Фрагмент для ознакомления
2
Для того, чтобы полно рассмотреть понятие «социальное обслуживание», будем рассматривать его в соотношении с таким термином, как «социальная услуга». Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , регулирующий основы социального обслуживания, содержит определение социальной услуги. Социальная услуга определяется как действие в конкретной сфере, то есть в сфере социального обслуживания. Данное действие направлено на оказание гражданину различных видов помощи, которая может быть постоянной, периодической и разовой. Цель оказания помощи - улучшение условий для гражданина, касающихся его жизнедеятельности. Кроме этой цели указывается еще одна, которая выступает как самостоятельная цель или как дополнение к первой цели. Это расширение возможностей гражданина по самостоятельному обеспечению своих жизненно важных потребностей.
Если социальная услуга - это разовое действие, которое может многократно повторяться, то социальное обслуживание следует рассматривать как процесс.
С учетом того что социальное обслуживание сведено к деятельности по оказанию социальных услуг, Закон № 442-ФЗ определяет стандарт социальной услуги, то есть основные требования к объему услуг, периодичности их предоставления и качеству предоставляемых услуг. Стандарт устанавливается по видам социальных услуг (ст. 3).
Для каждой услуги, таким образом, должны быть нормативно определены такие параметры, как объем, периодичность, качество. Определение одних параметров отнесено к полномочиям федеральных органов власти, других - органов власти субъектов России.
Российский стандарт социального обслуживания включает: нормы Основ законодательства о социальном обслуживании, в которых определяются компоненты стандарта и распределяются полномочия по их созданию между субъектами нормотворчества; совокупность перечней социальных услуг; стандарты каждой социальной услуги.
Право на социальное обслуживание предоставляется гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые постоянно проживают на территории РФ, а также беженцам.
Социальное обслуживание не подразумевает своей целью предоставление материальной компенсации. Целью являются различные действия, которые будут способствовать привлечению к активной жизни в обществе получателя социальных услуг, улучшению состояния их здоровья, поддержанию определенного уровня работоспособности. Целью является также сохранение и укрепление социальных связей получателей услуг .
Таким образом, термин «социальное обслуживание» объединяет социальные услуги, имеющие единое целевое назначение.
1.2 Правовое регулирование социального обслуживания граждан
Европейская социальная хартия , обозначила в качестве целей эффективного осуществления прав на социальное обслуживание содействие деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде .
Наиболее нуждающимися лицами в социальном обслуживании не только в России, но и во всем мире признается малообеспеченное население, которое в силу отсутствия достаточности денежных средств и при наличии сложных жизненных обстоятельств (болезнь, инвалидность, преклонный возраст и др.) не может позволить себе приобрести необходимые услуги в социальном обслуживании за счет личных средств.
Так, согласно Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года , по состоянию на 1 января 2015 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 3,7 тыс. организаций социального обслуживания для граждан старшего поколения и инвалидов различного профиля. В системе стационарных организаций социального обслуживания граждан старшего поколения с постоянным проживанием (домах-интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.) социальные услуги получали свыше 247 тыс. граждан. Дополнительно ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек.
В разделе II Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года , признается взаимосвязь возникновения внутрисемейных конфликтов с экономическими проблемами, которые испытывает семья. Концепция рассматривает предоставление социальных услуг и реализацию мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия, в качестве важного элемента в преодолении таких ситуаций.
Социальное обслуживание подлежит правовому регулированию. Выделяют два уровня правового регулирования отношений, складывающихся в сфере социального обслуживания граждан по оказанию социальных услуг: федеральный уровень и уровень субъекта РФ. Это подтверждается положениями п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация социального обслуживания как одного из неотъемлемых элементов системы социального обеспечения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
На федеральном уровне регулируются вопросы по установлению основных требований (минимальных) к оказываемым услугам, к их объему. Например, утверждаются перечень услуг по видам , номенклатура (примерная) организаций социального обслуживания. Кроме того, на этом уровне определяются рекомендательные нормы питания, требования и нормативы для обеспечения, например, мягким инвентарем получателей услуг , примерный порядок по предоставлению социальных услуг .
На субъектах РФ лежит обязанность по реализации социального обслуживания, которое должно осуществляться не ниже нормативов, установленных на федеральном уровне. Субъекты РФ имеют право на своем региональном уровне устанавливать более высокие требования с учетом ситуации в регионе и в соответствии с различными условиями субъекта РФ - социально-экономическими, географическими, демографическими. Например, они имеют право устанавливать дополнительные категории граждан, для которых социальные услуги будут предоставлены бесплатно (ч. 3 ст. 31 Закона № 442-ФЗ). Таким образом, в различных субъектах РФ виды услуг и субъекты, которым они предоставляются, могут быть различными.
В 2013 году была произведена реформа в области социального обслуживания населения, которая завершилась принятием нового Закона о социальном обслуживании. Принятие указанного Закона повлекло за собой практически полное обновление нормативно-правового материала в области социального обслуживания, как на уровне Российской Федерации, так и в ее субъектах.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров. – 2010. - № 4. - С. 17 – 67.
3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 140.
6. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. - 01.09.2014. - № 35. - Ст. 4811.
7. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 (ред. от 14.12.2020) «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Собрание законодательства РФ. - 01.12.2014. - № 48. - Ст. 6872.
8. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // Электронный ресурс: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 16.04.2022.
9. Приказ Минтруда России от 30.07.2014 № 500н (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - № 12. - 2014.
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2014 г. № 505н «Об утверждении рекомендуемых нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - 2014. - № 12.
11. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 935н (ред. от 28.09.2020) «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2014 № 35248) // Российская газета. - № 297. - 29.12.2014.
12. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 16.04.2022.
13. Проект «Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года» (по состоянию на 08.06.2015) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 16.04.2022.
14. ГОСТ Р 52142-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1179-ст). М.: Стандартинформ, 2014.
15. ГОСТ Р 52143-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1180-ст). М.: Стандартинформ, 2014.
16. ГОСТ Р 52496-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 533-ст). М.: Стандартинформ, 2006.
17. ГОСТ Р 52888-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1182-ст). М.: Стандартинформ, 2014.
18. ГОСТ Р 53347-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2014 № 958-ст). М.: Стандартинформ, 2015.
Литература
19. Аверьянова М.И. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2017. № 6. С. 35 - 49.
20. Адриановская Т.Л. Социальная услуга // Социальное и пенсионное право. 2020. № 2. С. 9 - 13.
21. Благодир А.Л. К вопросу о формировании системы социально-обеспечительного законодательства к началу 90-х годов XX века // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 26 - 30.
22. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 9.
23. Жаров А.Е. Один на один с бесправием: о соблюдении прав одиноких и одиноко проживающих инвалидов в Московской области // Омбудсмен. 2014. № 2. С. 31 - 39.
24. Ивлева М.В., Сапожникова Н.И. Злоупотребление правом со стороны работника // Социально-гуманитарный вестник. Всероссийский сборник научных трудов. 2019. Вып. 25. С. 129 - 133.
25. Пашкова Г.Г. Реализация принципа социальной справедливости в праве социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 3 - 8.
26. Понятовская О. Условия проживания и уход // Социальная защита. 2016. № 7. С. 44.
27. Ситдикова Л.Б. Сфера публичных услуг в гражданском обороте // Российская юстиция. 2015. № 4. С. 2 - 5.
28. Шипулина Л.Н. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. Екатеринбург, 2012. 209 с.