Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности. В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях.
Уровень отклонений в психофизическом развитии может проявляться по-разному.
В работах тифлопедагогов (В.З. Денискиной, Л.А. Дружининой, М.И. Земцовой, А.Г. Литвака, И.В. Новичковой, Л.Б. Осиповой, Е.Н. Подколзиной, Л.И. Плаксиной, Л.А. Ремезовой, Л.С. Сековец, Е.В. Селезневой, Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистовой и др.) представлена общая картина психолого-педагогического развития слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией.
За последние годы увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к отклонениям в формировании зрительной системы, слабовидению, остаточному зрению или к полной слепоте. Значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Многие дети страдают косоглазием, амблиопией и другими видами нарушения зрения [19].
Различные нарушения зрения накладывают свой специфический отпечаток на развитие детей, так как они осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и овладение детьми предметно- практической деятельностью.
У детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития познавательных процессов, плохо развита моторика пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации и полностью полагаются на визуальную ориентировку [16].
Цель исследования – теоретическое изучение особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объект исследования: процесс познавательного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: особенности познавательного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности психофизического развития детей с нарушением зрения.
2. Проанализировать психолого- педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
3. Рассмотреть методики психодиагностики познавательных процессов.
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической).
Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА1. Теоретические аспекты особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
1.1. Особенности психофизического развития детей с нарушением зрения
Нарушения зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Основной контингент детских садов специального назначения составляют дети с амблиопией и косоглазием. Нередки и такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизм.
У преобладающего большинства дошкольников указанные нарушения -врожденные. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий центральной нервной системы, обусловленных травмами мозга, антенатальной интоксикацией, последствиями перенесенных органических заболеваний центральной нервной системы.
Характерная особенность детей со зрительной неполноценностью - вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Природа этих вторичных нарушений так же разнообразна, как и первичных [9].
Многообразие форм аномалии зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребенку, специфики необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер. В связи с этим особую важность приобретает дальнейшее совершенствование дифференциальной диагностики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе [Текст] /Л.П. Григорьева [и др.]. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 96 с.
2. Гусева, М.Р., Дмитриев В.Г.,Плаксина Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения . -- М.: «Просвещение», 1978 .- 245 с.
3. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования Текст: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017 – 254 с.
4. Дружинина, Л.А. Комплексное изучение дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: монография / Л.А. Дружинина. – Челябинск, 2007.
5. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие,
обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Ермаков,
Г.А. Якунин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
6. Земцова, М.И. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении зрения [Текст] / М.И. Земцова // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. – М.:
Просвещение, 1978. – С. 7–24.
7. Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 176 с.
8. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев – СПб.: Речь, 2018. – 380 с.
9. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих
[Текст] / А.Г. Литвак. – СПб.: Каро, 2006. – 336 с
10. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
11. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. Р. Лурия. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 384 с.
12. Мясникова, Л.В. Ранняя коррекционная помощь детям с нарушениями развития: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016 - 92 с.
13. Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск): методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2013 – 52 с.
14. Осипова, Л.Б. Коррекция зрительного восприятия:
конспекты занятий с детьми с нарушением зрения (амблиопия и
косоглазие) дошкольного возраста от 5 до 7 лет по развитию
зрительного восприятия и обогащению представлений о мире:
методическое пособие для тифлопедагогов [Текст] / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева / под ред. В.Я. Салаховой. – Челябинск: изд-
во ИИУМЦ «Образование», 2004. – 188 с.
15. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: учеб. пособие /Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999. – 32 с.
16. Психология воспитания детей с нарушением зрения
[Текст] / под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 320 с.
17. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] /
Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 126 с.
18. Шашкина, Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 215 с.
19. Хватцев, М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов/ М.Е. Хватцев.-М. Владосс, 2009.- 244с.
20. Хватько, И. Н. Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира / И. Н. Хватько, Л. В. Солдатова, О. В. Коростелёва. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 46 (180). - С. 321-324.