Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить и будущее принадлежит генераторам новых идей, тем, кто умеет креативно мыслить и быстро адаптироваться к новым требованиям. Очевидно, что развитие человека не только интеллектуального, но и творческого, требует развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей. На сегодняшний день проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Анализ литературных источников показал, что проблема развития творческих способностей детей интересовала отечественных и зарубежных исследователей. Процесс становления творческой личности занимал выдающихся педагогов 20-х и 30-х годов XX века: Б.В Асафьева, П.П. Блонского, А.В Луначарского, С.Т. Шацкого, Б.Л. Яворского и др. Проблему детского творчества, развития и формирования творческих способностей детей в нашей стране также исследовали ученые В.А. Левин, А.Н Лука, А.А Мелик-Пашаев, Р.С. Немов, Б.М. Теплова. Однако многие вопросы исследования творческих способностей дошкольников остаются весьма значимыми и в настоящее время.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования: средства психолого-педагогической работы по развитию творческих способностей дошкольников.
Цель исследования: изучить, теоретически обосновать средства психолого-педагогической работы по развитию творческих способностей дошкольников.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «творческие способности» в научной литературе;
2) выявить особенности развития творческих способностей дошкольников;
3) провести диагностику сформированности творческих способностей дошкольников;
4) разработать цикл занятий по развитию творческих способностей дошкольников.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики); эмпирические (наблюдение, констатирующий этап эксперимента); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
База исследования:
Выборка исследования: 20 детей 4-5.
Структура работы: работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.
1. Сущность понятия «творческие способности» в научной литературе
В современных условиях возникают вопросы социально-экономической жизни общества, решить которые способны лишь творчески одарённые люди, поэтому не вызывает сомнений значимость детального изучения проблемы творчества. Г.С. Альтшуллер особо выделяет его глубокую социальную сущность. Следовательно, в настоящее время творчество определяется как многокомпонентный процесс, играющий существенную роль в развитии социокультурной среды. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в свете ФГОС. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве [1, с. 53].
Понятие «творчество» всегда привлекало к себе внимание многих исследователей (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Н.В. Гавриш, Т.Г. Евсеева, И.Т. Фролов, М.Г. Ярошевский). Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования.
И.Т. Фролов определяет творчество как процесс деятельности человека, который создают качественно новые материальные и духовные ценности. В творческом процессе участвуют все духовные силы индивида, в частности воображение и навыки, которые приобретены в процессе обучения и практической деятельности, нужные для реализации творческого плана [20, с.345].
В Новой философской энциклопедии Института философии Российской академии наук отмечается, что под творчеством можно понимать иерархически структурированное объединение способностей, присущих человеку, которые устанавливают степень и функции мышления, нацеленных на адаптацию к меняющимся и незнакомым условиям в сенсомоторной, визуальной, операциональной и логико-теоретической формах [16, с. 223]. Б.Г. Ананьев считает, что творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека [2, с. 173]. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков трактуют творчество как деятельность, итогом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, человеческую деятельность, в которой появляются новые результаты [3, с. 325].
Как указывает Т.Г. Евсеева, творчество – форма человеческой деятельности по духовно-практическому освоению мира, содержанием которой является наиболее полная реализация сущностных сил субъекта познания, результаты которой отвечают критериям новизны и социальной значимости [7, с. 3].
Е.П. Ильин отмечает, что главным условием становления творческих способностей является самостоятельно возникшая у ребенка инициатива к творению. Но незаурядные творческие способности, возможно, развить в условиях проведения систематической педагогической работы [9, с. 687].
Творчество как процесс комбинирует в себе логическую и интуитивную, сознательную и бессознательную составляющие. В то же время оно основывается на традиционных когнитивных процессах, а также придает им специфическую окраску. По мнению В.А. Левина, детское творчество – это творчество лишь в психологическом плане, поскольку дети создают что-то новое для себя [11, с. 34].
А.Г. Гогоберидзе подчеркивает, что итогом детского творчества, т. е. создание произведения или образа, имеет свои специфические черты, поскольку детские композиции нередко нельзя назвать принципиально новыми, имеющими социальную ценность.
Компоненты творческого процесса: податливость, изменчивость мыслительной деятельности; простота генерирования идей; конвергенция понятий; способность размышлять; способность запоминать, усваивать, повторять сведения на основе индивидуального объема памяти и опыта деятельности; способность открывать; богатство, инициативность воображения, яркость воображения [5].
Творчество как продукт обладает следующими существенными характеристиками: материальное и духовное выражение, новизна, необычность, оригинальность. Продуктом творчества могут быть научная идея, теории ученого, произведения искусства или яркие детские рисунки, поделки, литературные сочинения, речь идет о творческом продукте как результате творческой деятельности человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М.: Просвещение, 1979. – 143 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 282 с.
3. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г. Гогоберидзе. – М.: «Академия», 2005.– 320 с.
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / [Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др.]; Под ред. С. Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
7. Евсеева Т.Г. Деятельностная концепция творчества в образовании: автореф. дис. канд. философ. наук / Т.Г. Евсеева. – Алматы, 1993. – 9 с.
8. Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / С. В. Еманова. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 142 с.
9. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 448 с.
10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 1995. – 160 с.
11. Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – М.: «Знание», 1977. – 64 с.
12. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор / Д.А. Леонтьев // Воображение и творчество в образовательной и профессиональной деятельности: материалы чтений памяти Л.С. Выготского: 4-я Международная конференция. – М.: РГГУ, 2004.– С. 214- 223.
13. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. – 216 с.
14. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2008. – 583с. Мамайчук, И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб., Речь, 2008. – 126 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития: Учебник для студ. вузов. / В.С. Мухина. – 10-е изд., стереотип. – Москва: «Академия», 2015 – 656 с.
16. Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд ; Науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. - Москва : Мысль, 2000-2001. – 605 с.
17. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Пичугина Н. О., Айдашева Г. А., Ассаулова С. В. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 381 с.
18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 - 208 с.
19. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
20. Философский словарь / [Абрамов А. И. и др.]; Под ред. И. Т. Фролова. - 7. изд., перераб. и доп. - М. : Республика, 2001. - 719 с.
21. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. – М.: Просвещение, 2011. – 334с.
22. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии: искусствознание и психология художественного творчества / М.Г. Ярошевский. – М.: Искусство, 1988. – 176 с.