Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы настоящей работы определяется тем, что государство через систему органов государственной власти взаимодействует с общественными организациями, в том числе разрабатывает меры государственной поддержки. В системе исполнительной власти подобное взаимодействие осуществляется, в том числе с общественными объединениями. От исполнительной власти зависит, насколько эффективно будет осуществляться государственное управление, реализовываться защита прав и интересов граждан. Среди трех ветвей власти именно на нее возлагается задача претворения в жизнь законодательных актов государства.
Система исполнительной власти представляет собой наиболее многочисленную ветвь государственной власти, обладая значительными функциями и полномочиями в сфере реализации прав, свобод и законных интересов граждан. Граждане, исходя из конституционной формулы о том, что народ является единственным источником власти в РФ принимают участие в формировании, функционировании, реализации полномочий и задач органов исполнительной власти.
Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в связи с взаимодействием исполнительной власти и гражданского общества.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регламентирующие формы и методы взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества.
Целью работы является анализ форм и методов взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть институты гражданского общества как субъекты взаимодействия с органами исполнительной власти;
– проанализировать исполнительную деятельность в системе разделения властей и во взаимодействии с гражданским обществом;
– исследовать основные формы взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества;
– охарактеризовать методы взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества и пути их решения.
Методологическую основу исследования составили общенаучный метод исследования. При решении поставленных задач автором использовались следующие методы научного исследования: системно-структурный, анализа и синтеза, сравнительного исследования, статистический метод.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Д.А. Абумуслимов, С.М. Арсланбекова, Т.И. Андрющенко, Е.С. Байтрукевич, А.А. Шпандарук, К.Д. Глушцова, М.Н. Юртаева, А.И. Ситдикова, Д.А. Гайнанов, и другие.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества
1.1. Институты гражданского общества как субъекты взаимодействия с органами исполнительной власти
До настоящего времени в юриспруденции не сформировался понятийный аппарат, и не разработана институциональная структура гражданского общества, отсутствует классификация институтов гражданского общества, что, несомненно, создает дополнительные препятствия при определении механизмов взаимодействия органов исполнительной власти с данными субъектами, поскольку не ясно, какое содержание должно быть вложено в само понятие «взаимодействие органов исполнительной власти с институтами гражданского общества», по каким направлениям и в каком объеме, и каким образом данные взаимоотношения могут быть урегулированы правом.
А.А. Файзолова рассматривает термин «общество» (civitas) как производный от термина «гражданин» (civis), значит, любое общество всегда является гражданским обществом . Дальнейшее развитие этой идеи заключается в том, что государство также следует рассматривать как составную часть гражданского общества, состоящую на службе у общества и его граждан. По нашему мнению, такое понимание ведет к упрощению представления о гражданском обществе, отказу от его сущности как специальной сферы, структуры, находящейся между личностью, семьей и государством. Кроме того, если принять эту крайнюю позицию, то, как быть с монархиями, там должно быть не гражданское, а подданническое общество. Очевидно, гражданское общество нельзя рассматривать как массу граждан. Это качественно иное состояние, предполагающее инициативность, гражданскую ответственность, способность самостоятельно решать возникающие проблемы, решение которых недоступно, ни отдельным личностям, ни государству. Для гражданского общества свойственна самоорганизация как один из критериев, отличительных особенностей гражданского общества.
В специальной литературе можно встретить упоминание в качестве институтов гражданского общества демократическую общественность, партии и профсоюзы, общественные объединения разных видов, общественные палаты. Такие исторические формы ассоциаций, как дворянские собрания в дореволюционной России, политическая номенклатура в СССР также можно рассматривать как институты гражданского общества. Вряд ли можно политическую номенклатуру относить к элементам гражданского общества. Во-первых, она была неоднородна и представлена элитой (Политбюро ЦК КПСС) и довольно широким слоем партийных и государственных функционеров, обслуживавших элиту. Во-вторых, советская политическая элита не представляла общество, а была частью государственного аппарата. Можно даже сказать, что она была значительно оторвана от общества, пользуясь спецраспределителями, решая частные вопросы с помощью «блата», телефонного права.
Список организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц указан в статьях Гражданского кодекса РФ . Однако он не является полным, поскольку существенно увеличился за счет законодательства, регламентирующего деятельность отдельных видов организационно-правовых форм (например, общественных объединений, некоммерческих организаций, молодежных объединений, политических партий и т.д.
Право на объединение также провозглашено Основным Законом страны . Государством также гарантируется свободный механизм осуществления деятельности объединений граждан.
Так, например, молодёжные общественные организации и волонтёрские корпуса в последние годы становятся действенной площадкой для активной молодёжи. Выражать свою активную гражданскую позицию, быть частью одного общего движения на сегодняшний момент становится востребованным для подростков. В этой связи, в условиях особого внимания государства к развитию институтов гражданского общества, постоянного совершенствования механизмов конструктивного представления жителями своих социальных, экономических и политических взглядов развитие некоммерческого сектора, поддержка молодёжных организаций приобретает особую ценность и актуальность.
Среди законодательных актов, регламентирующих деятельность государства в сфере молодёжной политики, а также деятельность самих молодёжных объединений можно назвать: Конституцию РФ как основной закон нашего государства; международные акты, в частности Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребёнка; федеральное законодательство (Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 и др.) и региональное законодательство.
Существует множество классификаций организаций: по сферам деятельности, по политическому признаку, по степени автономности, по отношению к общественным ценностям, по наличию формальной регистрации, по характеру социализации и другие.
Так, например, существуют такие общественные организации, как некоммерческая неправительственная общественная организация «Гуманистический союз молодёжи» (ГСМ). В ГСМ вступают люди, объединённые гуманистическими идеями и устремлённые к их совместной реализации. Главным проектом, а также основной целью Союза, является развитие Студии Психической Культуры. Смысл проекта состоит во всестороннем развитии участников и исследования в области трансперсональной психологии. Участники ГСМ на собственные средства издают свою газету «Гуманист», проводят встречи дискуссионного клуба «Veritas», где гостями являются интересующиеся вопросами философии, социологии, психологии и саморазвития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985). Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ // Бюллетень международных договоров. – 1998. – № 11.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. Ст. 3301.
4. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. Ст. 1930.
5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 145.
6. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950.
7. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30 (Часть I). – Ст. 4213.
8. Абумуслимов Д.А., Арсланбекова С.М. Некоторые аспекты повышения эффективности институтов гражданского общества // Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства. сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет». – Махачкала, 2021. – С. 6-9.
9. Андрющенко Т.И. Исполнительная деятельность в системе разделения властей и во взаимодействии с гражданским обществом // Актуальные проблемы частного и публичного права: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 12-15.
10. Байтрукевич Е.С., Шпандарук А.А. Взаимодействие общественных объединений и федеральных органов исполнительной власти // Дневник науки. – 2022. – № 1 (61). – С. 18-21.
11. Будникова Н.С. Теоретические подходы к исследованию связей с общественностью органов исполнительной власти в условиях развития гражданского общества // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. x юбилейные санкт-петербургские социологические чтения: сборник материалов Международной научной конференции. – 2018. – С. 534-537.
12. Глушцова К.Д., Юртаева М.Н. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и институтов гражданского общества в регионе // «Решать по-новому!»: реализация национальных проектов: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. – 2019. – С. 20-22.
13. Жабина А.А., Морозова С.И. Проблемы и перспективы развития взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом // День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. – 2020. – С. 28-32.
14. Казанкова Т.Н., Подгорнова Л.А. Проблемы и перспективы взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной власти // Вопросы экономики и права. – 2021. – № 153. С. 15-18.
15. Калиев А.З. Органы исполнительной власти в системе разделения властей // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2020. – Т. 20. – № 3. – С. 84-86.
16. Саргсян Н.А. Электронное гражданское общество: иллюзия или реальность? // Актуальные проблемы взаимодействия государства и гражданского общества: философско-правовые и социально-политические аспекты: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 293-297.
17. Свитюк И.А. Исполнительная власть в российской системе разделения властей // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: сборник научных статей Регионального научного круглого стола. Отв. ред. В.В. Коровин. – Курск, 2020. – С. 100-103.
18. Ситдикова А.И., Гайнанов Д.А. Инструментарий взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2019. – С. 170-178.
19. Скворцова А.П., Коняхина Т.Я., Гусева С.Г. О системе органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 5. – С. 206-209.
20. Спириденков Е.Б. О взаимодействии структур гражданского общества и исполнительной власти в рамках системы «открытое правительство» // Государственная кадровая политика и экономика образования: менеджмент качества и знаний, инновации, эффективность, безопасность, риски: материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 235-240.
21. Толочкова Н.Г. Теоретико-правовые аспекты обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти и общества // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2021. – № 2 (48). – С. 98-101.
22. Усатая Н.Н., Андреев А.П., Палкин В.В. Общественный совет как институт взаимодействия государства и гражданского общества (региональный аспект) // Управление государственное, муниципальное и корпоративное: теория и лучшие практики: материалы Четвертой международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 269-272.
23. Файзолова А.А. Формирование институтов гражданского общества // Мировая наука. – 2021. – № 12 (57). – С. 176-181.
24. Хоменок А.А. Совершенствование взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. – № 6 (45). – С. 281-287.
25. Цит. по: Жукова С.М. К вопросу о принципах организации и функционирования органов исполнительной власти // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2018. – № 35. – С. 15-18.
26. Черевко В.В., Вахитов А.К. Институты гражданского общества как субъекты взаимодействия с органами исполнительной власти // Актуальные проблемы развития экономики и управления в современных условиях: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т.С. Саяпиной / под научной редакцией Л.Н. Горбуновой. НОЧУ ВО «МЭИ», 2021. – С. 945-952.
27. Чукаев Т.О. Государство и гражданское общество: механизмы взаимодействия // История, теория, практика российского права. – 2019. – № 12. – С. 187-192.