Фрагмент для ознакомления
2
Современная историческая наука, отражая тенденции, характерные для развития научного знания в целом, отличается стремлением к расширению традиционной проблематики исторических исследований, привлечению методов и подходов, разработанных в смежных дисциплинах. Эти тенденции не обошли стороной и изучение теории и истории международных отношений. Одновременно возрастает интерес к изучению «человеческого» измерения тех или иных исторических событий и явлений, прежде всего, связанных с радикальными социальными потрясениями и переломами. Неудивительно поэтому, что именно изучение социально-психологического опыта воюющих обществ является в настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся направлений и в зарубежной и в отечественной историографии 20 века.
Актуальность обращения к подобной проблематике объясняется тем, что колоссальное, многообразное и противоречивое воздействие, которое Первая мировая война оказала на последующее развитие европейских государств, обществ и западной цивилизации в целом, остается еще во многом неизученным. В то же время, без изучения этого воздействия невозможно правильно понять и оценить ни современные социальные процессы, ни современные международные отношения. Так, именно Первая мировая война открыла «век масс» в европейской истории, тем самым предопределив специфический облик современного западного общества и заставив по-новому взглянуть на проблему взаимосвязи внутренней и внешней политики отдельного государства. С этой точки зрения, анализ социально-психологических процессов, характеризовавших реакцию населения европейских стран на события Первой мировой войны, дает возможность не только приблизиться к пониманию мировоззрения людей той эпохи, но может послужить также и отправной точкой для изучения современных проблем мировой политики.
Объектом данного исследования выступает германское общество. Таким образом, исследование охватывает самые важные в политическом, социальном и экономическом отношении области, которые в наибольшей степени отражали специфические характеристики рассматриваемых стран.
Предметом данного исследования являются образы англичан и французов в германской пропаганде в начале 20 века.
Целью данной работы является определение характера и сущности коллективных ценностей и идентичностей, которые были присущи рассматриваемому обществу и которые лежали в основе этого подъема.
Поставленная цель потребовала решения ряда задач:
- определение понятия «пропаганда»;
- выявить информационные войны и манипулирование массовым сознанием: исторический экскурс;
- определить образ англичан в немецкой пропаганде;
- выявить образ французов в германской пропаганде.
Методологическая основа работы. Изучение настроений в воюющих обществах периода Первой мировой войны и реакции современников на невиданные военные потрясения неизбежно ставит перед исследователями целый комплекс методологических проблем.
Степень изученности проблемы. Проблематика «человеческого измерения» Первой мировой войны сравнительно недавно стала объектом пристального внимания зарубежных, а затем и отечественных, исследователей. В то же время, сама подобная постановка вопроса – обращение к изучению социально-психологического опыта обществ в воющих странах периода Первой мировой войны – была во многом подготовлена развитием историографии в рамках традиционных исследовательских направлений.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1.Пропаганда. Понятие и генезис.
1.1. Определение понятия «пропаганда»
Пропаганда - это распространение информации(фактов, аргументов, слухов, полуправды или лжи) для воздействия на общественное мнение .
Пропаганда — это более или менее систематическая попытка манипулировать убеждениями, взглядами или действиями других людей с помощью символов (слов, жестов, знамен, памятников, музыки, одежды, знаков различия, причесок, рисунков на монетах и почтовых марках и т. д.). . Преднамеренность и относительно сильный акцент на манипулировании отличают пропаганду от случайного разговора или свободного и легкого обмена идеями. У пропагандистов есть конкретная цель или набор целей. Чтобы достичь этого, они намеренно выбирают факты, аргументы и символы и представляют их так, как, по их мнению, будут иметь наибольший эффект. Чтобы добиться максимального эффекта, они могут опускать или искажать важные факты или просто лгать, а также пытаться отвлечь внимание людей, которых они пытаются склонить от всего, кроме собственной пропаганды .
Сравнительно преднамеренная избирательность и манипулирование также отличают пропаганду от образования. Образование направлено на то, чтобы побудить реагирующих собирать и оценивать доказательства для себя, и помогает им освоить методы для этого. Однако следует отметить, что некоторые пропагандисты могут считать себя просветителями и полагать, что они говорят чистейшую правду, что они подчеркивают или искажают определенные аспекты истины только для того, чтобы сделать правильное сообщение более убедительным или что рекомендуемые ими действия на самом деле являются лучшими действиями, которые может предпринять слушатель. Точно так же и тот, кто считает сообщение пропагандиста самоочевидной истиной, может считать его поучительным; это часто случается с «истинно верующими» — догматическими реакциями на догматическую религиозную, социальную или политическую пропаганду. «Образование» для одного человека может быть «пропагандой» для другого.
Само слово « пропаганда », используемое в последние века, очевидно, происходит от названия и работы Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), организация римско-католических кардиналов, основанная в 1622 году для ведения миссионерской деятельности. Таким образом, для многих католиков это слово может иметь, по крайней мере, в миссионерском или церковном смысле, весьма респектабельный оттенок . Но даже для этих людей и, конечно, для многих других этот термин часто является устарелым, имеющим тенденцию обозначать такие вещи, как дискредитированные истории о зверствах и обманчиво заявленные военные цели Первой и Второй мировых войн и пропаганды за невыполненные предвыборные обещания тысячи политиков. Кроме того, это напоминает о бесчисленных случаях ложной и вводящей в заблуждение рекламы (особенно в странах, использующих латинские языки, в которых коммерческий термин или аналогичный термин является общим термином для коммерческой рекламы).
Термин пропаганда имеет еще одно значение, связанное с термином агитация. Эти два термина были впервые использованы русским теоретиком марксизма Георгием Плехановым , а затем их использовал Владимир Ильич Ленин в брошюре «Что нужно сделать? «(1902), в которой он определил «пропаганду» как аргументированное использование исторических и научных аргументов для идеологической обработки образованных и просвещенных (внимательной и информированной публики, на языке сегодняшних социальных наук); он определял «агитацию» как использование лозунгов, притч и полуправды для использования недовольства необразованных и неразумных .
Пропаганда-это мощное средство коммуникации, часто используемое для негативного манипулирования или формирования идей, причин или убеждений других людей. Рассмотрим, как пропаганда использовалась как США, так и нацистской партией во время Второй мировой войны, а также обнаружим положительные способы, которыми она может стать катализатором изменений к лучшему, рассмотрев различные методы, типы и примеры пропаганды.
На протяжении всей истории человечества мы были свидетелями ряда событий, которые стали источником боли и стыда для людей во всем мире. Выселение и переселение коренного населения в Северной Америке, еврейский холокост Второй мировой войны и этническая чистка тутси в Руанде в начале 1990-х годов-лишь несколько примеров. Но, хотя каждый из них представляет худшие аспекты человечества, они также являются примером успешного использования пропаганды.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Сиротинская М. М. 2008. Женское движение в США, 1840-1850-е гг. (по материалам американский периодических изданий) // Мифы и реалии Америки в периодике XVIII-XX вв. 1, 137-188.
2. Сиротинская М. М. 2008. «Молодая Америка» и доктрина вмешательства в оценке прессы США, начало 1850-х гг. // Мифы и реалии Америки в периодике XVIII-XX вв. 2, 91-151.
3. Стоун О., Кузник П. Нерассказанная история США // http://bookz.ru (2016. 12 март.).
4. Саченко И. И. Война и публицистика. Минск, 1980.
5. Георгиев В. А., Орлов А. С. История России. М., 2008.
6. Чернышева. Современная пропаганда: модели, методы, психологические эффекты// Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия. М., 2017. «Третий фронт»: как советская пропаганда победила пропаганду Геббельса// Русская семерка. М., 2018.
7. Адольф Гитлер. Моя борьба. «Т-ОКО».1992, с. 150 Б.Н. Ковалев. Содержание и организация нацистской пропаганды// Нацистская оккупация и коллаборационизм в России, 1941—1944
8. Кривова, П. А. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны / П. А. Кривова, А. С. Рыбалко, Э. П. Соболева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 5 (19). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/19/1301/ (дата обращения: 14.04.2022).
9. Троицкая Я. М. 2008. «The North American Review» и образ США в восприятии североамериканцев, 1815-1850 // Мифы и реалии Америки в периодике XVIII-XX вв. 1, 73-108.
10. Филимонова М. А. 2008. Полемика вокруг ратификации Конституции 1787 г. в периодической печати США: поражение антифедералистов // Мифы и реалии Америки в периодике XVIII-XX вв. 2, 7-46.