Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема гражданского общества в России сегодня вызывает пристальный интерес у исследователей различных философских школ и направлений, занимает ведущее место среди проблем, которым уделяет серьезное внимание политическое руководство страны, которые затрагиваются в большинстве программных документов государства, правительства, политических партий и движений России.
В настоящее время, в период демократических преобразований в России, осуществления экономических реформ раскрылся творческий потенциал концепции гражданского общества. В этой связи возникла необходимость обратиться к трудам мыслителей прошлого для выяснения генезиса (истории зарождения) понятия «гражданское общество».
Проблема становления и развития и гражданского общества до сих пор считается нерешенной и недостаточно разработанной в современной политической и правовой науках, хотя период ее изучения измеряется столетиями, а время от времени она заслоняет множество других проблем.
Система правового регулирования - это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы нормативного регулирования. В этом случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Определить место и роль правовых норм в системе регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.
Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему правового регулирования общественных отношений. Право — уникальный, высокозначимый и авторитетный регулятор, но оно — лишь один из компонентов системы правового регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия.
Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органически включенность этих нравственных идеалов и принципов в реальные правовые связи и отношения - свидетельство повышения моральной ценности права.
Данная тема актуальна так как, особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие и совершенствование.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с гражданским обществом и правовым регулированием.
Предмет исследования – особенности гражданского общества и правового регулирования в их соотношении.
Цель данной работы – комплексное исследование гражданского общества и правового регулирования: понятия, признаков, соотношения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития гражданского общества, определить понятие и признаки гражданского общества;
2) изучить структуру гражданского общества;
3) исследовать взаимодействие гражданского общества и правового государства;
4) рассмотреть понятие и признаки правового регулирования;
5) исследовать роль правового регулирования в формировании институтов гражданского общества.
При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы - анализа и синтеза, логический, системно-структурный.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава 1.Общая характеристика гражданского общества
1.1.История развития гражданского общества. Понятие и признаки гражданского общества
Процедура формирования гражданского общества в Российском государстве, в сравнении со странами Западной Европы, началась значительно позже. Инициатива исходила сверху вследствие подневольного положения подавляющего большинства граждан и почти полного отсутствия среднего экономического слоя общества. Ставшее традиционным для отечественной истории отсутствие последовательности в политических и экономических реформах выразилось и в позиции государства в отношении гражданского общества. В формировании гражданского общества следует выделить несколько стадий.
На первой стадии (середине 18 века – 1860 год) формируются определенные предпосылки для создания негосударственных институтов «по частной инициативе некоторых представителей высшего слоя либо самих монархов». Были образованы первые организации на некоммерческой основе для осуществления благотворительной деятельности.
Вторая стадия (1860 - 1870) признается довольно важной в процедуре развития некоммерческой сферы. Общеизвестно, что в данный период осуществляются важнейшие реформы в государстве, путем которых «открылись возможности для развития активности общества: институты неправительственного значения, к примеру, земства, начали играть активную роль в обществе, разрушая монополию на общественную деятельность, ранее принадлежащую дворянскому слою и бюрократии».
Третья стадия (1917 год – середина 1980-х годов) негативно повлияла на все предыдущие позитивные начинания. Идеология была неотъемлемым элементом советских общественных организаций, что, безусловно, делал их ограниченными, зависимыми, а в отсутствии бизнеса и частной собственности эти структуры были беспомощны в финансово-экономическом отношении».
Конец 20 века был связан с крахом коммунистической системы. Были сделаны первые шаги в сторону формирования правового государства, гражданского общества и рыночной системы экономики. Между тем, возможность совершить прорыв истории не была на практике реализована. Политика реформ, которая осуществлялась в последние годы, была основана на интересах корыстного характера и подходах экономики, которые были отвергнуты опытом интеллектуального и социально-экономического развития мировых и европейских государств .
Отказ от принципа социальной справедливости повлек к понижению уровня и ухудшению качества жизни многих граждан, вытеснению существенной части населения за черту бедности. Сложилось резкое социальное расслоение – отличительная особенность отсутствия среднего класса в качестве стабильной демократии. Неисполнение социальных обязательств перед гражданами при одновременной приватизации узкой группой лиц институтов государственной власти и национальных богатств раскололо общества на проигравшее большинство и преуспевающее меньшинство.
Одновременно государство отказалось от собственных прямых обязанностей по формированию в РФ социальных, юридических и экономических институтов, которые соответствуют обществу современного типа. Юридический вакуум оказал содействие криминализации отечественной экономики. Произошло сращивание бизнеса со структурами государства, сформировавшее почву для бурного роста коррупции и заложившее основы олигархической системы в РФ на современном этапе развития.
Для установления гражданского общества в современной России необходимо формирование определенных условий.
Свободное общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государства - в создании условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Последние должны иметь шанс ее получить. Такой подход разделяется большинством современных политических сил, которые ориентируются на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства. Пересмотр подходов к реформам, который был характерен для России в 1990-е гг., необходим, учитывая масштабы социального расслоения и диспропорций регионального развития. Цивилизованное распределение национального дохода должно быть таким же приоритетом государственной политики, как и его рост .
Таким образом, образование гражданского общества началось в ходе перестройки, когда граждане получили возможность создавать независимые организации: объединения потребителей, защитников окружающей среды, национальные или культурные общества, благотворительные фонды, правозащитные или иные организации.
Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Научная и учебная литература:
1. Авалян Р.А. История правового регулирования гражданского общества в России // Журнал «Электронный вестник Ростовского социально-экономического института». – 2015. – С. 94-96
2. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 497 с.
3. Габиева С. М. Проблемы построения правового государства в РФ // Журнал «Закон и право». – 2019. – С. 51-53
4. Давыдов Д.И. Гражданское общество и эффективность правового регулирования // Право, общество, государство: проблемы теории и истории. Сборник научных статей. - 2017. - С. 44-47.
5. Кагерманов А.С.С. Роль гражданско-правового регулирования в формировании институтов гражданского общества // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. - 2020. - Т. 39. - № 3. - С. 151-156.
6. Коновалов В. А. Гражданское общество. Становление и развитие // Журнал «Известия Оренбургского государственного аграрного университета».- Выпуск № 14-1 / том 2 / 2017. – С. 83-85
7. Магомедова Р. М. Некоторые проблемы современного правового государства // Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». – 2018. – С. 92-94
8. Павлов А.Ф. Структура гражданского общества // Журнал «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». - 2019. - С. 84-86.
9. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 341 с.
10. Працко Г.С., Минасян Р.А. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник научных статей. - 2019. - С. 103-107.
11. Рябев В.В. Гражданское общество: утопия или реальность // Журнал «Вестник Мурманского государственного технического университета». – 2016. – С. 42-44
12. Сенников И.Е. Правовое регулирование и реализация права: проблемы взаимодействия // Журнал «Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал». – 2018. – С. 193
13. Сизов В.Е. Механизм правового регулирования как социально-правовая категория // Журнал «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского». – 2016. – С.162-164
14. Сковиков А. К. Гражданское общество: теоретический аспект // Журнал «Современные проблемы науки и образования». –Выпуск № 6 / 2018.- С.125-127
15. Сурхаев М.Д. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. - 2019. - С. 250-253.
16. Теория государства и права: учебник / О.Ю. Рыбаков под ред. — Москва: Юстиция, 2016. — 471 с.
17. Фетюков Ф.В. Формы взаимодействия государства и гражданского общества в процессе правового регулирования // Механизм правового регулирования: история и современность. Сборник научных статей. - 2019. - С. 244-256.
18. Шамаров В.М. Содержание структуры гражданского общества // Вестник Екатерининского института. - 2019. - № 2 (46). - С. 129-136.