Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Исследование нервно-психического напряжения (НПН) у студентов представляется важным и актуальным в разрезе современных реалий. Мир столкнулся с новыми обстоятельствами, последствия которых не известны. Предпринятое исследование дополнит знания о влиянии современной ситуации в стране и дистанционного образования на студентов, позволит оценить негативное влияние на психологическое состояние вынужденных мер, предпринятых для сдерживания распространения вируса, и наметить задачи профилактической и коррекционной работы.
В настоящее время значительная интенсификация учебного процесса, повышение количества занятий, широкое использование различных педагогических инноваций приводят к несоответствию учебной нагрузки функциональным возможностям организма студентов и развитию напряжения адаптационных механизмов, что приводит к нарушению функционального состояния организма и, соответственно, нарушения психического здоровья. Нервно-психическое напряжение (НПН) - психическое состояние, развиваемое в условиях дефицита времени и информации при предъявлении повышенных требований к качеству и объему результатов деятельности.
Нервно-психические расстройства включают в себя как когнитивные, так и не когнитивные нарушения. Расстройства когнитивных функций может проявляться нарушениями восприятия, памяти, внимания, управляющих функций, праксиса, речи. Практически обязательным сопровождением когнитивных нарушений являются некогнитивные расстройства, к которым относятся депрессия, тревога, эмоциональная лабильность, нарушения сна и пищевого поведения, эйфория, апатия, ажитация, агрессия, аномальная двигательная активность, психотические симптомы (бредовые идеи, галлюцинации). Выраженность состояния нервно-психического напряжения определяется степенью отклонения от оптимального уровня функционирования системы адаптации при воздействии на человека сложных условий деятельности. Необходима ранняя диагностика психических нарушений у студентов, которая позволит спрогнозировать течение психических нарушений и применить адекватные формы профилактики или терапии.
Целью работы является изучение особенностей возможностей коррекции нервно-психического напряжения студентов в условиях современной социальной ситуации в стране.
Объект работы – студенты в условиях современной ситуации в стране.
Предмет работы – нервно-психическое напряжение.
Задачи исследования:
1.Проанализировать понятие нервно-психического напряжения в психологии
2.Выявить особенности формирования нервно-психического напряжения у студентов
3.Возможности коррекции нервно-психического напряжения студентов в условиях современной социальной ситуации
Методы исследования
Новизна Научная новизна определяется изучением НПН у студентов в условиях современной социальной ситуации.
Теоретическая значимость. Результаты представленного исследования дополнят сведения о возможностях коррекции нервно-психического напряжения студентов в условиях современной социальной ситуации в стране. Отдельно обращается внимание на особенности употребления термина НПН в научной литературе, на его истинное значение.
Практическая значимость.
Представленные теоретические данные могут лечь в основу разработки психопрофилактических программ чрезмерного уровня НПН у студентов в ограничительных условиях в условиях современной социальной ситуации в стране. Ключевыми задачами программ могут стать рассматриваемые особенности НПН: саморегуляция, психические состояния и структура деятельности.
1 Теоретические основы изучения психологической коррекции нервно-психического напряжения студентов в условиях современной социальной ситуации в стране
1.1 Понятие нервно-психического напряжения в психологии
Нервно–психическое напряжение, являющееся сложным психологическим и физиологическим феноменом, входит в структуру психических явлений, представленных в психике человека, и относится к категории психических состояний [4, с. 15]. Данное напряжение является важным компонентом процесса адаптации человека в экстремальных условиях, другими словами, нервно–психическое напряжение это одно из основных составляющих компонентов стресса [3].
Психическое состояние, по мнению Д.Н. Левитова, всегда связано с внешними воздействиями на человеческую психику, имеет подвижный и 1038 изменяющийся характер, преимущественно проявляется в эмоциях, пронизывает всю психическую и познавательную деятельность [2, с. 60–61]. Структура психического состояния включает в себя статус переживания, субъективные изменения в психической деятельности, отличительные черты характера и личностные особенности, особенности выполняемой деятельности, состояния организма. Схематично структура психического состояния представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура психического состояния
Таким образом, можно сделать вывод, что одно и то же явление, одна и та же ситуация будет вызывать индивидуальные реакции, и для разных людей будет не только восприниматься, но и переживаться по–разному. Но эта реакция может быть описана общими характеристиками и признаками, и, обязательно, неспецифическими (строго индивидуальными) особенностями восприятия, проявления и влияния.
Исследуя вопрос о нервно–психическом напряжение, важно обратиться к представлению о стрессе, компонентом которого оно выступает. Наука накопила огромное количество исследований отдельных проявлений стресса, которые составляют обширные области знаний благодаря узкой специализации исследований, например, в профессиональной области, в области спорта, медицины, образования и т.д. Так, или иначе, все
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барановская Л. А. Становление социальной ответственности современного студенчества / Л. А. Барановская. Красноярск : Сибирский гос. технологический ун-т, 2009. 160 с.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988. – 270 с.
3. Болдырев, С. А. Проблемы социализации современных студентов / С. А. Болдырев, Л. М. Медведева, Е. Ю. Немова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 989-991.
4. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / Кэррол Э. Изард ; [пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаев]. – Москва [и др.] : Питер, 2009. – 460 с.
5. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. – Москва : Просвещение, 1964. – 344 с.
6. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Новейший справ. / И.Г. Малкина-Пых. – М.; СПб.: Эксмо; 2003 (Н. Новгород: ГИПП Нижполиграф, Сова). – 926 с.
7. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова; Рос. акад. образования. Психол. ин-т. – М.: Наука, 2001. – 191, [1] с.: табл.; 20 см.
8. Небылицын, В.Д.. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] : [Сборник работ] / В. Д. Небылицын ; [Предисл. чл.–кор. АПН СССР, проф. Б. Ф. Ломова и др.] ; АН СССР, Ин–т психологии, Акад. пед. наук СССР, Ин–т общей и пед. психологии. – Москва : Наука, 1976. – 336 с.
9. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 166 с.: граф.; 21 см.
10. Немчин, Т.А. Состояния нервно–психического напряжения / Т.А. Немчин. – Ленинград : Издательcтво Ленинградского университета, 1983. – 167 с.
11. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: [Учеб. пособие] / [Ред-сост. – Д.Я. Райгородский]. – Самара: БАХРАХ-М, 2002 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – 667, [1] с.: ил.; 20 см.
12. Психология стресса: теория и практика [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие / М. Л. Мельникова ; Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Л. А. Максимова. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
13. Руслякова Е.Е. Стиль поведения детей 8-10 лет в сложной жизненной ситуации // Мир науки. 2015. № 4. С. 19.
14. Тимошкина, А.А. Эмоциональная напряженность студента вуза как фактор активизации психологической защиты и самоактуализации личности : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Тимошкина Алина Алексеевна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун–т им. К.Д. Ушинского]. – Москва, 2012. – 23 с.