Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) нового поколения организация внеурочной деятельности обучающихся является обязательной частью образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся. То есть, внеурочная деятельность - это деятельность, которая организуется и проводится во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию.
Школа сегодня стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование познавательных способностей. Поэтому сегодня перед учителем начальных классов возникает проблема поиска подходящих методов и форм обучения, которые могут не столько дать учащемся как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими способностями, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Проблему интеллектуального развития изучали многие отечественные и зарубежные исследователи: Г. Ю. Айзенк, У. Штерн, Ч. Э. Спирмен, Ф. А. Бине, Д. Векслер, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин, Т. С. Комарова, Б. М. Теплов и другие.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в соответствии с ФГОС НОО организация внеурочной деятельности обучающихся является обязательной частью образовательного процесса в школе, а также в ФГОС НОО приоритетом названо формирование интеллектуальных способностей. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько учащийся может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Объектом данного исследования является процесс организации занятий внеурочной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: организационно-методический условия проведения занятий внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления с использованием различных видов игр.
Гипотеза: изучение сущности внеурочной деятельности младших школьников, выявление особенностей ее общеинтеллектуального направления, определение организационно-методических условий проведения внеурочных занятий с использованием различных видов игр будет способствовать повышению уровня интеллектуального развития младших школьников.
Цель данной работы: рассмотреть роль игры в развитии личности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации требований ФГОС НОО.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- выявить сущность ключевых понятий по исследуемой проблеме;
- определить отличительные особенности построения внеурочной работы общеинтеллектуального направления в начальной школе;
- разработать и апробировать систему занятий общеинтеллектуального направления с использованием различных видов игр, способствующих повышению уровня интеллектуального развития учащихся начальных классов.
Методы исследования
Теоретические методы:
- теоретический анализ научной, методической, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме для последующей разработки теоретической части курсовой работы;
- систематизация и моделирование теоретического материала для последующей разработки практической части курсовой работы.
Эмпирические методы:
- беседа с учителем начальных классов для выявления особенностей интеллектуального развития младших школьников;
- проведение диагностических методик с обучающимися для определения уровня интеллектуального развития;
- наблюдение за обучающимися для выявления результативности использования общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности для их интеллектуального развития.
Практическая значимость: получены результаты, которые могут быть использованы в практической деятельности учителя начальных классов, существенным образом, влияющие на качество формирования познавательных способностей учащихся в процессе реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности с младшими школьниками
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, именно поэтому в ФГОС НОО дается такое определение внеурочной деятельности: это - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей, а также удовлетворения их интересов [4, с.6].
По ФГОС НОО внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Для этого необходим педагог, способный не только обслуживать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и выходить за пределы урочной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества и во внеурочной деятельности [16].
Заинтересованность современной школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты в связи с введением ФГОС НОО в систему начального образования.
В ФГОС НОО сказано, что целью внеурочной деятельности является создание условий для развития у ребенка своих интересов на основе свободного выбора, для воспитания и развития ребенка, как высоконравственной личности, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей [4, с.9].
В ФГОС НОО выделены такие виды внеурочной деятельности как: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество (добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность [4, с.13].
В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям развития личности ребенка: - духовно-нравственное; общеинтеллектуальное; общекультурное; социальное; спортивно-оздоровительное [4, с.15].
Виды и направления внеурочной деятельности учащихся тесно связаны между собой, но не являются привязанными друг к другу.
Подробнее рассмотрим общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. В данном направлении заложена научно-познавательная деятельность, которая строится с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей мыслительной деятельности и, которая служит для углубления получения новых знаний, умений и навыков, а также стимулирует и развивает творческий потенциал и познавательную активность обучающихся [5].
Целью общеинтеллектуального направления является развитие творческих, коммуникативных, а самое главное, познавательных способностей учащихся [2].
Внеурочную деятельность общеинтеллектуального направления по формированию познавательных способностей младших школьников можно проводить с помощью таких форм, как: предметные недели; библиотечные уроки; участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области; участие в олимпиадах; разработка проектов (проектная деятельность); конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры, диспуты, круглые столы и другое [12, с.7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Библиотечные уроки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.menobr.ru/article/65334-qqq-17-m10-bibliotechnye-uroki?from=PW_Timer_Art_NotGY_Desk&ustp=W.
2. Бурцева А.З. «Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности Обучающихся - одно из условий реализации ФГОС основной школы». [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/ prochee/obshchieintielliektual_noie_napravlieniie_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_obuchaius.
3. Виды игровой деятельности в начальной школе. Гребнева Е.В. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/vidi-igrovoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-1152230.html.
4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2020. 223 с.
5. Гаран В.И. Организация внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления в условиях ФГОС второго поколения (из опыта работы). [Электронный ресурс]. URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/3/104-organizatsiya-vneurochnoi-deyatelnosti-obshcheintellectualnogo-napravleniya-v-usloviyah-fgos-vtorogo-pokoleniya-iz-opyta-raboty/.
6. Гаудова Ф.У. Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/formirovaniie-i-razvitiie-sposobnostiei-mlad-shikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti.
7. «Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Кулакова Анна Игоревна. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/673718/.
8. «Дискуссия и правила ее проведения» Хачатурова Татьяна Владимировна. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-i-pravila-ee-provedeniya.
9. «Игровая деятельность, как средство воспитания и развития младших школьников» Кедрова А.М. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/11/01/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-vospitaniya-i-razvitiya.
10. «Использование ролевой игры в организации внеурочной деятельности обучающихся» Мареева Татьяна Геннадьевна. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/rolevie-igri-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-1213498.html.
11. Классификация игр, используемых в начальной школе. [Электронный ресурс]. URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/vera-janchenko/-irga-i-e-psihologicheskie-mehanizmy-vozdeistvija-na-mladshih-shkolnikov.html.
12. Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС на ступени начального общего образования» / Под ред. В.П. Сергеевой. - М.: Лабиринт, 2019. - 139 с.
13. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2018. - 320 с.
14. Научная работа «Внеурочная деятельность». [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-vneurochnaya-deyatelnost-1486693.html.
15. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. - М.: Первое сентября, 2019. - 320 с.
16. Полевикова Р.Е. Курс лекций по профессиональному модулю «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, углубленный уровень. - Боровичи, 2020. 55 с.
17. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности. Самошкина Т. Г. [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 133-136. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4842/.
18. «Применение игровых технологий на внеурочных занятиях в начальной школе. Ролевая игра» Попова Любовь Александровна. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/statya_na_temu_%C2%ABprimenenie_igrovih_tehnologij_na_u_105753.html.
19. Программа «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/programma-umniki-i-umnici-1336183.html.
20. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций Медведева Елена Евгеньевна [Электронный ресурс]. URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/596218/.
21. Развитие интеллектуальных способностей. Статья Н.В. Нестеровой. [Электронный ресурс]. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/567063/.
22 Ролевые игры во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/rolevie-igri-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-1213498.html.
23. Словарь философских терминов / Под ред. В.Г. Кузнецова. - М.: Инфра-М, 2019. 420 с.
24. Статья «Применение дискуссии для создания активной формы учебного общения во внеурочной деятельности Еремина Ирина Станиславовна [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/primienieniie-disputa-dlia-sozdaniia-aktivnoi-form.html.
25. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе игры. Тагаева Светлана Викторовна [Электронный ресурс]. URL: http://psihdocs.ru/uchastnik-konferencii-tagaeva-svetlana-viktorovna.html.
26. «Формы организации внеурочной деятельности школьников. Деловая игра» Захарова Юлия Игоревна. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/10/27/delovaya-igra.