Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с тем обстоятельством, что процесс управления, хотя и играет в организации вполне определенную роль, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности.
Однако, необходимо отметить, что при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации, можно с достаточной степенью четкости установить границы деятельности, которая составляет содержание процесса управления.
Определенную специфику имеет процесс управления и внутри самой организации. О. С. Виханский и А. И. Наумов в своих рассуждениях подчеркивают, что позиции управления внутри самой организации в основном определяются тем предназначением и той ролью, которую призвана реализовать та или иная организация. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, которое формирует и приводит в движение ресурсы организации для достижения определенных целей.
Управление как процесс формирует и изменяет, когда это необходимо внутреннюю среду организации, представляющее собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.
Объектом исследования в настоящей работе является ООО «ПИТЕРПЛАСТ».
Предметом – управленческий процесс ООО «ПИТЕРПЛАСТ».
Цель работы – изучить систему управленческого процесса на предприятии.
Задачи работы:
изучить сущность управленческого процесса;
раскрыть методы управленческого процесса;
представить характеристику деятельности ООО «ПИТЕРПЛАСТ»;
дать оценку эффективности управленческого процесса в ООО «ПИТЕРПЛАСТ».
Теоретической основой работы послужили нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность ООО «ПИТЕРПЛАСТ».
Информационной базой исследования послужили отчетные формы ООО «ПИТЕРПЛАСТ».
Методологическая основа исследования. При проведении данного исследования в качестве основных были применены историко-правовой, сравнительный, системный, формально-юридический методы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы управленческого процесса в организации
1.1. Сущность управленческого процесса
Управленческий процесс – комплексное анализирование внутренних ресурсов организации и внешних ее возможностей. Он предназначен для оценивания актуального состояния предприятия, его положительных и негативных сторон, потенциальных стратегических огрехов.
Если грамотно проводить управленческий учет, то можно точно узнать:
на чем компания зарабатывает денежные средства;
какое из предложений приносит больше всего прибыли;
куда тратятся деньги;
качество работы сотрудников;
объемы расходов и т.п.
То есть, управленческий процесс позволяет увидеть эффективность тех или иных решений управления и общую результативность деятельности бизнеса. Затем, основываясь на результатах исследования, можно распланировать следующие шаги, способные подправить текущие пробелы. Или взять ориентир на сильные стороны и усилить их влияние на экономику компании.
В развитых странах данный метод анализирования уже давно положительно зарекомендовал себя. Даже на отечественных просторах он постепенно входит в обиход. И все больше различных российских предприятий предпочитают его проводить на регулярной основе. Ведь качественно выполненный управленский анализ – залог успешного развития компании в перспективе.
Это разные понятия, хоть и управленческое исследование в немалой доле исходит из результатов финансово-бухгалтерского. Но вместе с тем, оба данных вида анализа имеют существенные отличия (таблица 1).
То есть, финансовый анализ предназначен для измерения всевозможных экономических показателей – абсолютных параметров прибыли, эффективности применения капитала и т.п. В то время, как управленческий процесс базируется на других принципах и исследует:
систему маркетинга;
обоснование актуального бизнес-плана и результаты его реализации;
эффективности хозяйственного аспекта деятельности;
всех условий производства\предоставления услуг\продажи;
использование производственных ресурсов;
объемы товаров .
И также, управленский анализ помогает определить взаимосвязь себестоимости продукции, ее объема и получаемой по итогу прибыли.
Анализирование выполняется в три этапа:
подготовительный – устанавливаются цели, которые желает достичь компания и задачи, ставленные ею перед проведением анализа. То есть, вырабатывается план выполнения исследования и осуществляются сопутствующие процедуры – подготовка документации, группировка информации и т.п.;
исследовательский – на данном этапе производится изучение подготовленных данных;
завершающий – используя результаты анализирования, предлагаются и принимаются соответствующие упр-решения. С учетом, разумеется, контроля их выполнения.
Стоит немного подробнее рассказать, что входит в план анализа – сроки проведения, перечень анализируемых документов, список лиц, имеющих доступ к исходной информации и результат исследования, порядок выполнения и исполнители.
Выделяют три вида управленский анализирования, которые зачастую используются в совокупности:
прогнозный;
оперативный;
оценочный .
Цель прогнозного метода – смоделировать различные ситуации, способные в теории произойти в будущем с предприятием. То есть, разрабатывается структура бюджета, дающая возможность сделать прогноз по поводу финансовых результатов и избежать рисков. Если, конечно, прогнозирование окажется верным. Эта методика исследования – действенный помощник в выборе оптимального пути развития организации.
Результатами исследования могут стать:
учет\анализ управленческих расходов;
консолидированный бюджет;
прогнозный баланс (его еще называют управленческим).
Мы привели лишь небольшой перечень и список результатов может пополниться множеством пунктов.
Оперативный управленческий процесс.
Его другое наименование – текущий. Он основывается на показателях прогнозирования. Задача оперативного анализирования – определить, какими темпами продвигается выполнение бизнес-плана. Если результаты ниже ожидаемых – данное исследование позволит выявить, что является тормозящим фактором. И со стороны руководства останется лишь принять исправительные меры.
В этом случае анализируются следующие моменты:
движение денег;
исполнение плана реализации продукции;
запасов;
все, связанное с кредитными средствами.
Также исследованию подлежит структура финансовых потоков.
Оценочный управленческий процесс.
Представляет собой оценку деятельности предприятия за отдельный временной промежуток – сопоставление доходов и затрат. Только рассматривается не все возможные аспекты, а лишь определенные, которые были обозначены в предварительном этапе .
На выходе оценочный (ретроспективный) анализ предоставляет:
отчеты о движении капитала, прибыли\убытках, финансовом положении;
рентабельность на рынке предложений организации;
оценку инвестиционных проектов.
По общей идее данное анализирование напоминает динамическое исследование, однако, как уже было сказано, охватывает лишь некоторые нюансы деятельности.
1.2. Методы управленческого процесса
Методик управленского анализа существует довольно много, но их все можно распределить по несколько группам. Первая из них – социологическая, в которую входят методы:
опроса – преследует цель получения информации от участников определенных процессов и явлений (например, покупатели компании или пользователи ее услуг). Вариаций проведения множество – через почту, индивидуальный\групповой или телефонный опрос, интервьюирование и т.п;
наблюдения – предназначен для длительного сбора информации «наблюдательным» способом непосредственно в период прохождения изучаемых явлений. Что можно провести полевым, структурализованным, лабораторным, систематическим и другими способами;
экспериментальный – требуется, чтобы определить жизнеспособность нужной проблемы или явления. Варианты исполнения – полевой, линейный и т.д.;
анализа документации – направлен на получение максимальной информации, которую содержат документы .
Ко второй категории относят уже аналитические методы, применяемые также и в финансовом анализе:
сравнение – сопоставление любых выбранных показателей для измерения степени отклонения фактических параметров от плановых. Сравнению подлежат широкий перечень документов, начинающийся с фин-учета и заканчивающийся сопоставлением конкретных параметров компании с общеотраслевыми или показателями конкурентов. Является достаточно важным методом, без которого управленческий процесс потерял бы существенную долю эффективности;
индексный – позволяет расположить по факторам относительные\абсолютные отклонения обобщающего параметра. Методике находят применение в областях деятельности, отдельные элементы которых не поддаются измерению. То есть его используют для анализа сложных явлений. Результаты данного анализирования необходимы для оценивания выполнения бизнес-плана, измерения динамики различных процессов;
статистичный – в него входит ряд процедур, направленных на сбор\упорядочивание данных – внесение информации в соответствующие программы, ее группировка, систематизация и отображение в форме, комфортной для восприятия;
балансовый – подразумевает сопоставления связанных между собой параметров для выяснения их взаимного влияния;
элиминирования – помогает определить степень воздействия определенного фактора на совокупность показателей. Самый распространенный вид – метод цепных подстановок, применяемый для сравнения двух близстоящих показателей по специальной формуле;
графический – используется для визуально разнообразного отображения данных. Например, в виде диаграмм. Качественно проведенный граф-анализ предоставит наглядную, доступную и выразительную демонстрацию результатов остальных способов анализирования .
И последняя методика анализа – функционально-стоимостная. Ее цель – разработка оптимальных управленческих решений в текущих\потенциальных обстоятельствах.
В зависимости от актуального положения дел, предпочтений, целей руководства, можно использовать все перечисленные методики в комплексе или по отдельности. Но рекомендуется не пренебрегать сравнительным, балансовым методом – они являются ключевыми.
В первую очередь, управленческий процесс можно разделить на виды по периодичности – ежедневный, ежемесячный, годовой и остальные разновидности. Также существуют следующие способы классификации:
по методикам изучения – комплексное, локальное или выборочное;
по содержанию – полный, частичный или тематический анализ.
Некоторые из перечисленных способов подразумевают выполнение управленский анализа с использованием технического оборудования .
Значительно упростит процедуру проведения и систематизацию данных, специальное программное обеспечение. Эти программы обладают различными функциями, которые будут довольно полезны при исполнении управленский анализирования. Кроме того, подобного ПО предостаточно на просторах интернета, что позволит подобрать наиболее приемлемый вариант по цене и функционалу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. Б. Теория систем и системный анализ: учебник и практикум для вузов / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 304 с.
2. Волкова, В. Н. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 562 с.
3. Воронова, Е. Ю. Управленческий учет: учебник для вузов / Е. Ю. Воронова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 428 с.
4. Каверина, О. Д. Управленческий учет: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / О. Д. Каверина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 389 с.
5. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для вузов / В. И. Бариленко [и др.] ; под редакцией В. И. Бариленко. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 455 с.
6. Коргова, М. А. История управленческой мысли: учебное пособие для вузов / М. А. Коргова, А. М. Салогуб. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 166 с.
7. Мкртычян, Г. А. Принятие управленческих решений: учебник и практикум для вузов / Г. А. Мкртычян, Н. Г. Шубнякова. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 140 с.
8. Никифорова, Н. А. Управленческий анализ: учебник для вузов / Н. А. Никифорова, В. Н. Тафинцева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 413 с.
9. Никифорова, Н. А. Управленческий анализ: учебник для вузов / Н. А. Никифорова, В. Н. Тафинцева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 413 с.
10. Прокофьева, Т. А. Системный анализ в менеджменте: учебник для вузов / Т. А. Прокофьева, В. В. Челноков. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 313 с.
11. Румянцева, Е. Е. Экономический анализ: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Румянцева. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 381 с.
12. Управленческий учет: учебник и практикум для вузов / О. Л. Островская, М. А. Осипов, А. Е. Карлик, Е. Б. Абдалова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 435 с.
13. Управленческий учет: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. Л. Островская, М. А. Осипов, А. Е. Карлик, Е. Б. Абдалова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 434 с.
14. Шадрина, Г. В. Управленческий и финансовый анализ: учебник и практикум для вузов / Г. В. Шадрина. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 316 с.
15. Шляго, Н. Н. Управленческий учет для менеджеров в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Н. Н. Шляго. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 275 с.
16. Шляго, Н. Н. Управленческий учет для менеджеров в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Н. Н. Шляго. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 274 с.