Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящего диссертационного исследования. Закон-ность в государственном управлении рассматривается как точное и единооб-разное понимание и исполнение конституции, законов и иных нормативных правовых актов органами государственной власти, должностными лицами, а также теми, к кому обращены юридические требования субъектов государ-ственного управления.
Законность в сфере государственного управления обусловлена следую-щими факторами. Во-первых, в рамках реализации управленческой деятельно-сти осуществляется правотворчество, касающееся различных сфер управления. Во-вторых, органы государственного управления наделены полномочиями по применению административного принуждения. В-третьих, законодательно установлен значительный круг субъектов, осуществляющих управленческую деятельность.
Основанием соблюдения законности является обеспечение дисциплины в государственном управлении. Одним из важнейших (основных) способов в этом направлении выступает контрольно-надзорная деятельность.
Объектом исследования в настоящей работе выступают общественные от-ношения, возникающие при осуществлении контрольно-надзорной деятельно-сти государственными органами и должностными лицами.
Предметом исследования являются общетеоретические основы контроль-но-надзорной деятельности в системе государственного управления и актуаль-ные проблемы правового регулирования в указанной сфере.
Цель работы заключается в комплексном исследовании контрольно-надзорной деятельности в системе государственного управления и анализ ре-формы указанной сферы.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение состояния и эффективности функционирования контроль-но-надзорной деятельности в сфере государственного путем анализа действу-ющего законодательства;
- оценка состояния и эффективности функционирования контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного управления;
- разработка предложения, направленного на улучшение порядка и орга-низации контроля и надзора в системе государственного управления.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Контроль и надзор - способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Понимание государственного управления различно, и зависит от контек-ста использования.
Государственное управление (в широком смысле) – реализация совокуп-ности действий государством, связанных с реализацией мер по улучшению общественной жизни посредством деятельности законодательной, исполни-тельной и судебной властных ветвей с привлечением негосударственных орга-низаций, имеющих определенные полномочия.
Государственное управление (с другой стороны)– работа государствен-ных органов, реализующаяся в жизни общества [25, с.52].
Государственное управление имеет субъекты (лица, которые выполняют конкретные задачи) и объекты (то, с чем связаны задачи, связано их выполне-ние).
Субъект государственного управления – органы, исполняющие функцио-нал власти, которые осуществляют работу, связанную с государственным управлением. В рамках определенных условий субъект бывает разным – либо государство, либо орган конкретной ветви власти (законодательной, исполни-тельной, судебной), муниципалитет, должностное лицо и прочее.
Объект государственного управления – население, проживающее на определенной территории, взаимоотношения людей, конкретной национально-этнической, социальной группы, отношения между государственных объедине-ния, специальных категорий граждан и так далее.
Государственное управление характеризуется определенными особенно-стями, которые, содержат наиболее полную субъективную информацию о нем и выделяют характерные черты.
1. Вид деятельности, связанной с регулированием общественных отноше-ний.
2. Субъект – государство.
3. Характер – властный.
4. Управление постоянное и плановое.
5. Регулирование осуществляется с опорой на законодательную базу и с целью исполнения законов.
6. Обладает строгой структурой, построенную на основании иерархиче-ских связей.
7. Реализация на основании специальной гарантийной системы.
8. В случае нарушения правил наступает юридическая ответственность [29, с.26].
Функции государственного управления:
1. Обеспечение органов, имеющих властные полномочия, информацион-ными ресурсами, в частности, сбор, обработка и хранение информации.
2. Наделение конкретных органов государственной власти необходимы-ми полномочиями для реализации их функционала.
3. Разработка специального плана, который способствует полноценному выполнению всего функционала.
4. Установление правил осуществления деятельности органов государ-ственной власти, текущих в том числе.
5. Регулирование осуществления функций органов власти.
6. Осуществление руководящей деятельности, контроль над работой ор-ганов государственной власти.
7. Координация деятельности органов государственной власти.
Важным аспектом осуществления государственного управления является преимущественное осуществление задач, направленных на общественную жизнь. То есть деятельность государственного управления должна либо полно-стью, либо частично отвечать на запросы общества и работать, основываясь на их потребностях [25, с.56].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голо-сования 01.07.2020) // Консультант Плюс.
2. Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая в г. Лиме 17.10.1977-26.10.1977 IX Конгрессом Международной организа-ции высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) // Консультант Плюс.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февр. 2019 г. // Консультант Плюс.
4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // Консультант Плюс.
5. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (послед-няя редакция) // Консультант Плюс.
6. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Кон-сультант Плюс.
7. Федеральный закон «О парламентском контроле» от 07.05.2013 N 77-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
8. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Прави-тельстве Российской Федерации» // Консультант Плюс.
9. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) // Консультант Плюс.
10. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О референдуме Российской Федерации» // Консультант Плюс.
11. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» // Консуль-тант Плюс.
12. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
13. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция) // Консуль-тант Плюс.
14. Федеральный закон «Об общих принципах организации законода-тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (по-следняя редакция) // Консультант Плюс.
15. Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятель-ности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 N 6-ФЗ (последняя редак-ция) // Консультант Плюс.
16. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос-сийской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
17. Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» от 04.06.2018 N 123-ФЗ (последняя редакция) // Кон-сультант Плюс.
18. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Консультант Плюс.
19. Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав пред-принимателей в Российской Федерации» от 07.05.2013 N 78-ФЗ (послед-няя редакция) // Консультант Плюс.
Литература
20. Алексеев Д. Б. Актуальные проблемы контрольной деятельности органов государственной власти в современной России. - М., 2019. - 240 с.
21. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федера-ции. - М.: Проспект, 2020. - 272 с.
22. Бахрах Д. Н. Административное право. - М.: Норма, 2017. - 815 с.
23. Беляев В. П. Контроль и надзор в российском государстве: моно-графия. - М.: Проспект, 2018. - 272 с.
24. Волович В. Ф. Теоретические и методологические проблемы госу-дарственного управления // Формирование правовой системы России. Проблемы и перспективы: Сборник научных трудов. - Новосибирск, 2017. С. 5-10.
25. Добрынин Н. М. Теория и практика государственного управления. - Новосибирск: Наука, 2019. - 509 с.
26. Мартынов А.В. Проблемы правового регулирования администра-тивного надзора в России. - М.: NOTA BENE, 2020. - 548 с.
27. Попов Л. Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. - 318 с.
28. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 575 с.
29. Чиркин В. Е. Государственное управление. - М.: Юристъ, 2021. - 318 с.