Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что общение в жизни человека возникает раньше других процессов и существует во всех видах деятельности. Также оно является одним из основополагающих видов деятельности людей. Общение всегда показывает значительные личностные характеристики объекта и субъекта общения и оказывает влияние на дальнейшее формирование деятельности.
В данный момент из-за изменений в разных сферах жизни стали острой проблемой вопросы, связанные с подготовкой растущего поколения к независимой жизни. В центре внимания этого вопроса находятся дети, имеющие проблемы в психофизическом развитии. Исследования отмечают, что сейчас происходит в значительной степени рост числа детей этой категории. Количество обучающихся, которые не справляются с учебной программой составляет 50% от общей суммы детей с задержкой психического развития (ЗПР). Эти дети испытывают затруднения при формировании учебной и игровой деятельности, двигательных функций, речи и общения.
А. В. Запорожец, М. И. Лисина. А. Г. Рузская считают, что коммуникативные умения благоприятствуют развитию психики ребенка, в целом формируют личность. А 3. М. Богуславская и Д. Б. Эльконин говорят о влиянии коммуникативных умений на общий уровень деятельности.
По мнению Г. Г. Кравцова, М. И. Лисиной, В. А. Петровского, А. Г. Рузской, Е. Е. Шульшенко, потребность в сформированности коммуникативных умений доходит до максимального значения к началу обучения в школе, т. е. в младшем школьном возрасте. Если элементарные коммуникативные умения отсутствуют, то это затрудняет процесс общения между ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, это ведет к возрастанию тревожности, нарушению процесса в целом.
Объект исследования - особенности общения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - формирование общения с взрослым и сверстниками младших школьников с задержкой психического развития.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности общения младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи:
- определить современные подходы к проблеме общения.
- изучить психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития.
- выявить условия формирования коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития.
- проанализировать уровень сформированности навыков общения детей с задержкой психического развития.
- определить психолого-педагогические и театрально-педагогические методики, способствующие развитию навыков межличностной коммуникации у детей с задержкой психического развития.
Методы исследования.
1. Теоретические: анализ теоретических источников, обобщение теоретических и экспериментальных данных.
2. Эмпирические: наблюдение, тестирование, формирующий эксперимент.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Современные подходы к проблеме общения
Процесс общения является непростым, многосторонним процессом установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностью в совместной деятельности. Понятие общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Именно под общением понимается взаимодействие двух или более субъектов, которое состоит в обмене между ними сообщениями, имеющими настоящий и эмоциональный аспекты. Оно основывается на реализации особенной потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует проявление радости.
Г.И. Щукина отмечает, что общение является процессом установления, развития и завершения контакта, который характеризуется тремя сторонами: коммуникативной, социально-перцептивной и интерактивной [37, c 57].
Коммуникативная сторона в процессе общения заключается в обоюдном обмене информацией между партнёрами коммуникации, передаче и приёме знаний, идей, чувств, мнений. Универсальным средством эффективной коммуникации считается речь, при помощи которой не только лишь предаётся информация, но и исполняется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» - взаимодействие) содержится в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, которое позволяет общающимся реализовать для них некую общую деятельность [7].
Перцептивной (социально-перцептивной) стороной общения является процесс воспитания, познания и осмысливания людьми друг друга со следующим установлением на данной базе определённых межличностных отношений и означает, процесс восприятия социальных объектов.
Проблема общения относится к числу важных для ребенка сфер жизнедеятельности. Психологи сходятся в том, что общение оказывает огромное влияние на формировании личности.
Согласно мнению Л.Н. Блинова, когда человек взаимодействует с другими людьми, он может сразу выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он узнает собственного партнера, определяет к нему свое отношение, влияет на него с целью решения какой-то определенной задачи. Прежде всего, он сам является объектом познания для того, с кем общается [6, c 108].
Другим принципиальным условием общения является наличие средств, при помощи которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная взаимосвязь. Средства социального и психологического общения довольно многообразны.
К средствам общения В.М. Соколова относит [31, c 70]:
- язык - система слов, выражений и правил;
- интонация, эмоциональная четкость, которая придает различное значение одной и той же фразе;
- мимика, поза, взгляд собеседника;
- жесты как общепризнанные или экспрессивные, которые служат для большей выразительности речи;
- расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных обычаев, от степени доверия к собеседнику.
Например, Т.А. Ткачева отмечает, что общение с друзьями источник не только лишь появления новых интересов, но и развитие норм поведения. Это соединено с тем, что среди детей в процессе взросления появляются определенные требовании к дружеским отношениям: к чуткости, отзывчивости, умению сохранять тайну, воспринимать и сопереживать [34, c 102].
Общение является основной потребностью детей любого возраста. Потребность в общении с ровесниками, которых не способны заменить родители, появляется чрезвычайно рано, еще в детстве, и с возрастом увеличивается. Уже у дошкольников отсутствие общества ровесников негативно воздействует на развитии коммуникативных возможностей и самосознания.
Общение является не элементарно вниманием к другому человеку или показ отношения к нему, оно постоянно обладает своим содержанием, которое связывает общающихся людей. Это может быть совместная деятельность, которая направлена на приобретение и результата, или содержание беседы или обмен мнениями по поводу действия или элементарно ответная улыбка.
Ведь главное, чтобы сам предмет общения, его содержание были общими для людей, которые вступили в общение. Многие трудности в воспитании детей соединены как раз с тем, что содержание общения ребенка и содержание общения взрослого не сходятся: взрослый говорит об одном - ребенок понимает другое и поэтому, пытается дать ему ответ ему в собственном понимании. И хотя внешне подобная беседа может быть чрезвычайно похожа на общение, в нем появляется не общность, а наоборот отчуждение и недопонимание.
Особенно велика роль общения с близкими взрослыми – это не лишь условие, которое помогает детям привычно жить, и расти, это основной источник, двигатель психического развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Учеб. пособие [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – Обнинск, 2015. – 294 с.
2. Аксёнова А.К., Антропов А.П., Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Изд-во Просвещение, 2016 - 296 с.
3. Актуальные проблемы специальной психологии в образовании Часть 1. Сборник межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х ч. Новосибирск. КГПУ. 2019. - 320 с.
4. Альбуханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. -2016. - Т. 14. - № 4.
5. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития СПб. Питер, 2017. - 256 с.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2016.-136 с.
7. Блинова, Л.Н. Обратная связь в межличностном общении: учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2014. – 147 с.
8. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: изд-во "АСТ, Астрель", 2018 г. - 222 с.
9. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. - 2018. - № 3. - С.91.
10. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Программа коррекционно-развивающих занятий педагога дополнительного образования по профилактике психосоматических нарушений у младших школьников М.: РУДН, 2017. – 70 с.
11. Головина А.А. Психологическая технология развития эффективного эмпатического общения. (Учебное пособие.). Учеб. - метод. пособ. Головина А. А. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2014. – 80 с.
12. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» [Текст] / Сост. Н. Д. Соколова. – М.: Просвещение, 2016.– 588 с.
13. Дети с отклонениями в развитии [Текст] / Под ред. М. С. Певзнер. – М., 2016.– 168 с.
14. Егорова, Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей [Текст] / Т.В. Егорова// Дефектология. - 2015. - № 4. – С. 15-31
15. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей: Дошкольный и младший школьный возраст : учеб.-метод. пособие / Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. – СПб.: Речь, 2015 – 208 с.
16. Ефанова, З.А. Развитие мышления. Разработки занятий. Подготовительная группа [Текст] / З.А. Ефанова. – В. Корифей, 2016. – 112 с.
17. Запятая О.В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. 1-4 классы Волгоград: Учитель, 2019. - 49 с.
18. Зверева, Н. Р. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста / Н. Р. Зверева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 45 (283). - С. 331-333.
19. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие. СПб. Детство-Пресс, 2017. - 112 с.
20. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2019. - 146 c.
21. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей: пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. В. Квач. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014 – 160 с.
22. Кононенко К.М. Особенности отношений со сверстниками у дошкольников с задержкой психического развития // Сборник докладов III международной научной заочной конференции (Липецк, 20 марта 2019 г.). Т. II. Психологические науки / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Издательский центр «Де-факто», 2019. С. 77-82
23. Лубовский В.И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития // Психологическая наука и образование psyedu.ru 2012 01 Специализированное научно-аналитическое издание. Москва. МГППУ. Издатель: Издательство «Институт психологии РАН». 2018. С. 25-29
24. Люблинская А. А., Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. [Текст]/ А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 2015. – 415 с.
25. Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка. - Нижний Новгород, - МГПУ, - 2017, – 47 с.
26. Минская, Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста [Текст]: Автореф. канд. пед. наук Науч.-исслед. ин-т психологии. -М., 2014.-22 с.
27. Мищенко З.И. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития. Уч.-метод. пособие. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2017. – 134 с.
28. Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / Р.С. Немов / В 3 кн. – 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 604 с.
29. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. – М.: Коррекционная педагогика, 2017. – 208 с.
30. Поддъяков Н. Н., Мышление дошкольника. [Текст]/ Н.Н. Поддъяков - М.: Педагогика, 2016. С. 147-161
31. Соколова, В.М. Коррекционное обучение как основа развития личности аномального дошкольника. [Текст] / В.М. Соколова – М., 2016. – 252 с.
32. Специальная дошкольная педагогика: учеб.пособие [Текст] / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – М.: Академия, 2016. – 312 с.
33. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонения в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева. – М.: ВАЛДОС, 2019. – 180 с.
34. Ткачева, Т. А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении / Т.А. Ткачева. - М.: Гном, 2016. - 176 c.
35. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. [Текст] / У. В. Ульенкова. – М., Педагогика, 2015. – 211 с.
36. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий. Москва, 2017. – 90 с.
37. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. Учебное пособие [Текст] / Г.И. Щукина. – М., 2018. – 154 с.
38. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Учебное пособие [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Наука, 2016. – 281 с.