Фрагмент для ознакомления
2
В последние годы значительно возрос интерес к проблемам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости в профессиональной деятельности человека [13].
Трудовая деятельность многих профессий часто осуществляется в условиях, требующих увеличения расхода внутренних резервов и возможностей субъектов труда. Разрушительные последствия психологического стресса отмечаются даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях [13].
Серьезная перегрузка, при которой не хватает условий для полного выздоровления, самым негативным образом сказывается на человеке, полностью нарушает его деятельность и негативно сказывается на функционировании всей организации. В связи с этим наблюдается множество выраженных функциональных и психологических изменений, то есть:
- снижение работоспособности;
- снижение качества работы, то есть явление, называемое в психологической литературе профессиональным стрессом;
- снижение производительности, финансовой эффективности, стабильности и конкурентоспособности организации в целом.
Проблема стресса на работе стала предметом исследований во многих областях, от физиологии и медицины до психологии, социологии и политики. Это связано с тем, что стрессовая реакция имеет, с одной стороны, физиологические и психологические механизмы, а с другой - социальную природу последствий производственного стресса.
В то же время представителям всех наук необходимо найти оптимальный стресс в трудовом процессе, который обеспечивает высокую эффективность, но с точки зрения нежелательных последствий психологический стресс и его вредные последствия очень важны для конкретной рабочей среды человека, даже в индивидуальном процессе и относительно однородном группа экспертов [13].
Психологическая специфика стресса зависит как от внешних воздействий, так и от личностного смысла объекта деятельности, а также от оценки ситуации, в которой он находится. Поэтому та или иная производственная ситуация может вызвать не так много, как причина стрессового состояния работника. В то же время истинная причина стресса может быть скрыта в личностных характеристиках человека, например, в его мировоззрении, потребностях, мотивах и целях, межличностных взаимодействиях и внутриличностной динамике. Стресс также может быть вызван характером, характером, талантом, биографией человека, а также его окружением - семьей и работой.
Люди, которые беспокойны и склонны к панике, которая сочетает в себе тревогу, раздражительность и невротические состояния, более восприимчивы к стрессу. Такие люди, как правило, менее продуктивны, удовлетворены своей работой и с большей вероятностью будут подвержены прогулам (часто без уважительной причины). Есть еще одна категория смертоносных людей, которые верят, что их жизнь зависит от удачи, везения, судьбы и воли Божьей. Они более восприимчивы к стрессу, чем те, кто считает, что события в их жизни являются результатом их действий, применения способностей, личностных качеств и усилий. [13]
Для эмоционально возбужденных людей, характеризующихся постоянным острым желанием чего-то добиться, очень легко испытывать стресс. В их повседневной жизни происходит постоянная борьба и стремление к признанию, они хватаются за срочные проекты, они постоянно ускоряют умственную и физическую активность.
Основной причиной стресса являются индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда. Существует также группа дополнительных факторов жизни и деятельности человека, которые предрасполагают к возникновению профессионального стресса и усугубляют его симптомы. К ним относятся, как общие социальные и организационные стрессоры (преступность, экономический спад, изменение окружающей среды, политические и военные кризисы, рост безработицы), так и личные стрессоры (семейные конфликты, потеря близких, юридические и финансовые проблемы, инвалидность, возрастные и жизненные кризисы) [13].
При разных видах работы люди испытывают стресс в разной степени. Например, некоторым людям необходимо быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и менять роли. И если человек не уверен в объеме своих обязанностей, не знает точно, чего от него ожидают, лучше понять, как распределять время между разными задачами.
Стресс из-за перегрузки или недостаточной нагрузки вызван избытком или недостатком работы. Многие люди несут ответственность за своих подчиненных: они должны мотивировать их, вознаграждать, наказывать, взаимодействовать с ними, слушать их и т.д. Еще одной причиной стресса является социальная изоляция и недостаток внимания со стороны окружающих. Помощь и поддержка друзей и родственников помогут менеджерам воспринимать стрессовые ситуации как более спокойные и контролируемые. Неспособность влиять на принятие решений вызывает чувство беспомощности и отчуждения.
Вучебнике Н. Е. Водопьяновой "Синдром эмоционального выгорания: диагностика и профилактика" приведены следующие источники профессионального стресса [14]:
1. Особенности организации.
2.Структура: специализация и разделение труда, централизация управления, соотношение организационной структуры и функций, формализация задач, участие в управлении, кадровая политика, продвижение по службе.
3.Процесс: цель деятельности, обратная связь по результатам деятельности, профессиональное обучение.
4.Управление: Политика подбора персонала, оценка эффективности, оплата труда, рабочее время, смена, охрана труда и техника безопасности, медицинское обслуживание, организация рабочего места.
2. Эксплуатационные особенности.
Содержание работы: объем работы, сложность работы, ответственность работы, загруженность информацией, временные ограничения, способы выполнения действий, проявление креативности и риска.
Средства работы: безопасность труда, надежность оборудования, расположение устройства при работе, кодирование информации, читаемость текстур, функция освещения приора, дизайн элементов управления.
Физико-химические и технические условия труда: воздух, шум, вибрация, освещение, опасности и опасности на рабочем месте, дизайн, безопасность на рабочем месте, доступ к управлению, микроклимат и газ внутри помещения.
Социальные условия: психологический климат, совместимость, сплоченность, межличностные отношения (конфликт), ролевой статус, конкуренция, личное доверие, общественное признание, одобрение, социальная ответственность [13].
3.Индивидуальные особенности.
Профессионал: профессиональное повышение профессиональных ожиданий, карьерный кризис, уровень знаний, профессиональный опыт, стремление к удовлетворению и результатам [13].
Моральные качества: моральная зрелость и устойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, профессиональная ответственность, аккуратность.
Психология: направление работы, развитие способностей и профессионально важных качеств, личностные черты (тревожность, внутреннее/внешнее, интроверты/экстраверты, неврозы, регидность, агрессия, эмоциональная реактивность, склонность к риску).
Физиологические: острые и хронические заболевания, биологические ритмы, функциональная асимметрия парных органов, возрастные изменения, вредные привычки.
Физические: развитие силы, скорости, ловкости, выносливости, антропометрических и биомеханических свойств [19].
Стресс оказывает серьезное влияние на здоровье человека, то есть вызывает выраженное ухудшение внешнего вида, хроническую усталость, утомляемость, частые инфекции, головную боль и боли в позвоночнике, боли в животе, проблемы с кожей, признаки депрессии, потерю веса, анорексию.
Э. Фернхэм написал книгу "Психология. 50 Идей, которые вам нужно знать". Приводят к эмоциональным симптомам стресса: скуке и апатии, отчаянию, иронии и негодованию, подавленному виду, печальному взгляду, сутулости, беспокойству, разочарованию, слезам". Поведенческие симптомы: прогулы, неуклюжесть, повышенное потребление алкоголя, кофеина или табака, одержимость тренировками, быстрая потеря иррационального поведения и самоконтроля, снижение эффективности на работе.
В дополнение к пониманию того, что такое стресс, необходимо также четко понимать, от чего зависит стресс. По нашему мнению, уровень стресса в основном зависит только от 2 факторов: степени стресса в ситуации и текущего состояния субъекта. Более стрессовые ситуации (рисунок 1) и менее ресурсоемкие состояния приведут к более высокому уровню стресса [13].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Баранов А.А. Стрессоустойчивость: теория и практика. Москва, 2018.321с.
2. Белоус В.П. Пути гармонизации темперамента и деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 5. 69с.
3. Белоус В. В. Тип темперамента и проблема гармонизации индивидуальности // Психология и психофизиология индивидуальных различий в деятельности человека. Свердловск, 1983.
4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: "Совладание со стрессом" и теоретические подходы к его изучению / В.А.Бодров // Пишол. журнал.2019.-№1.133с.
5. . Веснин В. Р. Практическое управление персоналом: Пособие по кадровой работе. - М.: Юрист, 2013. - 495 с
6. Генковская В. М. Особенности саморегуляции как формы психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях / В.М. Генковская: автореф. дис.... канд. пед. наук. психологические науки. – Тамбов, 2019.314с.
7. Жданов О. И. Акмеологические основы управления профессиональным стрессом: Лекция. - М.: Изд-во РАГС, 2016. - 52 с
8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: изд. "Наука", М., 1983. 211с.
9. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. М.: Политиздат, 1989. -303 с.
10. Леонова А.Б. Психопрофилактика стресса. – М.: Изд–во Московского университета, 1993. - С. 123.
11. Моргунов Е. Активизация, усталость и другие состояния сотрудника // Управление персоналом, №8-9, 2014, 19с
12. Смит Т.Дж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Сальвенди. М.: Мир, 1991. Т. 2. С. 356-392.
13. Селье Г. Стресс без болезней. Санкт-Петербург: Санкт-Петербург, 1994.
14. Смирнов Е.А. Теория организации: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016.321с.
15. Старченкова Е.С., Подсадный С.А. Концепция проактивного совладающего поведения. КГУ: ЗАО "Новое знание", 2013. 306с.
16. Судаков К.В. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса // Физиология человека, 1996. Т. 22. № 4. 78с.
17. Самоукина Н. В. Управление персоналом: российский опыт. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 236 с
18. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 2016. - 512 с
19. Станкин М. И. Психология управления. Практическое руководство. - М.: "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. - 304 с
20. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2018.23с.
21. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Издательство "Логос", 1994.
22. Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. журнал. 1996. Том 17. № 1. 36с.
23. Шапкин С.А. Методика изучения стратегий адаптации человека к стрессовым условиям профессиональной деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: теория, методы психологического анализа / Под ред. Л.Г. Дикая. – М.: ИП РАН, 1999. – 358 с.
24. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 256 с.
25. Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М., Медицина, 1985.
26. Языкова Т.А., Зайцев В.П. Поведение типа А: проблемы изучения и психологической коррекции // Психологический журнал. – 1990. – Том 11. – № 5.
27. Яценко Т.С. Проективное рисование как вспомогательный прием в обучении групповому общению / Краснодар: Изд-во КГУ, 1983. – 32с.
28. URL:https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-186082 (дата обращения 15.04.2022)
29. URL:https:organizatsionnoy_struktury_eldorado (дата обращения 18.04.2022)