Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. У каждого нашего действия или решения есть свой определенный мотив, это то, что управляет нашим поведением, определяет его направленность, активность, организованность и устойчивость. Проблема мотивации и мотивов поведения - одна из основных в психологии. Трудно сказать конкретно, откуда берётся мотивация делать что-либо, например, учиться, ведь мотивы у всех разные и они часто связаны с личностными качествами, побуждениями, мировоззрением, с переживаниями и т.д.
Мотивация – источник активности и направленности на предметы и явления действительности. Именно поэтому проблема мотивации в процессе обучения характерна для каждого школьного предмета. Учебная деятельность, как и любая другая, осуществляется под влиянием ряда факторов, главными из которых являются потребности. Совокупность различных мотивов составляет мотивацию. Она как регулятор учебной деятельности пронизывает все психологические процессы обучаемого и оказывает на них сильное воздействие.
Мотивов к успешному обучению в школе достаточно, к примеру, отличные оценки, одобрение родителей, поступление в высшие учебные заведения или просто желание быть более эрудированным во многих областях. Но есть факторы, которые негативно влияют на мотивацию, даже при наличии достаточно сильных мотивов, один из таких — тревожность.
Тревожность тесно связана с обучением, т.к. часто ведет к снижению продуктивности и работоспособности, а также к трудностям с социальной адаптацией. Тревожность является одной из самых изучаемых проблем в психологии, т.к. отрицательно влияет на абсолютно все сферы жизни людей, в частности подростков. Для подростков нормально быть «слишком» эмоциональными, из-за этого их переживания часто проявляются в более сильной форме, что отрицательно сказывается на успеваемости, а вследствие, и на мотивации учиться дальше, из-за чего общее напряжение подростка только растет.
Цель: исследование мотивации учебной деятельности подростков с разным уровнем школьной тревожности.
Объект: мотивация учебной деятельности.
Предмет: учебная мотивация подростков с разным уровнем школьной тревожности.
Гипотеза: уровень тревожности подростков обуславливает особенности учебной мотивации.
Задачи:
1) Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивации учебной деятельности.
2) Рассмотреть факторы, определяющие мотивацию учебной деятельности.
3) Изучить учебную мотивацию подростков.
4) Изучить уровень тревожности подростков.
5) Провести анализ показателей уровня мотивации подростков с различным уровнем тревожности.
6) Рассмотреть методы работы с подростками по снижению школьной тревожности.
Методы исследования:
1) Теоретические — изучение и анализ литературы.
2) Проведение опроса/анкетирования.
Выборка: подростки 14-15 лет. Общее количество испытуемых 75 человек.
Структура работы состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1.Проблема учебной мотивации в подростковом возрасте
1.1. Особенности мотивации подростков
Проблема мотивация – одна из основных, фундаментальных в психологии. Ей посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей. Мотивация – является одним из важнейших компонентов любой деятельности и представляет интерес для многих дисциплин. Асеев В.Г. отмечает, что «динамика формирования личности скрывает в себе те устойчивые закономерности, раскрытие которых является основной целью психологии. Самыми важными из них являются закономерности развития мотивации как высшей формы регуляции психических процессов и движущей силы человеческой деятельности» [4, c. 223]. В педагогике мотивации также уделяется пристальное внимание: она является одним из основных компонентов организации учебной деятельности и важной характеристикой самого субъекта этой деятельности [2, c. 55].
Вопросами мотивации занимались многие отечественные и зарубежные методисты, педагоги и психологи, среди которых И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Н. М. Симонова, З. Дёрнеи, Р. Гарднер и многие другие. В связи с этим существует большое количество подходов к пониманию сущности мотивации, её природы и структуры.
В психолого-педагогической литературе мотив определяется как побудительная причина действий и поступков человека, исходящих из стремления удовлетворить свои потребности. Л. И. Божович рассматривал в качестве мотивов предметы внешнего мира, идеи, представления, а также эмоции и чувства [8, c. 59].
Опираясь на работы А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, Н. М. Симоновой, занимавшихся психологическими аспектами мотивации, было выявлено несколько трактовок понятия мотивации как психолого-педагогического явления:
1) внутреннее состояние человека, которое побуждает его совершить какие-либо действия, чтобы удовлетворить потребности [9, c. 555];
2) совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность [5, c. 13];
3) психологический процесс, преобразующий внешние воздействия во внутреннее побуждение [24, c. 20].
В структуре мотивации учёными выделяются её структурные компоненты. Так, например, Б.И. Додонов выделяет следующие составляющие мотивационной деятельности:
1. Удовольствия от самой деятельности.
2. Значимость для личности непосредственного её результата.
3. «Мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность.
4. Принуждающее давление на личность [c. 69].
Первый и второй компоненты выявляют направленность на процесс и результат деятельности и являются внутренними по отношению к мотивации. Третий и четвёртый – фиксируют внешние (положительные и отрицательные по отношению к деятельности) факторы воздействия.
Таким образом, под мотивацией стоит понимать совокупность внешних и внутренних движущих сил, «стимулов», побуждающих человека к реализации тех или иных влечений и потребностей через действия или поведение.
В подростковом возрасте мотивация учебной деятельности проявляется следующим образом: в начале подросткового возраста интерес к учению повышается в связи с появлением новых учебных предметов, разных учителей, а затем к 7–9 классам вновь снижается.
Развитию познавательных интересов в этом возрасте способствует сензитивность подростка. Происходит укрепление широких познавательных мотивов, у ребенка возрастает интерес к новым знаниям, к участию во внеклассных занятиях.
Также заметно укрепление учебно-познавательных мотивов у подростков, что проявляется в интересе к способам приобретения знаний. Основой для этих мотивов служит стремление учащихся к взрослости. В этом возрасте школьникам пока сложно осознать этот вид учебных мотивов, но при этом они проявляют заинтересованность в анализе методов познания, путей научного поиска, что пополняет их представления о самостоятельных приемах приобретения знаний.
Кроме того, у подростков происходит развитие мотивов самообразования. В отличие от младших школьников, у учеников подросткового возраста задачи самообразования более конкретны. Чаще всего это могут быть более близкие цели – сдать экзамены, записаться в секцию, т.е. не связанные напрямую с целями выбора профессии и развития личности в целом [23, c. 65]. Развитие познавательных мотивов у подростков определяется их стремлением к самостоятельным формам работы. Школьник хочет строить свою познавательную деятельность за пределами школьной программы, на уроке выполнять самостоятельные учебные задания, работать со сложным материалом.
Можно подчеркнуть некоторые особенности подростка, которые способствуют становлению мотивации учения и те, что препятствуют ей.
Благоприятные особенности мотивации в этом возрасте, выделяемые Т.В. Драгуновой: «потребность во взрослости» - когда подросток не желает больше считать себя ребенком, стремится занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, и к себе; своеобразная восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека; проявление общей активности, готовности включаться в различные виды деятельности совместно с взрослыми и сверстниками; желание подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, потребность в самовыражении и самоутверждении; стремление подростка к самостоятельности; увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), с появлением все большей избирательности; содержательность и устойчивость интересов; развитие у подростков, на основе имеющихся качеств, специальных способностей (музыкальных, литературных, технических и др.) [12].
Отрицательные характеристики учебной мотивации подростка, как считает А.К. Маркова, объясняются рядом причин. Незрелость оценок подростком собственной личности и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими: школьник не принимает на веру мнение и отметки учителя, порой проявляет негативизм, вступает в конфликты с взрослыми. Стремление к взрослости и нежелание быть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, которые он выставляет, несмотря на то, что на самом деле подросток дорожит мнением взрослого [23].
Итак, рассматривая мотивацию учебной деятельности подростков, мы условно определили границы подросткового возраста как период от 11 до 17 лет. Именно в это время происходят глобальные изменения в физическом, личностном, нравственном и социальном развитии ребенка.
В данном параграфе мы описали основные новообразования подросткового возраста и рассмотрели особенности учебной мотивации подростков.
На психологическое состояние подростка в этот период влияют несколько факторов: со стороны организма наблюдается гормональная перестройка организма и психофизиологических процессов, происходят изменения в чувственной и эмоционально-волевой сферах.
В этот период формируется также еще одно важное психологическое новообразование, а именно самосознание, открывающее внутренний мир ребенка.
1.2. Факторы, влияющие на мотивацию
Проблема учебной мотивации также является ведущей в исследованиях методистов и психологов, она определяется как процесс побуждения обучаемого к учебной деятельности для достижения образовательной цели. Главная задача мотивации учения, по мнению Б. Вернера, – организация учебного процесса, что максимально способствует раскрытию внутреннего потенциала личности обучаемого (цит. по Агеенко 2014: 272).
Р. Гарднер выделял 4 аспекта мотивации: 1) цель; 2) действия или поведение, помогающие достичь цели; 3) желание добиться цели; 4) позитивное отношение к цели. Некоторые придерживались немного другой точки зрения, по их мнению, мотивация определяется удовольствием от деятельности, значимостью её результата для человека, наличием или размером вознаграждения и принуждающим давлением на личность [цит. по 13, c. 36).
Особенности учебной мотивации определяются такими факторами, как образовательная система, образовательное учреждение, организация образовательного процесса, специфика учебного предмета, субъективные особенности педагога.
Мотивация учения имеет довольно сложную структуру. Её основными компонентами являются мотивы. Е. П. Ильин к мотивам учебной деятельности относит все факторы, обуславливающие проявление учебной активности [20, c. 69].
Классификация мотивов по Вернеру представлена таким образом:
― познавательный мотив – обучение направлено на приобретение умений и навыков;
― гражданский мотив – обучение помогает подготовиться к жизни в обществе;
― мотив социальной идентификации с родителями – стремление оправдать родительские ожидания в области учёбы и поведения;
― мотив социальной идентификации с преподавателем – стремление соответствовать требованиям преподавателей;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова А. А., Кузнецова С. О. Влияние условий обучения на проявление агрессивности у подростков // Тюменский медицинский журнал. – 2012. – № 1. – С. 3–6.
2. Аркаева М. Ю. Изучение влияния ситуативной тревожности на учебную мотивацию младших школьников // Концепт. – 2015. – Т. 18. – С. 51–55.
3. Асадчикова А. А., Крючева Я. В. Тревожность и агрессивность, дестабилизирующие факторы формирования личности // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона: материалы Всероссийской научно-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов (Тюмень, 17 апреля 2013 г.). – Тюмень, 2014. – С. 232-234.
4. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1974. – С. 221-244.
5. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. – Улан- Удэ, 2004. – 210 с.
6. Березнева Е. Ю., Крысова Т. И. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности подростков с видами темперамента, ситуативной тревожностью и межличностными отношениями в семье // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10-2. – С. 357-360.
7. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. – 210 с.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштайна. – М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – С. 58-71.
9. Большой энциклопедический словарь. – М.: АСТ, 2011. – 1045 с.
10. Бусыгина И. С., Распопин Е. В. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2013. – Т. 6. – № 2. – С. 93-97.
11. Бутылецкая В. И., Великова С. А. Взаимосвязь тревожности, мотивации достижения и успеваемости в учебной деятельности у старшеклассников // Психология учебной и профессиональной деятельности (Владимир, 27-28 марта 2018). – Новосибирск: Академиздат, 2018. – С. 181-183.
12. Вахитова Г. В. Формирование познавательной мотивации младших школьников в творческой деятельности // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2014. – № 4 (6). – С. 14.
13. Герасимова А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ipras.ru.
14. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. – СПб.: Издво Питер, 2005. – 160 с.
15. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 38.
16. Евдокимов В. И. Проективная психодиагностика. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
17. Жулина Г. Н., Васькина В. С. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 2. – С. 14-18.
18. Зайцева, А.П. Особенности мотивационной сферы подростков / А.П. Зайцева // Молодой ученый. – 2016. – №18. – С. 182-184.
19. Изард К. Психология эмоций / пер. с англ. А. Татлыбаева. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
20. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
21. Ковпак Д. В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. – СПб.: Наука и техника, 2007. – 240 с.
22. Козырева Т. М. Формирование мотивационной сферы учащихся начальной школы в условиях ФГОС // Вестник Удмуртского государственного университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2013. – № 2. – С. 71.
23. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 310 с.
24. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 210 с.
25. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004. – 210 с.
26. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 448 с.
27. Педагогическая психология / под ред. И. А. Зимней. – Р-н/Д: Феникс, 2010. – 360 с.
28. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 12-18.
29. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 280 с.
30. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. – 480 с.
31. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. – 2012 [Электронный ресурс]. – N 6 (17). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 05.04.2022).
32. Степанов, С.С Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов // изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Эксмо, 2005 – 672 с.
33. Хмелева Ю. А. Характеристика тревожности как личностной проблемы детей младшего школьного возраста, имеющих трудности при обучении // Современные научные исследования и разработки. – 2016. – № 6 (6). – С. 517-519.
34. Щербинина О. А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – № 3 (125). – С. 108-113.
35. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 390 с.