развития и взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками. В жизни дошкольника появляется новый значимый взрослый - учитель.
Существенно меняются детско-родительские отношения - теперь ребенок стал школьником, у него должны быть новые обязанности, появляются новые требования к нему. Но успешное личностное и интеллектуальное развитие дошкольника зависит не только от усилий учителя, но и от адекватных детско-родительских отношений в семье дошкольника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. Детско-родительские отношения как психолого - педагогический феномен
Детско-родительские отношения – это традиционные семейные отношения, в которые непосредственно включен ребёнок. Если рассматривать с теоретической точки зрения, задачами этих отношений будет: подготовка детей к социальным условиям жизни, а так же усвоение детьми знаний, умений и навыков, которые в свою очередь, образуют фундамент функционирования личности и его нормального формирования. Выступая в качестве объекта воспитания, семья будет выполнять эту функцию в зависимости от ее социального и социально-психического состояния, педагогической грамотности [6, с. 78].
Важность отношений между родителями и детьми, которые также являются традиционно семейными, и которые направлены на ребёнка, в разные эпохи интересовали учёных. Но, несмотря на накопленную значительную базу научных трудов по педагогике и психологии по этому вопросу практическая часть исследований значительно отстаёт от теоретической.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. Одним из первых исследования взаимодействия родителя и ребенка по праву можно считать австрийского психолога А. Адлера, который искал причины психологических проблем взрослых людей в особенностях их детского развития, полагая, что невроз – это не болезнь, а патологический стиль жизни [1, с. 78].
Основными понятиями А. Адлера в области детско-родительских отношений являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». А. Адлер подчеркивает равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности. Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Таким образом, А. Адлер подчеркивает необходимость научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста [1, с. 115].
Несомненный интерес представляет подход И. В. Гребенникова, который считает, что отклонение в психическом развитии является следствием нарушенных отношений к другим и к себе, а также следствием противоречивых потребностей, установок, которые стоят на пути роста индивида, мешают его самореализации [8, с. 106].
Семья - ближайшее социальное окружение, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. Семья, по мнению ученых, может представлять собой как фактор, влияющий на успешность социальной адаптации ребенка-дошкольника, так и одну из причин социальной дезадаптации личности. При этом характер детско-родительских отношений выделяется в качестве основного условия социальной адаптации ребенка-дошкольника.
Решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка подчёркивают и ведущие отечественные теоретические подходы, но сами эти отношения не являются предметом исследования, ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходе.
Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку - родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений. Эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны.
А. Ф. Фазлыева, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о себе самому [31, с. 66].
Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка с взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности [5, с. 36].
Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия человека с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, и эти модели передаются из поколения в поколение.
Дубровина И.В. в работе «Семья и социализация ребенка» рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание – это процесс социальный в самом широком смысле [10, с. 92].
Традиционно исследования детско-родительских отношений строятся вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействии с ребенком, а позиция ребенка, особенно на ранних стадиях развития рассматривается как пассивная – реактивная. Однако принципиальным моментом общения и взаимодействия в детско-родительских отношениях является активно-действенная позиция ребенка по отношению к родителю.
Исследования М.И. Лисиной показывают, что характер общения ребёнка с взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом [18, с. 77].
1.2 Характеристика готовности к школьному обучению у детей 6–7 лет
В 80–90х гг. ХХ в. понятие «готовность» стало активно исследоваться в отечественной психологии и педагогике, что привело к осознанию ряда проблем теоретического и прикладного характера.
С середины ХІХ – начала ХХ в. явление готовности стало специально исследоваться. Исследователь С. В. Лысенко [19], выделяет этапы развития готовности в психологии и педагогике:
- в середине ХІХ в. она связывается с исследованием психических процессов человека. В это время основывается понимание готовности как установки.
- с начала ХХ в., изучается как феномен устойчивости человека к внутренним и внешним влияниям среды. Причину можно найти в том, что начались частые исследования саморегуляции поведения человека и нейрофизиологических механизмов регуляции.
Л. К. Фомина [32] обращает внимание на важность личностного подхода в изучении состояния готовности и поэтому рассматривает готовность как сложное психологическое образование, выделяя в ней:
1. роль познавательных психических процессов, отражающих важные стороны выполняемой деятельности;
2. роль эмоциональных компонентов, которые могут, как усиливать, так и ослаблять активность человека;
3. роль волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели;
4. также роль мотивов поведения.
Изучая проблему дошкольной зрелости, Т. А. Крайникова рассматривала готовность младшего школьника к обучению как интеллектуальные возможности детей. Т. А. Крайникова отмечала, что достижение дошкольной зрелости во всех компонентах психологической структуры обусловлено рядом генетических и социально-психологических факторов, оказывающих воздействие на соматическое и психическое развитие ребенка [16, c 157]
По мнению И.А. Сапронова, показателем детей 6–7 лет к обучению является сформированность поведенческих характеристик, необходимых для оптимального уровня усвоения школьной программы, включая знания, умения, способности, мотивацию [28, c 185].
В.С. Мухина определяла главными компонентами готовности ребенка к школе умственное, социальное, эмоциональное развитие личности [22]. Л.С. Выготский считал, что программа обучения должна строиться с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка, именно тогда этот процесс будет плодотворным, определяющим тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым [7, c 108].
Изучение психологической готовности детей к школьному обучению продолжили и другие отечественные психологи. Так, К.В. Бардин, А.Л. Венгер, Ю.Ф. Змановский, Е.Е. Кравцова и другие рассматривали проблему психологической готовности детей к обучению в школе с точки зрения развития личностных качеств.
1.3 Влияние детско-родительских отношений на готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей. Связи «родители - ребёнок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, её актуального состояния и будущего развития.
Родительское отношение к ребёнку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребёнка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребёнке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характер приёмов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент.
Вопросы влияния типа взаимодействия с ребёнком на формирование личности ребёнка широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребёнка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребёнка [5, c 57].
Влияние отношений родителей к детям на особенности их психосоциального развития, - согласно имеющимся данным, носит чрезвычайно многообразный характер. Учёные получили достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, тёплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность.
В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным.
В частности, рядом авторов подчёркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать - дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изложенного в курсовой работе материала можно сделать следующие выводы.
Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в целом.
Детско-родительские отношения разными психологами описывается весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений.
С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер, А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека [Текст]/ А.Адлер. – М: Айрис – пресс, 2018. – 272 с.
2. Амбалова, С. А. Семья как ведущий фактор становления личности : монография / С. А. Амбалова // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хутагурова: научно-теоретический журнал. – 2018. - № 4. – С. 90-93.
3. Антилогова, Л. Н. Коррекция деструктивных детско-родительских отношений / Л. Н. Антилогова // Гуманитарные исследования. – 2018. - № 4. – С. 101-104.
4. Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности [Текст]/ Ф.Б. Березин. – М: Наука, 2016. – 318 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И. Божович. – М: НПО «МОДЭК», 2015. – 352 с.
6. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 С.327-338.
7. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: смысл, Эксмо, 2014. – 512 с.
8. Гребенников, И. В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи. Социологические исследования / И. В. Гребенников. – М.: Дело, 2018. – 316 с.
9. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2016. – 176 с.
10. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под общ. ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 160 с.
11. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. -Мн.: БГУ, 2008. -182 с.
12. Загребельная, Л.М. Готовность детей к школе [Текст]/ Л.М. Загребельная. – СПб: Детский дом, 2016. – 126 с.
13. Захарова, Е. И. Психологические проблемы современной семьи / Е. И. Захарова // Вопросы психологии. – 2018. - № 5. – С. 165–166.
14. Калашникова, М. Б. Влияние сочетанной коррекции на эмоциональную сферу ребенка раннего возраста / М. Б. Калашникова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2019. - № 3. – С. 46-54.
15. Костикова, В. Е. Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе / В. Е. Костикова. // Молодой ученый. - 2016. - № 15.1 (119.1). - С. 18-21.
16. Крайникова Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение четвероклассников при переходе в основную школу / Т. А. Крайникова // Социально-экономические явления и процессы: международный журнал. – 2014. – № 8. – С. 149-154.
17. Кубарева, Л. А. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольного обучения / Л. А. Кубарева, Ю. В. Морозова. // Молодой ученый. - 2017. - № 34.1 (168.1). - С. 38-41
18. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2014. – 191 с.
19. Лысенко, С. В. Проблемы развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет / С. В. Лысенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 430-434.
20. Мальтиникова, Н. П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н. П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск: Заря, 2019. – С. 122-125.
21. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб.: Питер, 2017. – 366 с.
22. Мухина, В.С. Психология [Текст] / В.С. Мухина. – М: Просвещение, 2016. – 368 с.
23. Мясищев, В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды [Текст]/ В. Н. Мясищев / под ред. А. А. Булаева. -Институт практической психологии -Воронеж: НПО «МОД ЭК», 2015. -356 с.
24. Нижегородцева Н. В., Шариков В. Д. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. – Ярославль, 2014. – 190 с.
25. Нурик, А.И. Педагогическое содействие [Текст] / А.И. Нурик. – М.: Сфера, 2016. – 302 с.
26. Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – М.: Знание, 2015. – 96 с.
27. Платонов, Ю. П. Профессионально - педагогическая направленность мастера производственного обучения [Текст] / Ю. П. Платонов. - М: Наука, 2016. – 215 с.
28. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // ЗПУ. 2019. №3 С.185-188.
29. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Человек. Спорт. Медицина. 2017. №9 (64) С.58-61.
30. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности / В. Я. Титаренко. М.: Аспект Пресс, 2019. – 511 с.
31. Фазлыева, А. Ф. Деятельность социального педагога с семьей по профилактике и разрешению конфликтов в детско-родительских отношениях / А. Ф. Фазлыева, Н. Б. Слюнько // Социальная политика и социальное партнерство. – 2020. - № 3. – С. 66-74.
32. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина // Молодой ученый. – 2019. - № 2. – С. 704-707.
33. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д. Б. Эльконин // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей : сб. науч. тр. – Москва : Просвещение, 2012. – С. 120-125.