Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Конкурентоспособность товаров и роль организационного управления в её повышении 5
1.1.Понятие и сущность конкурентоспособности товаров 5
1.2. Особенности оценки конкурентоспособности услуг телекоммуникационных компаний 17
Глава 2. Анализ деятельности и оценка конкурентоспособности услуг ПАО «Ростелеком» 22
2.1.Краткая характеристика основных экономических показателей ПАО «Ростелеком» 22
2.2. Анализ конкурентных позиций ПАО «Ростелеком» 26
Глава 3.Основные направления повышения конкурентоспособности услуг ПАО «Ростелеком» 29
3.1.Приоритеты развития ПАО «Ростелеком» 29
3.2.Оценка результата мероприятий повышения конкурентоспособности услуг ПАО «Ростелеком» 32
Заключение 35
Список литературы 37
Фрагмент для ознакомления
2
Необходимо отметить, что все вышесказанные факторы, приводят к логическому выводу, что без технического развития производства, без достаточного запаса технических мощностей нет возможности конкурировать на рынке. Это все включает в себя грамотное распределение производственными задания на всех участках в производственной цепочке, иметь оборудование и технологическую оснастку с отработанными технологическими процессами, а также использование новых систем и организационных форм на базе повышения значимости уровня концентрации, специализации и комбинирования производства. Передовая технология наряду с своевременными научно-исследовательскими разработками способствует занятию уникальной ниши на рынке товаров, тем самым существует необходимость в повышении уровня расходов на научную деятельность и опытно-конструкторские разработки предприятия. Все критерии обобщены в таблице 1.5.
Целесообразно рассматривать в оценке конкурентоспособности долю рынка или отдельный сегмент, устойчиво занимаемым данным товаром. Для проектирования и изготовления сложной можно сформировать необходимые условия возникновения конкуренции:
1. наличие взаимозаменяемых конкурирующих предприятий;
2. возможность выбора на рынке из множества предприятий;
3. наличие субъекта, осуществляющего выбор;
4. наличие у субъекта конкретных предпочтений.
Алгоритм определения конкурентоспособности включает следующие шаги:
1. определить цели оценки;
2. проанализировать вид деятельности и учесть их при анализе;
3. выбор основных аспектов сравнения;
4. определение характеристик продукции, подлежащих измерению;
5. оценка выбранных характеристик;
6. расчет обобщенного, интегрального показателя
7. конкурентоспособности;
8. выводы о конкурентоспособности продукции.
В качестве характеристик конкурентоспособности можно рассматривать степень соответствия предприятия ключевым факторам успеха на рынке. В этом случае конкуренты не просто сравниваются - оцениваются их способности к достижению успеха.
Оценить конкурентоспособность организации можно также на основе сравнительного анализа устойчивости предприятия и его основных конкурентов к возможным рискам на рынке. Если рассмотреть риски только как негативные проявления среды, то подобный анализ выявит требования к деятельности предприятий отрасли, а, соответственно, более высокая устойчивость предприятия будет свидетельствовать о более высокой конкурентоспособности.
Маркетинговые подходы в оценки конкурентоспособности, в отличие от финансово-экономических, в большей степени оперируют качественной информацией. При этом общий подход к оценке конкурентоспособности продукции или в целом как предприятия заключается в выборе перечня характеристик, определении их относительной важности в общей оценке в процентном отношении и оценке этих характеристик для предприятия и его основных конкурентов.
Критерием конкурентоспособности называется качественная и количественная характеристика продукции, необходимая для оценки ее конкурентоспособности.
Относительно количества характеристик, применяемых для оценки конкурентоспособности, следует единичный и комплексный критерий. Одной из простых характеристик в определении конкурентоспособности является единичный критерий. К совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность предприятия, в свою очередь, относится комплексный критерий. Комплексный критерий можно подразделить на групповой и обобщенный. Групповой критерий можно отнести к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность продукции с той или иной стороны. Обобщенный критерий – это комплексный критерий, по которому определяют результат оценки конкурентоспособности продукции.
Уровень качества продукции, как критерий конкурентоспособности, представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнительной оценки продукции с аналогом.
Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик продукции, позволяющих ей удовлетворять определенным устанавливаемым критериям. Оценка качества продукции предполагает собой проверку на соответствие требованиям качества, перечню количественных и качественных показателей продукции.
Одним из основных сегментов в системе конкурентоспособности предприятия является маркетинговый анализ рынка, который заключается в систематическом исследовании рынка, с привлечением всех методов исследования, выявлением всех условий и обстоятельств, связанных с реальными партнерами на рынке. В центре внимания находятся потребители, поставщики, торговля. Для получения достаточной информации необходимо выделить сегменты рынка, которые должны служить предметом анализа. Анализ макросистемы направлен на изучение всех условий окружающей среды .Количество факторов макросистемы настолько велико, что учесть влияние всех величин не представляется возможным. Для анализа макросистемы в этом случае целесообразно выделить ключевые характеристики, имеющие наибольшее значение при данной ситуации. Для определения преимуществ и недостатков в отношении основных конкурентов, лучше всего использовать анализ сильных и слабых сторон предприятия, данный подход позволяет включить в систему наибольшее количество факторов и экономических связей основных конкурентов, оказывающих влияние на качество выпускаемой продукции, что дает возможность сориентировать систему на вектор спроса потребителей.
Принятие управленческих решений основывается на сути основного процесса управления, который является информационным процессом. Грамотность и весомость управленческих решений в большей мере зависит от информационного обеспечения процесса управления.
С точки зрения всестороннего изучения потребности рынка, и с целью удовлетворить запросы потребителей при получении максимальной прибыли, необходимы знания о следующих частях маркетинговой среды:
Рынок товаров и услуг;
Производство товаров и услуг;
Внешняя макросреда, связанная с производством и рынками сбыта.
Информация о состоянии рынках и о производстве товаров должна постоянно отслеживаться и использоваться руководством предприятия для своевременной выработки стратегии и тактики в деятельности предприятия. Сбор всех данных для анализа конкурентов на практике практически всегда не представляется возможным, по этой причине в анализе конкурентов целесообразно использовать схему М.Портера. Схема заключается в сведении информации о конкуренте к четырем элементам:
1. цели на будущее;
2. текущей стратегии;
3. представление конкурентов о самом себе.
4. возможности конкурентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что управление конкурентоспособностью продукции предполагает собой изучение маркетинговой среды, акцентируя внимание на всю полноту ее производственных и рыночных связей, внешних и внутренних факторов функционирования конкурента.
1.2. Особенности оценки конкурентоспособности услуг телекоммуникационных компаний
В последние годы резко обострилась проблема поддержания конкурентоспособности российского телекоммуникационного бизнеса и разработки конкурентной стратегии, комплексно и во взаимосвязи охватывающей все необходимые составляющие. Процесс управления конкурентоспособностью компании начинается с оценки ее текущего уровня, то есть достигнутого конкурентного статуса или конкурентной позиции как совокупности конкурентных преимуществ.
Актуальность исследования подходов к измерению конкурентоспособности телекоммуникационных компаний определяется:
высокой социально-экономической значимостью данного сегмента бизнеса и необходимостью повышения конкурентоспособности в единстве ее составляющих (экономической, инфраструктурной, финансовой, инновационной, имиджевой и др.);
недостаточной информационной прозрачностью процессов и факторов, влияющих на показатели конкурентоспособности компаний;
определенной ограниченностью существующих подходов к текущей и стратегической оценке конкурентоспособности, что выражается в недостаточной проработанности методических вопросов оценки конкурентных позиций телекоммуникационных компаний, отбора как основных слагаемых их конкурентоспособности, так и характерных для них (наиболее информативных) показателей.
Для преодоления данной ограниченности необходимо сравнить аналитические качества существующих методик анализа конкурентоспособности предприятий.
Развитие рыночной экономики и обострение конкуренции способствовали эволюции и расширению спектра аналитических методов ее измерения с различных позиций, которые имели высокое прикладное значение и распространение, особенно в период интенсивного формирования теорий и практики стратегического менеджмента.
На стыке классической экономической теории, психологии познания, теорий стратегии и динамики организационного поведения в 1970-х гг. сначала сформировался анализ сил конкуренции (модель пяти сил конкуренции М. Портера) и конкурентный анализ (анализ «слепых» зон, оценка индивидуальных характеристик конкурентов), затем получил развитие анализ конкурентных преимуществ товара и конкурентных преимуществ фирмы с различными версиями и модификациями (известно более 100 методов
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдонин Б.Н. Развитие теории и практики управления предприятиями высокотехнологичного комплекса: МЭСИ / Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А. – М., 2013. – 365 с.
2. Батьковский А.М. Государственная поддержка инновационного развития базовых высокотехнологичных отраслей. Актуальные проблемы науки на современном этапе развития: сборник статей Международной научно - практической конференции (7 марта 2015 г.): Стерлитамак РИЦ «Агентство международных исследований» / Батьковский А.М. – М., 2015. – С. 139 - 141.
3. Бендиков М.А., Маркетинг в России и за рубежом: Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития / Бендиков М.А. Фролов И.Э. – М., 2010. – № 2. – С. 57-71.
4. Божко В.П. Модель формирования оптимальной программы инновационного развития экономической системы: Приволжский научный вестник / Божко В.П., Батьковский А.М., Мерзлякова А.П. – М., 2011. – № 1 (1). – С. 23 - 24.
5. Бубенок Е.А. Методические подходы оценки конкурентоспособности товара // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 3. С. 230-232.
6. Виноградова Е. Управление процессов внедрения технологических инноваций на промышленных предприятиях и в корпорациях / Е. Виноградова, В. Самочкин, В. Барахов. РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – М., 2013. № 2. С. – 88-92.
7. Виноградова Е. Управление процессом внедрения технологических инноваций на промышленных предприятиях и в корпорациях. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция./ Виноградова Е., Самочкин В., Барахов В. – М., 2013. № 2. – С. 88-92.
8. Габинская О.С. Имидж торговой марки как критерий конкурентоспособности // Новые технологии. 2010. № 4. С. 71-73.
9. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2012. - 482 с.
10. Головина Е. Стратегия новой промышленности: В мире науки. / Головина Е. М., 2013. № 7/8. – С. 36-39.
11. Гольдштейн Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010. - 244 с.
12. ГОСТ Р ИСО 31000-2011. Менеджмент риска. Принципы и руководство. – М.: Стандартинформ, 2012 – 8 с.
13. Демин С. Стратегия инновационной модернизации высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики России: Общественные науки. / Демин С.С.
14. Донскова Л.Л. Конкурентоспособность продовольственных товаров: теоретические аспекты // Известия Уральского государственного экономического университета. 2010. Т. 31. № 5. С. 170-174.
15. Дракер П. Классические работы по менеджменту: Classic Drucker. «Альпина Бизнес Букс» / Дракер П. – М., 2008. – С. 220.
16. Дудкин В.И. Совершенствование механизма государственного регулирования стратегического развития высокотехнологичных предприятий: Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы 15 всероссийского симпозиума. т. 1. / Дудкин В.И., Батьковский А.М. – М., 2014. – С. 65–67.
17. Зайцев А. Формирование стратегии развития высокотехнологичных предприятий на основе создания системы инноваций: Вопросы инновационной экономики. / Зайцев А.В. – М., 2011. № 3. – С. 19-29.
18. Иващенко Н. П. Экономика фирмы / под общ. ред. проф. Н. П. Иващенко - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.
19. Индикаторы инновационной деятельности: 2015: Статистический сборник ГУ-ВШЭ. – М., 2015. – 320 с.
20. Инновационные аспекты развития предприятий. Монография: Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов». / Карлик А.Е., Титов А.Б., Алексеев А.А., Полшков Д.А., Самойлов А.В. – Санкт-Петербург, 2009 – 327 с.
21. Кильдияров Б.М. Проблема выбора стратегии инновационного развития промышленного предприятия радиоэлектронной промышленности: Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования № 5 (9). / Кильдияров Б.М. – Санкт-Петербург, 2012. – С. 4.
22. Коротков Э.М. История менеджмента: ИНФРА / Коротков Э.М. – М, 2010. – 240 с.
23. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография /под. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008. - 504 с.
24. Кохно П. Мировые тренды инновационного развития высокотехнологичной промышленности: Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. / Кохно П. – М.,2015. – С. 52-62.
25. Кривошеина Н.С. Стратегии устойчивого развития и повышения конкурентоспособности предприятий промышленности: Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. / Кривошеина Н.С. – М.,2013. – С. 102-105.
26. Кроливецкий Э.Н. Обобщающая и частные стратегии инновационного и инвестиционного развития высокотехнологичного производства: Вестник Чувашского университета №4. / Кроливецкий Э.Н., Селиванов Д.В. – Чувашия, 2011. – С. 433- 436.
27. Куприн И.Л. Концептуальные основы формирования перспективных стратегий инновационного развития высокотехнологичных комплексов: Национальные интересы: приоритеты и безопасность. / Куприн И.Л., Тихонов И.П., Хрусталев О.Е. – М., 2013. – С. 19-24
28. Куприн И.Л. Модульная стратегия развития - системоэкономическая концепция интенсификации развития высокотехнологичных комплексов: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. № 1. / Куприн И.Л., Давыдов А.Д., Селиванов С.Н. – Красноярск, 2012. – С. 78-85
29. Куприн И.Л. Принсистемоэкономическая концепция модульной стратегии развития высокотехнологичных комплексов как магистральный выход на формирование контуров технологии прорывного развития систем: Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академикаМ.Ф. Решетнева № 2 (23) / Куприн И.Л., Давыдов А.Д. – Красноярск, 2009. – С. 260-264.
30. Леонова М. О создании условий для интрапредпринимательства в высокотехнологичных отраслях промышленности Российской Федерации. Человеческий капитал и профессиональное образование. / Леонова М.В., Шинкевич А.И. – М., 2015. № 2 (14). – С. 31-38.
31. Макаров Ю.Н Методы анализа и разработки стратегии развития предприятий ракетно-космической промышленности: Национальные интересы: приоритеты и безопасность. / Макаров Ю.Н., Хрусталёв Е.Ю. – М., 2012. № 31. – С. 11-16.
32. Макашева З.М. Исследование систем управления.- 2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2009. - 176с.
33. Мищенко Т. Л. Особенности успешного бизнеса корпораций в современных экономических условиях: Современные исследования социальных проблем. / Мищенко Т. Л. – М., 2012. № 1. – С. 329-337.
34. Мызникова М.Н., Белов А.С. Реализация стратегии инновационного развития радиоэлектронной промышленности России: Казанский экономический вестник./ Мызникова М.Н., Белов А.С. – Казань, 2013. № 4 (6). – С. 43-47.
35. Сидорин А.В Моделирование инновационной деятельности на этапе проектирования и разработки радиоэлектронных средств: «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», №8 (часть 2) / Сидорин А.В., Сидорин В.В., Покровская М.В. – М., 2015. – С. 227-232.
36. Сидорин А.В. Модель устойчивого развития предприятия на основе инновационной деятельности: Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований / Сидорин А.В., Сидорин В.В. – 2014. - №10. – С.12-22.
37. Симчук И.Н. Проблемы администрирования доходов бюджетной системы Российской Федерации и пути их решения в период РФ и пути их решения: теория и практика: Сб. научн. трудов 11-й Международной научнопрактической конф. Ч. 1. / Симчук И.Н. – СПб, 2010. – С. 119.
38. Синяева И. Особенности расчета конкурентоспособности инновационного продукта в медицине // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2011. №4. С. 250-256.
39. Шуваев М.А. Особенности строительной продукции как товара и их влияние на оценку конкурентоспособности строительного предприятия // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. Т. 1. № 1. С. 282-284.
40. Щепетова С.Е. Менеджмент и экономика качества: от естественного к формальному, от формального к естественному. - М.: УРСС, 2008.