Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Психическая подготовка - это система психолого-педагогических воз-действий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревно-ваниям и надежного выступления в них [5].
Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уров-нях физической и технико-тактической подготовленности является психиче-ская готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состоя-ния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему лич-ностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динами-ка психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели [4].
Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание усло-вий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обу-словлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с дру-гой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.
Целью итоговой аттестационной работы является изучение психологи-ческой подготовки на различных этапах тренировки.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть особенности психологической подготовки спортсменов к соревнованиям;
охарактеризовать психологические методики в системе подготовки спортсменов к соревнованиям;
изложить оценку предстартового психологического состояния спортсменов;
проанализировать психологическую подготовку спортсменов перед чемпионатом мира.
Объектом исследования являются спортсмены, предметом – особенно-сти их психологической подготовки на различных этапах тренировки.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Итого-вая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и спис-ка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ТРЕНИРОВКИ
1.1. Особенности психологической подготовки спортсменов
к соревнованиям
На сегодняшний день спорт — это не только хобби и образ жизни чело-века, но и самостоятельная культура, имеющая свою структуру, содержание и механизмы проявления.
Профессиональный спорт четко делится на две составляющие: трениро-вочный процесс и соревновательная деятельность. Поэтому рассматривая те-му «психологической подготовки спортсменов», мы не можем не затронуть оба этих процесса. Суть их в том, чтобы обеспечить развитие и совершен-ствование нервно-психических механизмов, регулирующих движения, пере-живания и поведение. Исходя из этого можем определить, что психоло-гическая подготовка спортсменов образует собой комплекс, направленный на развитие и совершенствование различных систем организма спортсмена, ко-торые регулируют его психологическое состояние и поведение.
В психологической подготовке спортсмена существует четыре раздела: психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировоч-ному процессу; общая психологическая подготовка к соревнованиям; коррек-ция психических состояний на заключительном этапе подготовки к соревно-ваниям; специальная подготовка к конкретному соревнованию.
Влияние спортивной деятельности на психическое состояние человека
Потребность человека к движению и его стремление к совершенствова-нию физических качеств привело к появлению различных видов спорта. Именно физические упражнения, выполняемые по специфическим особенно-стям и уникальным правилам, являют собой особый вид человеческой дея-тельности – спортивную деятельность.
Современный спорт – это всегда море ярких и сильных эмоций и пере-живаний. Без эмоций спорт немыслим. К тому же, насыщение спортивных ме-роприятий сильными чувствами и эмоциональной увлеченностью оказывает положительное влияние на формирование личности человека. Но эмоции в спорте могут быть стеническими и астеническими и оказывать, как положи-тельное, так и отрицательное влияние на человека.
Проявление эмоций в спортивной деятельности разнообразно. И мне хотелось бы выделить некоторые из них:
Эмоциональные переживания, связанные с ходом спортивной борьбы. Проявление этих эмоций связано со стремлением к победе или достижение наивысшего результата. В их основе лежит напряженный характер и проявле-ние волевых усилий. Интенсивность этих переживаний во многом превосхо-дят проявление эмоциональной выраженности человека в повседневной жиз-ни. Особенность этих эмоций отражается в мимике и движениях спортсмена. Например, заработав для команды важное очко на соревнованиях, спортсмен не может сдержать радостью и его поведение принимает форму бурного аф-фекта. И наоборот, при негативном исходе у спортсмена может наступить упадок сил, неуверенность в себе.
Пребывание спортсмена на различные рода состязаниях всегда связано с сильным возбуждением, именуемым «спортивной злостью». Это состояние имеет большое динамогенное значение, благодаря которому спортсмен ощу-щает в себе огромные запасы энергии, не чувствует усталость, и все процессы в организме работают на повышенных ритмах.
Эстетические эмоции. Эти эмоции связаны с совершенным выполнением спортивных элементов, с их красотой, а также с попаданием в ритм движения. Как можно догадаться, такие эмоции присущи гимнастам, фигуристам и син-хронистам. Особенностью данной эмоции является то, что на уровень ее проявления может влиять внешняя обстановка соревновательных сооруже-ний. Например, яркая церемония открытия, музыкальное сопровождение, поддержка болельщиков – все это настраивает участника на достижение успе-ха, придает ему уверенности и желание показать свою подготовленность с наилучшей стороны. Но когда внешняя обстановка слишком проста и обы-денна, это может вызвать у спортсмена астенические эмоции и приводить к худшему настрою и слабым результатам.
Нравственные чувства, связанные с глубоким сознанием общественного значения своей спортивной. Эти чувства являются мощным стимулятором для спортсмена, наделяя его большими силами для преодоления трудностей и поставленных задач. Именно нравственные чувства могут решать исход борь-бы. Многие спортсмены, чувствуя ответственность перед командой и пресле-дуя ее интересы, показывают высокие результаты и не сдаются в трудную ми-нуту.
Таким образом для спортивной деятельности характерны:
а) яркие и сильные эмоциональные переживания, глубоко захватываю-щие личность спортсмена и оказывающие огромное влияние на его деятель-ность; одновременно это требует от спортсмена умения владеть своими эмо-циями и противодействовать тем из них, которые носят астенический харак-тер;
б) разнообразие эмоциональных переживаний, охватывающих самые различные по качеству эмоции - от простых физических чувств, связанных с мышечной деятельностью, до глубоких нравственных чувств, в основе кото-рых лежит общность интересов, сплачивающих спортивных коллектив в еди-ное целое;
в) динамичность эмоциональных состояний во время спортивных со-ревнований, быстрые переходы от одних чувств к другим, иногда противопо-ложным по своему характеру. Этому способствует и динамичность самих спортивных соревнований, проходящих с большой интенсивностью и нередко сопровождающихся быстрыми и резкими переходами от поражения к победе и др.
2.Особенности психологического состояния при подготовке к спортив-ным соревнованиям
Психология соревновательной деятельности занимается исследования-ми таких состояний спортсмена как психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Это есть предрабочее состоя-ние спортсмена, вызванное предстоящей деятельностью с повышенной ответ-ственностью.
Выделяют три стадии психического перенапряжения
1.Нервозность. Признаки:
-капризность;
-неустойчивость настроения;
-внутренняя раздражительность;
-возникновение неприятных ощущений в мышцах, внутренних органах и пр.
2.Прочная стеничность. Признаки:
-нарастающая, несдерживаемая раздражительность;
-эмоциональная неустойчивость;
-повышенная возбудимость;
-беспокойство,
-напряженное ожидание неприятности.
3.Астеничность. Признаки:
-общий депрессивный фон настроения;
-тревожность;
-неуверенность в своих силах;
-высокая ранимость;
-сенситивность.
Психическое напряжение можно поделить на два вида регуляции: эмо-циональная, которая вызывает переживание и волевая, основанная на волевых усилиях.
Эти два понятия тесно связаны друг с другом, и в тоже время прямо пропорциональны один другому. Может происходить так, что переживание спортсменом может стать мощным стимулятором к достижению поставленных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмадеев, Д. Н. Психологическая подготовка учащихся к соревно-ваниям / Д. Н. Ахмадеев. М.: Новая наука: стратегии и векторы развития. — 2016.
2. Ашихмина А. А. Техники саморегуляции субъекта спортивной дея-тельности как фактор его психологической безопасности / А. А. Ашихмина. М.: Наука, образование и культура. — 2016.
3. Бабушкин Г. Д. Психология физического воспитания. Омск: Сиб-ГАФК, 2015. 167 с.
4. Григорьева, И. В. Формирование психологической подготовки спортсменов к соревнованиям / И. В. Григорьева, Е. Г. Волкова, Е. Ю. Кузне-цов. М.: Воронеж. науч.-техн. вестн. — 2015.
5. Киселев Ю. А. Победи: Размышление и советы психолога спорта / Ю. А. Киселев М: Спортакадемия. — 2002.
6. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов / Под ред. Г.В. Монакова. - Псков, 2009. - 256 с.
7. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям | Psylist.net [Электронный ресурс]. — Режим доступа: \www/ URL: https://psylist.net/sport/fivo074.htm/- Загл. с экрана.
8. Общая психология : учебное пособие / под общ. ред. Н. П. Анси-мовой. Ярославль: ЯГПУ, 2013.
9. Родионов А. Психологическая подготовка спортсменов // Наука в олимпийском спорте. 2007. № 1. С. 93-98.
10. Психологическое обеспечение спортивной деятельности / под ред. Г. Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2016. 93 с.