Фрагмент для ознакомления
2
147 и 1458 соответственно . В ходе выборов мэра г. Новосибирска (январь - апрель 2014 года) к 22 февраля 2014 г., т.е. к окончанию срока подачи документов на регистрацию, правом выдвижения кандидатов воспользовались 35 его субъектов. Необходимо отметить, что три кандидата, заявившие о своем самовыдвижении в первые дни избирательной кампании, в дальнейшем были выдвинуты политическими партиями. Это произошло после того, как двое из них не смогли собрать необходимое для регистрации количество подписей, а часть подписей, представленных третьим кандидатом, согласно решению Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии, были признаны недействительными . В этом контексте позитивным моментом является принятие упомянутых выше законов, связывающих возможность политической партии выдвигать кандидатов без представления подписей с уровнем ее поддержки среди избирателей.
Участие в выборах 2013 - 2014 годов достаточно большого количества политических партий привело к их неформальному блокированию в рамках отдельных избирательных кампаний. Так, в ходе уже упоминавшихся выборов мэра г. Новосибирска пять кандидатов, выдвинутых политическими партиями, накануне дня голосования сняли свои кандидатуры в пользу одного из кандидатов.
В связи с этим можно высказать мнение о необходимости закрепления в законодательстве возможности создания политическими партиями избирательных блоков. Известно, снижение требований к минимальной численности политических партий должно привести к возвращению в избирательное законодательство понятия «избирательный блок», а также к необходимости регулирования соглашений о создании и деятельности избирательных блоков.
1.3. Избирательная системы мира: на примере Баварии
«Свободное государство Бавария», будучи политически и экономически относительно автономным субъектом федерации с более чем тысячелетней историей, имеет свою конституцию и самостоятельно определяет структуру земельных органов власти. В Баварии выборы в региональный парламент - ландтаг - традиционно считаются важным социальным индикатором, позволяющим судить о политических предпочтениях немецких избирателей крупнейшей немецкой земли перед грядущими выборами в федеральный парламент - бундестаг.
Федеративные отношения в Германии имеют свои политико-правовые особенности. Речь идет о проводимых в стране сдерживающих и стимулирующих территориальных реформах, сложных и многогранных взаимоотношениях между федерацией и землями, а также между различными группами земель . Уже в начале XIX в. в Германии были заложены основы современного федерализма. Создание на конституционно-правовой основе сначала союза государств, впоследствии союзного государства определило то направление, по которому стала развиваться немецкая государственность вплоть до образования Федеративной Республики Германия . Действующая сегодня немецкая модель федерации сказывается и на избирательной системе Республики. Так, вся территория Германии разделена на 299 избирательных округов (нем. Wahlkreise), что, однако, при проведении выборов в земельный ландтаг Баварии не играет никакой роли. Объясняется это тем, что Основной закон ФРГ 1949 г. предоставил землям обособленное правовое положение и высокую степень самостоятельности.
С населением 12 604 244 человека Бавария является особым субъектом федерации - так называемым «Свободным государством Бавария» (нем. «Freistaat Bayern»), стоит среди всех 16 земель обособленно (в свое время Бавария не подписала Основной закон ФРГ, лишь признала его), ее граждане во время земельных выборов демонстрируют свою политическую самостоятельность и региональную идентичность. Это самая крупная немецкая земля, где действует несколько иное, нежели по всей Республике, избирательное право.
Земельный парламент - Баварский ландтаг (нем. der Bayerische Landtag) является одним из высших государственных органов Баварии. Будучи таковым, он стоит в центре всей политической системы «Свободного государства Бавария». С 1949 г. ландтаг Баварии имеет своим постоянным местопребыванием историческое здание Мюнхена - Максимилианеум (нем. Maximilianeum). Это один из старейших парламентов в Европе.
Развитие парламентаризма в Баварии начинается в начале XIV столетия. 15 июня 1311 г. в старой части Баварии - в Верхней и Нижней Баварии (Altbayern) - обозначаются вехи так называемого «Оттонского права» (нем. «Ottonische Handfeste»), что принято считать началом истории баварского парламентаризма. Герцог Нижней Баварии из династии Виттельсбахов Оттон III заложил основы земельного парламентаризма, создав так называемые «сословные представительства» (нем. «die landstandischen Vertretungen»), называемые «ландшафтом» (от нем. «Landschaft» - «феодальное сословное представительство») .
Перед современным ландтагом Баварии, избираемым раз в пять лет, стоят четыре ключевых задачи: создание земельного правительства Баварии (нем. Bayerische Staatsregierung); участие в законодательном процессе; контроль земельного правительства; оказание содействия коллективным органам парламента - комитетам, комиссиям и т.д.
Ландтаг Баварии 17-го созыва, избранный 15 сентября 2013 г., состоит из 180 членов. С 2008 по 2013 г. в состав баварского ландтага 16-го созыва на основе так называемых четырех «дополнительных» мандатов и трех «компенсационных» мандатов (нем. «Ausgleichsmandaten») входили 187 депутатов. 77 депутатов тогда впервые вошли в баварский парламент.
Избирательное право «свободного государства», основанное на принципе пропорционального представительства, закрепляется в ст. 14, абз. 1, Конституции Баварии (нем. die Verfassung des Freistaates Bayern, сокр. Bayerische Verfassung) от 2 декабря 1946 г., в Законе земли Бавария о земельных выборах (нем. Bayerische Landeswahlgesetz, сокр. LWG) от 11 августа 1954 г. и в Положении о выборах в ландтаг, народной инициативе и всенародном голосовании (нем. Wahlordnung Landtagswahlen, Volksbegehren und Volksentscheide, сокр. Landeswahlordnung/LWO) от 16 февраля 2003 г.
Председатель избирательной комиссии земли Бавария (нем. Landeswahl-leiter des Freistaates Bayern) руководит проведением народных инициатив и референдума, выборами в ландтаг Баварии и в немецкий бундестаг и, безусловно, в Европейский парламент. Председатель несет ответственность за их подготовку и проведение, за голосование избирателей, равно как и за подсчет голосов и установление официальных результатов выборов. В своей деятельности земельный избирком «привязан» к Баварскому земельному ведомству по статистике и обработке данных (нем. Bayerisches Landesamt Statistik und Datenverarbeitung), соответственно, он представлен на сайте данного ведомства.
Вопросы, связанные с избирательной системой Баварии в контексте выборов в земельный парламент, достаточно хорошо изучен немецкими исследователями Ральфом Ротте и Мартином Штайнингером в работе «Результаты выборов в «Свободном государстве Бавария»: структурные факторы влияния с 2002 года». На основании новаторского набора данных ученые исследуют социально-экономические детерминанты результатов выборов в баварский ландтаг, включая представленность ведущих партий - CSU, SPD, Grune, Freie Wahler и FDP, - в период избирательных кампаний 2003 и 2008 гг. При этом исследователями анализируются данные по всем 2056 баварским коммунам.
Анализ современной законодательной базы современного баварского избирательного права, научной литературы и иных источников, опубликованных в печатных и электронных средствах массовой информации, позволяет сделать нижеследующие выводы.
Выборы в баварский ландтаг, по сравнению со всеми остальными федеральными землями, имеют ярко выраженные особенности. Так, политические партии в Баварии выступают по всей федеральной земле не с одним избирательным списком (нем. «Bayern-Liste»), а имеют до семи самостоятельных партийных списков в семи «административных округах» (нем. «Regierungsbezirke»), которые, в свою очередь, являются «избирательными округами» (нем. «Wahlkreisen»): Верхняя Бавария (нем. Oberbayern), Нижняя Бавария (нем. Niederbayern), Верхний Пфальц (нем. Oberpfalz), Верхняя Франкония (нем. Oberfranken), Средняя Франкония (нем. Mittelfranken), Нижняя Франкония (нем. Unterfranken) и Швабия (нем. Schwaben). Каждый административный округ, как было указано выше, представляет собой самостоятельный избирательный округ. Таким образом, в Баварии насчитывается семь избирательных округов. Это связано с подразделением земельных территорий на «административные округа» (нем. «Regierungsbezirke»), районы - так называемые «ландкрайсы» (нем. «Landkreise») и «города районного значения» (нем. «kreisfreie Stade»).
По избирательным округам 60 депутатских мандатов в ландтаг приходится на Верхнюю Баварию, 18 мандатов - на Нижнюю Баварию, по 16
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст. // Российская газета. 1993. -№ 237.
2. Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Текст. // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406.
3. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Текст. // СЗ РФ. 2000. № 1 (ч. 2). Ст. 11.
4. Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» С.З. РФ. 24.02.2014. N 8. ст. 740.
5. Решение Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии от 20.02.2014 N 48/272 "Об отказе П. в регистрации кандидатом на должность мэра города Новосибирска". URL: http://www.izbirkom.novo-sibirsk.ru.
Литература
6. Антропов Р.В. Кодификация германского права конца XVIII - XIX вв.: историко-теоретический анализ: Монография. Чита: ЗИП СибУПК, 2014.
7. Анохин Н.В., Мелешкина Е.Ю. Пропорциональная избирательная система и опасности президенциализма: российский случай // Полис. 2014. N 5. Денисов С.А. Использование норм государственного (конституционного) права против оппозиции // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 18.
8. Барабаш Ю.Г. Непосредственная демократия в Украине: состояние и перспективы развития // Народовластие и права человека / Под ред. проф. Н.В. Витрука, Л.А. Нудненко. М.: РАП, 2016.
9. Волков В.Э. Злоупотребление пассивным избирательным правом в контексте противодействия коррупции // Выборы и иные формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления. Самара: Изд-во Самар. гос. ун-та, 2014.
10. Ерыгина В.И. Новые модели партийного представительства в российском парламенте и совершенствование правового механизма их регулирования // Народовластие и права человека / Под ред. Н.В. Витрука и Л.А. Нудненко. М.: РАП, 2013.
11. Казак Е.С. Реформа федеративных отношений в Германии: взаимосвязь права и политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 7.
12. Княгинин К.Н. Федеративная территориальная структура Германии: от прошлого к настоящему (часть 1) // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 7.
13. Кынев А., Любарев А., Максимов А. Региональные и местные выборы 8 сентября 2013 г.: тенденции, проблемы и технологии. М., 2014.
14. Малый А.Ф. Смешанная избирательная система: существует ли она? // Российская юстиция. 2014. N 6.
15. Международные избирательные стандарты: Сб. док. М.: Весь мир, 2014.
16. Нудненко Л.А. К вопросу о пропорциональных выборах депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2014. N 6.
17. Тюрина Н.С. Вопросы становления системы избирательных комиссий и досрочного прекращения полномочий члена комиссии с правом решающего голоса // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 1.
18. Хачатрян А.Г. Модернизация парадигмального мышления о соотношении "политизации власти" и "партизации власти" в контексте культуры власти // Конституционное право и политика: Сб. материалов Междунар. науч. конф. (28 - 30 марта 2012 г.) / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Юристъ, 2014.
19. Чиркин В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) // Журнал российского права. 2016. N 11.
20. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2015.
21. Чиркин В.Е. О пропорциональной избирательной системе с преференциальным вотумом // Журнал российского права. 2013. N 6.
22. Чуров В.Е., Эбзеев Б.С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Журнал российского права. 2016. N 11.
23. Шерстобоев О.Н. Теория интересов в административно-правовом измерении: на примере высылки иностранных граждан за пределы принимающего государства // Российский юридический журнал. 2016.
Сайты:
24. http://www.cikrf.ru/polit-party/MinUst/11fev14/11fev.html
25. http://mail.rambler.ru/m/folder/INBOX/5095_1/.
26. http://www/oprf.ru/.
27. https://www.bayern.landtag.de/parlament/
28. https://www.bayern.landtag.de/abgeordnete/wahlen-und-statistiken/
29. http://lenta.ru/news/2013/01/15/out/.