Фрагмент для ознакомления
2
2.2.4 Анализ основных конкурентов
Конкурентный анализ — комплекс методов создания бизнес-стратегии, учитывающей сильные и слабые места не только вашего, но и конкурирующих предприятий. Прием применяется как для решения кратковременных задач, так и для составления долгосрочных планов.
На российском рынке мобильной связи работают четыре федеральных оператора: ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» (VEON Ltd), , ООО «Т2 РТК Холдинг» (объединенный оператор ПАО «Ростелеком» и Tele2).
ПАО «МегаФон» -национальный российский оператор цифровых возможностей, занимающий лидирующие позиции на телекоммуникационном рынке в России. 2021 год «МегаФон« завершил с выручкой в размере 354,19 млрд рублей, что на 6,6% больше, чем годом ранее. Сервисная выручка оператора связи за это время выросла на 4,4% и достигла 316,4 млрд рублей. Продажи оборудования и аксессуаров повысились почти на 30%, до 37,79 млрд рублей. Компания опубликовала свою отчетность 24 марта 2022 года.
Мегафон представляет направления ИТ и телекоммуникаций: услуги мобильной и фиксированной связи;
мобильного и широкополосного доступа в интернет;
цифрового телевидения и OTT видеоконтента;
инновационных цифровых продуктов и сервисов в сфере ИКТ;
интернета вещей;
аналитики и обработки больших данных;
облачных решений;
кибербезопасности;
финансовых сервисов;
цифровой рекламы и маркетинга;
электронной коммерции;
конвергентные ИТ-решений в сфере системной интеграции.
ПАО «ВымпелКом» (VEON) - недорогой международный телекоммуникационный холдинг, который в своем портфеле имеет ряд перспективных бизнес-проектов. Так, например, российский бренд «БиЛайн» является третьим по величине беспроводным и вторым по величине телекоммуникационным оператором в России.
ПАО «МТС» основной акционер компании АФК «Система», предоставляет услуги мобильной связи, интернет, телевидение и продает цифровую технику через свою торговую сеть. Оператор работает в трех странах России, Армении и Белоруссии. Компания оказывает услуги сотовой связи (в стандартах GSM, UMTS (3G), LTE и 5G), услуги проводной телефонной связи, мобильного и фиксированного, широкополосного доступа в Интернет, мобильного телевидения, кабельного телевидения, спутникового телевидения, цифрового телевидения, услуги по предоставлению медийного и развлекательного контента, финансовые услуги, а также конвергентные ИТ-решения в сфере интернета вещей, мониторинга, автоматизации процессов; обработки данных и облачных вычислений.
ООО «Т2 РТК Холдинг» (объединенный оператор ПАО «Ростелеком» и Tele2) появился на российском рынке позже остальных операторов, имеет сравнительно небольшое количество вышек сотовой связи, но, в то же время нормальное покрытие в большинстве крупных городов и регионов РФ, а также предоставляет самые выгодные условия по тарифам и отличается самой высокой лояльностью к пользователям.
Для начала рассмотрим структуру телекоммуникационного рынка России за период с 2019 по 2021 гг.
Таблица 1
Структура темпа прироста/снижения телекоммуникационного рынка России
за период с 2019 по 2021 гг.
Показатели Темп прироста /
снижения
2019 г. Темп прироста /
снижения
2020 г. Темп прироста /
снижения
2021 г.
1 2 3 4
Мобильная связь 4,9 2,8 0,3
Интернет-доступ 2,7 3,9 1,1
Платное ТВ 12,1 8,6 1,5
Фиксированная телефония -8,7 -9,2 -11,6
Меж операторские услуги -5,8 -5,8 -5,8
Итого рынок телекоммуникационных услуг, всего 3,3 2,6 -0,7
В конце 2020 г. аналитиками «ТМТ Консалтинг» было опубликовано исследование российского телеком-рынка. Так, в 2020 г. рынок телекоммуникаций вырос на 2,1% по сравнению с предыдущим годом и составил 1,73 трлн. руб. Довольно скромный прирост продемонстрировал М2М рынок, это Рынок распределенных систем телеметрии, также называемый рынком систем межмашинных коммуникаций (М2М), а также рынком систем Интернета Вещей (IoT). Кроме того, существенное замедление произошло в динамике корпоративного сегмента, где не наблюдалось высоких темпов прироста выручки от сервисов рассылки SMS.
Анализируя полученные данные видно, что за последние два года темпы роста рынка были невысокими: в 2019 г. — 3,3%, а в 2018 г. — 2,7%. Основная причина — замедление в сегменте мобильной связи, который занимает 57% рынка. Также можно отметить снижение интереса к услугам платного ТВ и падение спроса на услуги фиксированной телефонии и межоператорских услуг.
Далее , мы видим , что выручка на российском рынке мобильной связи в 2021 году увеличилась на 0,3% против 2,8% годом ранее. Возможные причинах спада сотового рынка в денежном выражении, это сокращение абонентской базы и снижение доходов от международного роуминга, поскольку из за ограничений пандемии, количество выезжающих за пределы России заметно сократилось.
Согласно данным Content Review, средняя стоимость минимального пакета мобильной связи в России во втором полугодии 2021 года снизилась на 3%, до 281 рубля в месяц. В первой половине года стоимость мобильной связи в стране выросла на 8%, и аналитики прогнозировали рост еще на 14% во втором полугодии.
Полученные расчеты показаны наглядно на рисунке 1.