Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что сущность и принципы регулирования конституционного судопроизводства являются важнейшими атрибутами для его исследования. Необходимость создания мер по разработке юридического механизма защиты Конституции Российской Федерации, учредительных актов субъектов Российской Федерации, гарантии исполнения конституционного права, граждан на судебную защиту, в том числе в органах конституционной юстиции.
Конституционное судопроизводство содержит ряд специфических особенностей по сравнению с другими видами судопроизводств. В первую очередь, принцип единства судебной власти в рамках исполнения судебного конституционного контроля характеризуется важнейшей своеобразностью, так как соответствует принципу централизации.
Особенности конституционного судопроизводства состоят в специфике реализации иных принципов правосудия, в правовом статусе участников конституционного судопроизводства, специальной правовой природе решений органов конституционной юстиции.
Объект исследования: конституционно-правовые отношения, складывающиеся в рамках осуществления конституционного судопроизводства.
Предмет исследования: нормативные правовые акты, посредством которых осуществляется правовое регулирование конституционного судопроизводства Российской Федерации.
Цель настоящей работы: раскрыть понятие, сущность и особенности конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие конституционного судопроизводства;
2) рассмотреть принципы конституционного судопроизводства;
3) исследовать содержание процессуальных отношений в сфере конституционного судопроизводства.
Методологическую базу исследования составляют диалектический метод научного познания, общенаучные и частно-научные методы теоретического анализа, такие, как логический, формально-юридический и сравнительно-правовой.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды и публикации в периодической печати, касающиеся исследования конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства.
Для написания курсовой работы использовалась учебная и специальная литература, которая в свою очередь является методом, способствующим раскрыть тему курсовой работы.
Объем и структура курсовой работы определяется поставленными целями и задачами, и которая состоит из введения, глав, параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Конституционное судопроизводство: вопросы теории
1.1 Понятие конституционного судопроизводства
Судебная власть, представляет сбой одну из разновидностей государственной власти, существующей наряду с власть законодательной и исполнительной, и является от них полностью независимой. Согласно Конституции РФ статьи 10 и пункту 2 статьи 1 Федеральному конституционному закону от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.
Судебная власть в Российской Федерации олицетворят суды, осуществляющие правосудие. Статья 118 Конституции РФ определяет, что правосудие осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Высшими органами судебной власти в настоящее время являются Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, полномочия и порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом. По мнению ученных, основной целью любого судопроизводства является - разрешение конфликтов межу государством и гражданами, межу гражданами, юридическими лицами, а также контроля за соблюдением прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами, контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и оперативно - розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний.
Во всей системе судопроизводства особое место отводится конституционному судопроизводству, реализация которого осуществляется Конституционным Судом РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место в системе судопроизводства РФ, является органом конституционного контроля и независимо осуществляет свою власть посредством конституционного судопроизводства. В целях защиты основ конституционного строя, основным прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ, Конституционный Суд РФ. По мнению Витрука Н.В. "защита прав граждан в оде конституционного судопроизводства является важным механизмом, способствующий реализации прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ.
Становление конституционного судопроизводства в нынешнем виде проходило в несколько этапов и основу современного судопроизводства составляет федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Следует остановиться на понятии конституционного судопроизводства, которого дает возможность понять природу конституционного судопроизводства его сущностные черты, место в механизме судопроизводства и роль в обществе, раскрыть ее связи с другими видами судопроизводства, оценить уровень осуществляемой Конституционным Судом РФ судебной власти юридической защиты.
По мнению Хабриевой Т.Я. под конституционным судопроизводством понимается "деятельность органов конституционной юстиции по рассмотрению и разрешению вопросов, прямо закрепленных Конституцией РФ и конституционным законодательством и отнесенных к компетенции названных органов конституциями и уставами". Довольно интересную позицию высказывает Конюхова И.А., которая "конституционное судопроизводство отождествляет с конституционным процессом", что составляет совокупность сознательных преобразований, политических и законодательных решений, направленных на развитие конституционного строя.
Вполне не без основательным можно считать позицию Бондаря Н.С. в отношении конституционного судопроизводства. Он отмечает, конституционный процесс или конституционное судопроизводство, представляет собой урегулированную конституционно - правовыми норами определенную последовательную деятельность в сфере устройства и функционирования института судебного разбирательства в области защиты прав человека и гражданина, государственного строительства и иных видов процессов и процедур. Профессор Овсепян Ж.И. отмечает: понятие судопроизводства, и конституционного судопроизводства в частности, является дискуссионным, поскольку дискуссионными остаются более общие вопросы о понятии юридического процесса и его соотношении с понятием юридической процедуры, при этом добавляет, что сущностной основой конституционного процесса, следует связывать со специальной реализацией через институт конституционной юстиции.
Необходимо обратить внимание, что понятие конституционного судопроизводства считается производным понятием от понятия судебной власти, в связи с чем, хотелось обратиться к анализу научных подходов сущности судебной власти в реализации судопроизводства.
Интересна позиция высказанной Дмитриевой Ю.А., который определяет сущность судебной власти в виде реализуемых посредством судопроизводства особых государственно - властных отношений, межу судом и иными субъектами права, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения правовых конфликтов, с целью защиты и восстановления судом нарушенного права, и определения мер ответственности виновного или ограждения от ответственности невиновного.
Панова И.В. в своей работе подробно исследует существующие в конституционно - правовой науке довольно различные подход к пониманию термина судебная власть и судопроизводство и на основании их сравнительного анализа приходит к выводу о том, что конституционное судопроизводство, является одним из видов судебно - юрисдикционного процесса, наряду с административным, гражданским, уголовным и арбитражным.
Гречкина О.В. в своей статье отмечает, что категория конституционного судопроизводства не нашла отражения в действующем законодательстве и является предметом научных дискуссий. Из множества точке зрения о содержании данной категории, она приходит к выводу о том, что это деятельность уполномоченных органов и в первую очередь Конституционного Суда РФ по разрешению поросов конституционного характера, связанна с применением мер государственного принуждения.
Зорькин В.Д. аргументируя столь многогранную функциональность Конституционного Суда РФ в рамках российской правовой системы пишет, что именно этот орган дает общеобязательное, нормативное толкование Конституции, прекращает действие признанных им несоответствующими Конституции нормативных актов или не допускает их вступления в силу, либо признавая закон не противоречащий Конституции, отражает толкование, которое служит непременным условием его конституционности, и имеет, стало быт, нормативное значение для всех правоприменителей, в том числе судов общей юрисдикции. Однако именно подобный особый статус Конституционного Суда РФ позволяет рассуждать о том, является ли данный собственно органом правосудия - судом, или же представляет собой квазисудебный орган, осуществляющий в первую очередь контроль, а не отправляет правосудие.
Анализ законодательств дает однозначный вывод о системном положении Конституционного Суда РФ. Так согласно ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" Конституционный Суд РФ, является неотделимой частью системы судов Российской Федерации, характеризующей своим единством. Фактически из приведенных выше позиций можно сделать вывод о двух подходах к опросу конституционного судопроизводства- широком и узком.
Согласно первому, под конституционным судопроизводством понимается не только процессуальная деятельность Конституционного Суда РФ, в рамках ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", а все его действия, направленные на политические, общественные, социальные, международные и иные преобразования и совершенствование норм конституционного права, т.е. вся деятельность Конституционного Суда, затрагивающая вопросы конституционного строя.
Здесь верно отмечается В.А.Лебедев, в широком понимании конституционное судопроизводство направлен ко всему демократическому ходу разработки, приятия и реализации Конституции. Узкий подход сводится к определенно законодательной процедуре по разрешению различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права и принятием общеобязательных решений, прикрепленных государственным принуждением. В связи с чем, в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ конституционное судопроизводство строится на принципах, отражающих задачи и сущность демократического
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации"
3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019)
5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации"
6. Федеральный конституционный закон от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"
7. Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ “О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"
8. Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 116-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
9. Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 89-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
10. Регламент Конституционного Суда РФ (ред. от 24.03.2022)
Специальная и учебная литература
1. Антоненко Т. А., Милявская Ю. В., Смоленский М. Б. Конституционное право России в схемах и таблицах. М.: Феникс, 2018. 240 с.
2. Божьев В. П., Гаврилов Б. Я. Правоохранительные и судебные органы. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 296 с.
3. Головка Л. В., Брусницын Л. В., Ветрова Г. Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. — М.: Городец, 2020. 768 с.
4. Гавриков, В.П. Толкование законодательства конституционным судом РФ как источника права / Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. 2019. Т. 1. № 8 (8). С. 28-30.
5. Комарова В. В., Варлен М. В., Лебедев В. А., Таева Н. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
6. Манкевич, И. С. Конституционная ответственность судей в Российской Федерации: ее субъекты, основания и санкции // Молодой ученый. — 2019. — №13. — С. 186-187.
7. Орлов Ю. К. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект, 2020. 336 с.
8. Романовский Г. Б., Романовская О. В. Правоохранительные органы. Учебное пособие. — М.: РИОР, Инфра-М, 2017. 300 с.
9. Самойлова, Р. А. К вопросу о структуре системы источников отрасли конституционного права Российской Федерации // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2019. — С. 27-30.
10. Сергевнин, С.Л. Судебная власть и конституционное правосудие в контексте принципа разделения властей//Журнал конституционного правосудия. -М.: Юрист, 2020, № 2 (26). -С. 9.
11. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.