Фрагмент для ознакомления
2
Персонал предприятия представляет собой совокупность работников различных профессионально – квалификационных групп, которые заняты на предприятии в его списочном составе, куда включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с неосновной деятельностью организации.
Человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, которые используются для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые данный термин применил Теодор Шульц, а затем его последователь — Гэри Беккер эту идею развил, и обосновал эффективность вложений в человеческий капитал, сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
Человеческий капитал базируется на профессиональном росте сотрудника, и выполняет важные функции в его трудовой деятельности, которая стимулирует рост трудовой активности, ускоряет процессы кадровых перемещений, что позволяет работнику занять более высокое социальное положение, способствует росту его удовлетворенности результатами своего труда. Реальная перспектива карьерного роста, должностного продвижения сотрудника складывается на основе оценки существующих условий для продвижения сотрудника и его самооценки своих возможностей.
Важнейшим условием качества человеческого капитала является профессиональное обучение работников, потребность чего может быть выяснена в процессе отбора кандидатов, при введении в новую долж-ность, во время проведения аттестации, а также из текущих бесед.
Организации должны постоянно заботиться о повышении производительности труда работников, которая достигается за счет набора и отбора наиболее квалифицированных и способных новых работников, то есть создания определенной базы человеческого капитала. Однако, этого не достаточно для осуществления абсолютно успешной работы предприятия, поэтому руководство предприятия постоянно должно проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации, вкладывая в эти процессы определенные затраты и инвестиции.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что в последние несколько лет тема человеческого капитала приобрела широкую популярность в среде российских ученых и практиков, что вызвано реформированием и развитием рыночной экономики, повлекшей существенные изменения во многих сферах общественной жизни, в том числе и в сфере трудовых отношений.
Объектом исследования является авиационное предприятие АО «Авиакомпании Смартавиа», которое занято организацией воздушных перелетов.
Предметом исследования является оценка человеческого капитала предприятия.
Целью данной работы является анализ человеческого капитала предприятия и его оценка.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
-выявить сущность понятия человеческий капитал организации и его содержание;
-изучить особенности человеческого капитала и его формы в авиации;
-дать характеристику предприятия АО «Авиакомпании Смартавиа» и основные свойства человеческого капитала авиапредприятия;
-провести оценку эффективности управления персоналом АО «Авиакомпании Смартавиа»;
-разработать рекомендаций по совершенствованию формирования человеческого капитала предприятия;
-оценить экономическую эффективность разработанных рекомендаций.
При написании данной работы применялись такие методы исследования, как опытно-статистические, анализ литературных источников, методы сравнения и группировки данных.
В качестве источников информации использовалась нормативно-законодательные источники: Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, другие законы РФ; научная, специальная и учебная литература, которая представлена такими авторами, как А.Я. Кибанов, С.В.Иванова, В.Р.Веснин, С.Г.Попов, Ю.Г.Одегов, а также практические и расчетно-аналитические материалы периодической печати.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
1.1 Сущность человеческого капитала и главные его составляющие
Человеческий капитал можно охарактеризовать как богатство любого общества, процветание которого возможно при созда¬нии условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека. Понятие «человечес¬кие ресурсы» более емкое, чем «трудовые ресурсы» и «персонал», так как содержит в себе совокупность социокультурных характе¬ристик и личностно-психологических свойств людей. Специфика человеческого капитала в отличие от всех других видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных и др.) состоит в следующем:
-люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие (управление) является эмоционально-осмыслен¬ной, а не механической; процессы взаимодействия между субъектом управления и людьми являются двусторонними;
-так как люди обладают интеллектом, то они способны к посто-янному совершенствованию и развитию, что выступает наиболее важным и долговременным источником повышения эффективно¬сти любого общества или отдельной организации;
-люди выбирают определенный вид деятельности (производ¬ственной или непроизводственной, умственной или физической) совершенно осознанно, согласно своим определенным целям [13,c.143].
Под человеческим капиталом первоначально понималась лишь совокупность инвестиций в человека, которые повышают его способность к труду, а именно: образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала стало более емким. Согласно последним расчетам экспертов Всемирного банка, человеческий капитал включает в себя еще и потребительские расходы, то есть затраты семей на питание, одежду, жилища, культуру, образование, здравоохранение, а также расходы государства на эти цели.
Следовательно, человеческий капитал в широком смысле представляет собой интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий в свой состав образованную часть трудовых ресурсов, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, знания, среду обитания и трудовой деятельности, которые обеспечивают эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.
Если выразится кратко: человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Человеческий капитал выступает как главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, это следующий высший этап развития, где главным условием развития и повышения качества человеческого капитала выступает высокий индекс экономической свободы [12,c.56].
Наряду с понятием «человеческий капитал» и «трудовые ресурсы», в экономической науке и практике применяются и такие понятия, как «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «человеческий фактор», «персонал», «работники», «персо¬нал», «трудовой потенциал», имеющие разное содержание и смысловую нагрузку, но все они дополняют друг друга, раскрывая какую-либо одну из сторон носителя этих по¬нятий — человека [9,c. 96].
Например, использование разных терминов трудовых ресурсов важно пото¬му, что есть установившиеся международные стандарты, опираясь на которые можно проводить сравнения между странами.
Для современных организаций характерно наличие лиц, групп, которые, не являясь их персоналом, входят в кадровое пространство (поле) этих органи¬заций, заинтересованно участвуя в их эффективном функциони¬ровании, куда относятся акционеры, не работающие в данной организации, совет директоров, несущий полную ответствен¬ность за ее деятельность и принятие управленческих решений, и другие группы.
Рисунок 1.1 - Состав трудовых ресурсов [10,c.149]
Термин «персонал» объединяет составные части трудового коллектива предприятия, куда относятся все работники, выполняющие производственные или управленческие операции, причем понятия «персонал», «работники», «персонал» идентичны.
Основными характеристиками персонала организации явля¬ются: численность и структура (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 - Структура персонала организации [21,c.167]
Базовая классификация персонала по категориям работников выделяет две основные части персонала по участию в процессе производства: рабочих и служащих (рис. 1.3.).
Рисунок 1.3 - Классификация персонала предприятия [13,c.143]
Под кадрами предприятия понимается совокупность работников различных профессиональных групп, которые заняты на предприятии и входят в его списочный состав, куда включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и неосновной деятельностью.
Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации, так как несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.
По уровню квалификации работники также делятся на четыре группы: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные. Они выполняют различные по сложности работы и имеют неодинаковую профессиональную подготовку (табл. 1.1) [12, с. 89]
Таблица 1.1 - Группы работников по уровню квалификации, выполняемым работам и срокам подготовки. [12, с. 89]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнов В.В., Волковысский И.В. и др. Управление персоналом: Учебник. – М.: НОРМА, 2018. – 448 с.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2020. – 224 с.
3. Басаков М.И. Управление персоналом. Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам. – СПб.: Питер, 2019. – 160 с.
4. Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей. СПб.: Питер, 2021. – 445 с.
5. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 192 с.
6. Валиева О.В. Управление персоналом: конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2019. – 176 с.
7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник. – М.: Норма – ИНФРА-М, 2020. – 432 с.
8. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 208 с.
9. Гордеев В.К. Управление рабочим временем. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 240 с.
10. Дымов С.П. Российская модель управления персоналом в условиях промышленного предприятия. – СПб.: Питер, 2019. – 224 с.
11. Егоршин А.Н. Управление персоналом: Учебник для вузов. – СПб.: Нева, 2018. – 720 с.
12. Журавлев П., Одегов Ю., Волгин Н. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран: Учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2021. – 448 с.
13. Ларионов В.В. Управление персоналом: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 255 с.
14. Лукина Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2019. – 360 с.
15. Маслов Е.В Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 312 с.
16. Морев М.С., Скамай Л.Г. Экономика предприятия: Учеб.пособие/Под ред. проф. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 264 с.
17. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник. – М.: Финстатинформ, 2018. – 878 с.
18. Пелих А.С. и др. Экономика предприятия. Серия «Учебники и учебные пособия». СПб.: Питер, 2018.- 416 с.
19. Попов С.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2019. – 144 с.
20. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 208 с.
21. Сухарев Н.Н. Организация и нормирование труда на предприятии. – М.: Недра, 2019. – 255с.
22. Травкин В.Н., Магура М.И., Леонтьев С.В. Управление человеческими ресурсами при реализации проектов. Методика и опыт. – М.: БЕК, 2020. – 112 с.
23. Цветаев В.М. Персональный менеджмент: учеб.: – М.: Приор, 2018. – 160 с.
24. Чиянов И.А. Управление персоналом: Учеб. пособие. – СПб.: Вектор, 2019. – 192 с.
25. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: ГроссМедиа, 2021. – 224 с.
26. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России. – М.: Кнорус, 2020. – 320 с.